Смекни!
smekni.com

Характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (стр. 3 из 3)

«Пятак» - пожалуй, самая жуткая «зона» страны. Это отметили даже коллеги вологжан из свердловской области, где существует такая же колония для пожизненно осуждённых. В настоящее время здесь отбывают наказание около 150 человек, осужденных за особо тяжкие преступления (на их общем счету около 500 жизней).

Примерное меню заключенного “пятака”:

Завтрак: каша пшеничная, чай с сахаром или компот.

Обед: суп гороховый с мясом или суп рыбный, каша перловая.

Ужин: каша пшенная или рагу овощное с мясом.

За малейшие нарушения режима осужденные наказываются карцером и снижением пайка.

Наказанием, причем чувствительным, считается и лишение работы. На работу здесь ходят в двухместное небольшое помещение - шьют рукавицы. Администрация колонии организует между заключенными трудовое соревнование. Но участвовать в нем могут только те, кто в совершенстве овладел специальностью "швея-моторист". Итоги соревнования подводятся еженедельно. Победители могут рассчитывать на моральные поощрения вплоть до свидания с родными.

Обитателям Огненного предоставляется возможность получения высшего образования (заочно). Но из 156 преступников этой возможностью воспользовался пока только один.

Телевизор "смертники" не смотрят. Только слушают радио - и то лишь во время лекций, которые проводят сотрудники. Из всех культурных связей с остальным миром остаются только книги, газеты и журналы. Начальство считает, что библиотека на острове хорошая.

Несмотря на полную безысходность своего положения (а, может быть, именно в силу этого) осужденные иногда решаются рвануть на свободу. В 2001 году двое "смертников" попытались напасть на контролеров, но лишь прибавили к перечню своих статей еще две - попытку побега и угрозу убийством.

На Огненном уверены, что отсюда бежать невозможно. Но, как и другие учреждения УИС России, ОЕ-256/5 подтачивается день за днем, год за годом безденежьем. За свою, прямо скажем, каторжную работу сотрудники (а всего их на Огненном 188 человек) получают от полутора до трех тысяч рублей. И то нерегулярно. Один "смертник" обходится государству в 147 рублей 10 копеек в сутки. Но весь прошедший год на зека выделялось 116 рублей 90 копеек. Это создает свои проблемы.

Впрочем, сами узники, вряд ли считают проблемой потерю 30 рублей в сутки. Их потери измеряются не в рублях. В часах, днях, месяцах, годах...

Есть ли у "смертников" шанс вернуться в свободное общество? Специалисты не исключают, что по отбытии 20-25 лет пожизненный срок можно заменить проживанием в специальных учреждениях социального призрения или в психиатрических клиниках. Врачи и психологи уверены, что по своему физическому и психическому состоянию "спецконтингент" после 20 лет срока навсегда потерян для общества. Возвращение к обычной жизни для "смертника" невозможно. Так ли это? У новой России проверенного практикой ответа на этот вопрос пока еще нет. Она только начала осваивать опыт прошедших столетий - опыт вечной, пожизненной каторги.

Официально они отбывают срок в 25 лет, но в современном политическом климате России, в котором закон и порядок стали центральной темой правления, мало кто из заключенных рассчитывает выйти на свободу живым.

Зная уголовные биографии каждого из своих подопечных – с горами трупов, чудовищными зверствами и даже людоедством, – офицеры и прапорщики за глаза (а нередко и в лицо) называют этих людей «шакалами». В возможность какого-либо «перевоспитания» или изменения к лучшему звериной сущности убийц и садистов сотрудники не верят. Из своего опыта они уже вынесли главное: практически все осужденные ни минуты не сожалеют о содеянном, не испытывают мук совести и не раскаиваются.

За все время существования «пятака» четверо сумели самостоятельно привести в исполнение свои смертные приговоры. При всей строгости режима, у осужденного все же есть шанс уйти из жизни. Помимо психических заболеваний сидельцы страдают традиционым для российской уголовно-исправительной системы туберкулезом. В среднем в тюремном лазарете содержится 20-30 больных.

Есть ли у "смертников" шанс вернуться в свободное общество? Теоретически по отбытии 20-25 лет пожизненный срок можно заменить проживанием в специальных учреждениях социального призрения или в психиатрических клиниках. Что касается возвращения к нормальной жизни, врачи и психологи уверены: по своему физическому и психическому состоянию "спецконтингент" после 20 лет срока навсегда потерян для общества