Смекни!
smekni.com

Проблемы трудоустройства молодежи в России (стр. 9 из 11)

3. Организация общественных работ

4. Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите

5. Социальная адаптация граждан на рынке труда (программы «Клуб ищущих работу» и «новый старт»)

6. Проведение профориентационной работы с безработными и незанятыми гражданами, их профессиональное обучение

7. Содействие в развитии предпринимательской деятельности

8. Содействие в переезде граждан для их трудоустройства в другой местности по направлению службы занятости.

Не трудно заметить, что 6 пунктов из 8 (1, 2, 4, 5, 6, 8) имеют в виду увеличение гибкости рынка труда, причем в основном, в аспекте снижения издержек на поиск вакансии потенциальным работником. Полезность такого рода мер несомненна, но, с другой стороны, судя по тому анализу рынка труда, который дается в современной российской литературе, затруднения, связанные с этими издержками, не стоят на первых местах в списке трудностей, которые испытывают безработные или их потенциальные работодатели. Главная и самая очевидная трудность в этом вопросе – нехватка рабочих мест, несоответствие его количества и количества трудоспособного населения. Активную роль в увеличении числа рабочих мест государство, вероятно не собирается играть. Напрямую на эту цель ориентированы 2 пункта – содействие в организации предпринимательства и организация общественных работ. Что касается первого – не ясно, как и чем в условиях более чем скромного финансирования служб занятости они могут поспособствовать человеку, желающему открыть собственное дело. Что же касается общественных работ – ситуация не менее проблематичная, ведь правительственная концепция и без того отмечает переизбыток предложений устроиться на низкоквалифицированную работу и отсутствие достаточного спроса на такие вакансии. Справедливости ради стоит заметить, что в самом тексте концепции общественные работы как средство решения проблем занятости уже не упоминаются. Еще один почти парадоксальный момент: напрямую увязывая современные проблемы занятости с демографическими процессами, а именно вступлением в трудоспособный возраст сравнительно многочисленного молодого поколения, правительство не выделяет проблему трудоустройства молодежи в качестве отдельного предмета; гораздо больше внимание уделяется вопросу о трудоустройстве легальных и нелегальных мигрантов.

Интересно, что в концепции правительства не нашла отражения практика квотирования мест для молодых специалистов, используемая местными властями и органами занятости.

Содержание концепции позволяет предположить, что правительство рассчитывает дальнейшее сокращение финансирования государственных программ занятости и сознательно формулирует свою концепцию так, чтобы свести возможные расходы к минимуму. В известном смысле такому подходу нельзя отказать в прагматизме. С другой же стороны, представляется, что возможности власти регулировать процессы на рынке труда далеко не исчерпаны.

Увеличение количества рабочих мест в масштабах, способных решить проблему безработицы за счет возможностей частного предпринимательства при нынешних темпах экономического роста невозможно, не способно в полной мере решать эту проблему за счет своих ресурсов и правительство. В этой ситуации целесообразным было бы определение тех аспектов безработицы, которые нуждаются в решении в первую очередь и те группы безработных, которые особенно незащищены. К сожалению, такой подход правительственная концепция не использует, а значит проблема трудоустройства молодежи – действительно самого незащищенного в смысле занятости слоя - не будет целенаправленно решаться в ближайшее время.

Возвращение к прежней системе государственного распределения трудовых ресурсов было бы невозможно, да и нежелательно. Тем не менее, учитывая затруднения в воспроизводстве общества, создание системы государственных гарантий трудоустройства хотя бы для какой-то части молодого поколения было бы целесообразно. В связи с этим феномен трудоизбыточности в российской экономике явно заслуживает более пристального исследования на предмет определения границ, приемлемых для конкурентоспособности предприятий.

В рамках политики правительственной концепции объективно повысится роль социальной работы с незанятым населением. Именно в рамках этой работы планируется создать систему профориентационной работы, оказание необходимой для трудоустройства информационной, психологической и прочей помощи.

При всех сделанных выше критических замечаниях по поводу данной концепции потенциал результатов ее реализации достаточно велик.

Авторы концепции, вероятно, не рассчитывают в скором времени радикально улучшить ситуацию на рынке труда, зато адекватно оценивают свои возможности в настоящий момент времени.

Основной упор сделан на преобразование сферы профессиональной подготовки и на профориентационную работу. О масштабах последствий нерациональной организации в этих областях в дореформенный период говорилось выше. Можно без всякой натяжки предположить, что степень этой нерациональности и ее последствий в 90-х гг. не уменьшилась. А это означает, что отлаживание системы профессиональной подготовки, которая находится в основном в руках государства, может стать действенным средством для правительства, не нацеленного на масштабное социальное переустройство. Средство это, к тому же, является в настоящий момент едва ли не единственным. Есть основания предполагать, что правительство будет действовать в этом направлении вполне эффективно, об этом говорит внимание к организации и реорганизации служб занятости и подготовка специалистов (социальных работников), которые смогут профессионально заниматься оказанием такого рода услуг людям, ищущим работу и, в том числе молодежи, выходящей на рынок труда.

Таким образом, наряду с факторами, наличие или отсутствие которых не зависит от конкретных шагов в настоящий момент времени,

Первую группу субъективных факторов можно коротко обозначить как кризис трудового мировоззрения. Опросы общественного мнения в первой половине 90-х гг. фиксируют нацеленность большинства общества (и молодежь здесь не исключение) исключительно на получение в процессе труда максимального дохода при минимальных затратах, безразличное отношение к средствам, которые допустимы при достижении этой цели, высокое положение в иерархии ценностей возможности немедленного и случайного обогащения и наоборот низкий ценностный статус целей, связанных с получением духовного удовлетворения в процессе труда, самореализации, творчества и т.п. Безотносительно к морально-этическому содержанию такой жизненной позиции, ее следует квалифицировать именно как кризисную, поскольку, игнорируя объективно существующую в сознании человека нематериальную мотивацию к труду, она ограничивает и трудовые возможности индивида и, тем самым, его способность достигать сформулированных в рамках этой жизненной позиции предельных целей материального характера. В принципе нормальная ориентация большей части тогдашней молодежи на организацию собственного бизнеса оказывалась в данной ситуации неадекватной стратегией. О преодолении этого кризиса и о более адекватной оценке ситуации на рынке труда свидетельствует изменение отношения большинства молодежи к работе по найму – именно с ней с конца 90-х гг. большинство связывает свое материальное благополучие в будущем.

Возможности правительства влиять на динамику рынка труда на протяжении всего периода реформ остаются крайне ограниченными. В политических же ориентирах правящих элит правящих элит происходят изменения, аналогичные описанным выше. Начав с монетаристкой утопии, полагающейся исключительно на способности рынка к саморегулированию, правительство в скором времени пришло к мнению о необходимости использовать централизованные общегосударственные программы борьбы с безработицей. Большая часть этих программ функционировала недолго и была свернута из-за недостатка финансирования. Опыт последних лет был суммирован правительством в его концепции действий на рынке труда, опубликованной весной 2003 г. Следует отметить, что в молодежном аспекте политика в данном вопросе была и остается недостаточно продуманной. В последней концепции молодежная проблематика вообще не выделяется в качестве особого направления.

Результатом действия перечисленных факторов стало то, что молодежь в настоящее время составляет самую большую возрастную группу в составе незанятого населения. Т.о. проблема трудоустройства молодежи была и остается трудноразрешимой.

Прогнозировать дальнейшее развитие ситуации на рынке молодежного труда в настоящий момент затруднительно в силу непредсказуемости известной политической и экономической ситуации в стране.

Условный прогноз можно попытаться дать, исходя из перспектив эволюционирования рассмотренных в работе объективных и субъективных факторов развития ситуации.

В настоящий момент нет оснований предполагать радикальное улучшение экономической ситуации в стране в ближайшее время. Темпы экономического роста по данным правительства выглядят впечатляюще, но все же они несопоставимы с темпами падения в 90-х гг. Кроме того, в краткосрочной перспективе должны возникнуть новые неблагоприятные факторы развития экономической ситуации: по прогнозам самого правительства в концепции занятости вступление в ВТО должно повлечь за собой сокращение количества рабочих мест.

С другой стороны, демографические факторы напряженности на рынке труда в скором времени должны уйти в прошлое, а миграционные процессы видимо будут поставлены под контроль правительства.

Исходя из этого, можно предположить, что объективно благоприятные для рынка труда факторы хотя бы отчасти уравновесят неблагоприятные.