Смекни!
smekni.com

Защита гражданских прав и ответсвенность за их нарушения в Республике Казахстан (стр. 20 из 22)

В литературе отмечалось, что изменение законодательства, объявление моратория считаются форс-мажорными обстоятельствами, но при условии, что «являются следствием правомерных действий государственных органов» [63, с.18].При этомпризнание юридического форс-мажора связывают с «законностью» акта государственного органа.

Следуя такой логике автора, если нормативный правовой акт, акт государственного органа, явно противоречит конституционным и иным правовым нормам, то должники не могут быть освобождены от ответственности перед кредиторами, с чем мы не можем согласиться, поскольку есть лишь два императивных признака непреодолимой силы: «чрезвычайность» и «непредотвратимость», которые, бесспорно, являются едиными для любого случая подобной квалификации обстоятельств. Вывод таков, что, если предложенный критерий законности в качестве обязательного признака непреодолимой силы не упоминается в ГК РК, соответственно, и законность акта государственного органа не может влиять на юридическую оценку непреодолимой силы [64, с.70]. .

Критерий законности важен тем, что от него зависит наступление ответственности государственных органов, издавших рассматриваемые акты. В соответствии с п. 5 ст. 9 ГК РК убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего законодательству акта органа государственной власти, подлежат возмещению Республикой Казахстан или соответствующей административно-территориальной единицей. Но для применения названной нормы необходимо пройти установленную процедуру признания такого акта незаконным. Для решения вопроса правомерности необходима его объективная оценка, для которой, скорее всего, понадобится определенный период времени.

От рядового субъекта имущественных обязательств вряд ли следует требовать оценки правомерности проведения в жизнь того или иного акта государственного органа. Все, что обязана сделать сторона договора, - это надлежащим образом исполнить собственные обязанности. В противном случае контрагент договорного обязательства сразу же ощутит все негативные последствия действия нормативного акта. Иными словами, он начнет терпеть убытки от нарушения обязательства, и логично будет предположить предъявление им требования к нарушителю об их возмещении [65, с.19].

Предположим ситуацию, что вопрос решился не в пользу существования данного акта, а нарушение обязательства уже имело место. Следуя логике авторов, исключающих ответственность обстоятельство может перестать существовать с отменой нормативного акта. Тогда в чем вина участников договорных обязательств, если один документ государственного органа вступает в противоречие с другими? Ставить квалификацию ситуации юридического форс-мажора в зависимость от соответствия акта государственного органа (вызвавшего указанную ситуацию) другим нормам права, – значит, возложить на сторону, нарушившую обязательство, всегда ответственность без вины, что противоречит норме п. 2 ст. 359 ГК РК, носящей диспозитивный характер.

Одной из практических задач непреодолимой силы является продление сроков исполнения обязательств по контракту. Сроки продления договора в связи с обстоятельствами форс-мажора можно также оговорить в договоре, в зависимости от свойств товара и индивидуальных особенностей сделки, и должны быть приемлемы для обеих сторон. Например, по отношению к продуктам питания данный период времени будет зависеть от срока годности самих продуктов. Целесообразно также включить в договор условие о сроке, в течение которого каждая из сторон будет иметь право отказаться от дальнейшего исполнения обязательства по контракту, если эти обстоятельства будут продолжительней указанного срока.

Другой вопрос, который необходимо оговорить в отношении обстоятельств непреодолимой силы, – это порядок уведомления о возникновении данных обстоятельств и их подтверждение. Уведомление должно быть произведено любым из доступных для противоположной стороны способов связи с обязательным подтверждением о его получении (телефакс, телеграф, электронная почта и др.). Обычно в данной ситуации в тексте контракта оговаривается, что уведомление о действии непреодолимой силы должно быть направлено незамедлительно по их наступлению. Документально подтвердить наличие обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствовали исполнению условий договора, может Торгово-промышленная палата города, органы исполнительной власти либо другие компетентные органы, указанные сторонами в договоре.

Стремление к определенности в правоотношениях между сторонами договора, с одной стороны, и не всегда четкое правовое регулирование освобождения от ответственности при невозможности исполнения обязательства, а также характерный для предпринимательства рисковый характер деятельности, с другой стороны, привели к весьма широкому применению, особенно в коммерческой практике, договорных условий об освобождении от ответственности.

Содержание этих условий различается в зависимости от многих обстоятельств, как фактических, так и юридических. В договоры предприниматели стали включать условия освобождения от ответственности с целью предотвратить или в значительной степени снизить эффект изменившихся обстоятельств на договорные обязательства, либо создать механизм адаптации договора к новым условиям, в которых он должен исполняться.

Заключение

Вопрос о пределах осуществления, защиты и ответственности за нарушение гражданских прав – это проблема борьбы со злоупотреблением гражданскими правами. Отсутствие монографической разработки этой проблемы объясняется как трудностью такой задачи, в значительной мере обусловленной той осторожностью, с которой судебная практика на протяжении многих лет подходила к применению этого принципа, так и известной недооценкой значения этого принципа, а в некоторых случаях, по-видимому, также не совсем правильным пониманием его природы и назначения.

Недооценка роли и значения принципа недопустимости злоупотребления правом в обществе получила определенное освещение в ряде работ советских авторов, но в значительной мере их взгляды были вызваны опасениями того, что закрепление в законе принципа недопутимости злоупотребления правом даст достаточно широкий простор для судейского усмотрения, что может привести на практике к нарушению основного принципа права – законности. Сейчас данные опасения представляются необоснованными.

Другой не менее важный вопрос, рассмотренный в дипломной работе – ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей.

В современном гражданском праве институт гражданско-правовой ответственности не только сохраняет свою актуальность, но и показывает динамику развития.

В литературе наибольшим признанием пользуется определение гражданско-правовой ответственности, данное О.С. Иоффе, рассматривающего ответственность как санкцию, которая вызывает для нарушителя отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав, либо возложения дополнительных гражданско-правовых обязанностей. В некоторых современных работах авторы уточняют формулировку тем, что гражданско-правовая ответственность состоит в лишении правонарушителя имущества без какой-либо компенсации; другие указывают на то, что она направлена на восстановление нарушенных прав и стимулирование экономических отношений; с точки зрения третьих, под гражданско-правой ответственностью следует понимать санкции, связанные с дополнительными обременениями для правонарушителя. Следует иметь в виду и то, что под санкцией понимают предусмотренные законодательством или договором меры имущественного воздействия, призванные обеспечивать надлежащее исполнение заключенных договоров, и не всякая, предусмотренная законодательством, санкция является гражданско-правовой ответственностью.

Необходимо более определенно выделить специфические черты гражданско-правовой ответственности, отграничивающие ее от иных видов юридической ответственности. Во-первых, возмещение должно быть эквивалентно причиненному вреду или убыткам; во-вторых, гражданско-правовая ответственность связана с применением имущественных санкций вне зависимости от характера вреда; в-третьих, за однотипные правонарушения к различным участникам имущественного оборота применяются равные по объему меры ответственности; в-четвертых, гражданское законодательство включает в себя ряд норм, устанавливающих ответственность за случай, то есть при отсутствии вины нарушителя; в-пятых, последствия гражданско-правового нарушения могут быть устранены добровольно самим нарушителем, без вмешательства судебных или иных государственных органов.

Под гражданско-правовой ответственностью предлагается понимать санкцию, связанную с дополнительными имущественными лишениями для нарушителя и имеющую цель имущественного восстановления нарушенного права потерпевшего (кредитора).

Раскрывая сущность гражданско-правовой ответственности необходимо назвать ее характерные особенности, отличающие ее от других видов юридической ответственности: возмещение, по общему правилу, должно быть эквивалентно причиненному вреду или убыткам; гражданско-правовая ответственность связана с применением имущественных санкций вне зависимости от характера вреда; за однотипные правонарушения к различным участникам имущественного оборота применяются равные по объему меры ответственности; гражданское законодательство включает в себя ряд норм, устанавливающих ответственность за случай, то есть при отсутствии вины нарушителя; последствия гражданско-правового нарушения могут быть устранены добровольно самим нарушителем, без вмешательства, судебных или иных государственных органов.

Наиболее ярко среди функций гражданско-правовой ответственности проявляется ее компенсационная направленность, развитие которой в немалой степени проявляется в широкой сфере заключения гражданско-правовых договоров.