Смекни!
smekni.com

Судебное решение 4 (стр. 7 из 14)

Другой разновидностью является изменение судом иска. Вопреки распространенному в науке и судебной практик мнению, суд, исходя из установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела, вправе независимо от согласия истца изменять иск путем уточнения его предмета. основания[50] и субъектного состава, а в случаях, указанных федеральными законами, - замены предмета и (или) основания (в исках с альтернативным предметом и основанием). Право на уточнение субъектного состава иска, то есть сторон, ограничено случаями привлечения в процесс обязательных соответчиков, не указанных истцом в исковом заявлении. Причем уточнение состава на стороне ответчика – не право, а обязанность суда, невыполнение которой расценивается в качестве одного из безусловных оснований для отмены судебного решения.

Касательно предмета иска, суд в зависимости от выяснившихся обстоятельств дела, как правило, может по своей инициативе лишь уточнить его путем увеличения или уменьшения размера исковых требований. Так, согласно п. 2 и 3 ст. 1083 ГК РФ суд в праве в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда, а также имущественного положения гражданина, причинившего вред по неосторожности, уменьшить размер возмещения вреда. Предмет иска может быть изменен и посредством замены одного способа защиты права или интереса другим. При этом необходимо помнить о том, что замена способов защиты прав и законных интересов истца возможна только в исках с альтернативным предметом. Право выбора одного из альтернативных способов защиты в силу принципа диспозитивности принадлежит истцу. По этой причине суд не праве без согласия истца производить такую замену, кроме случаев, предусмотренными федеральными законами. Например, согласно ст. 1082 ГК РФ суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, вправе в соответствии с обстоятельствами дела обязать лицо, ответственное за вред, возместить его в натуре, либо возместить причиненные убытки.

Исключение из общего правила о недопустимости изменения предмета иска путем замены одного способа защиты права или интереса другим независимо от согласия истца обусловлено объективной возможностью неосуществления избранного истцом способа защиты. Примером данного вывода служит норма п. 4 ст. 252 ГК РФ, а именно выплата истцу, предъявившему иск о выделе своей доли из общего имущества, как участнику долевой собственности, компенсации в замен выдела доли допускается только с его согласия. Но в тех случаях, когда доля выделяющегося собственника (истца) незначительна, не может быть реально выделена или он не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд вправе и при отсутствии согласия истца обязать остальных участников (участника) выплатить истцу компенсацию.

Также суд вправе по своей инициативе изменить основание иска, как правило, лишь в форме его уточнения. Под уточнением фактического основания иска понимается его дополнение посредством включения в состав основания иска фактов, имеющих юридическое значение для дела, но не указанных истцом, или наоборот, исключение из основания иска некоторых из указанных истцом фактов, не имеющих значения для дела. Предоставление суду права на уточнение фактического основания иска обусловлено тем, что истцы и их представители не всегда могут правильно определить, какие факты реальной действительности имеют в данном конкретном случае юридическое значение, а какие – нет. Право и вместе с тем обязанность суда уточнять основания иска вытекают из ч.2 ст.56 ГПК РФ, где сказано, что «суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела… выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались».

В зависимости от установленных обстоятельств дела, а также заслуживавших внимания интересов истца суд вправе в порядке ч.3 ст.196 ГПК РФ по своей инициативе:

1) Разрешать незаявленные истцом требования, если такое право суда прямо предусмотрено федеральными законами.

2) Уточнять субъектный состав на стороне ответчика, основание и предмет иска.

3) Производить замену альтернативного предмета иска в силу прямого указания федерального закона, а альтернативного основания иска – в государственных или общественных интересах.

Второй этап – голосование. Регламентируется ст. 15 ГПК РФ и имеет место при коллегиальном рассмотрении дела. Вопросы, возникающие при обсуждении дела в совещательной комнате, разрешаются судьями большинством голосов. Причем никто из судей не в праве воздержаться от голосования. Председательствующий голосует последним. Независимость, объективность и беспристрастность высказываемых по делу суждений обеспечивается правилом об особом мнении[51]. Суть этого правила состоит в том, что судья, не согласный с мнением большинства, должен подписать решение суда, изложив свое особое мнение. Как пишет Авдюков М.Г[52]., судья обязан указать, к какому выводу он пришел по данному делу, мотивировать свой вывод[53], привести аргументы, свидетельствующие о неправильности решения большинства, поставить дату и подпись. Особое мнение судьи может касаться как решения в целом, так и его отдельных частей. В последнем случае имеется в виду не согласие судьи с одним из пунктов решения или решения по одному из взаимосвязанных исковых требований или с размером присуждаемых платежей[54]. Особое мнение приобщается к делу и хранится в отдельном конверте. При объявлении принятого по делу решения оно не оглашается. Поскольку особое мнение является составной частью материалов дела, участвующие в деле лица вправе согласно ч.1 ст. 35 ГПК РФ ознакомится с ним.

Поэтому, будучи исключением из принципов гласности и устности, особое мнение доступно только лицам, участвующим в деле, и вышестоящему суду в случаях обжалования судебного решения в кассационном или надзорном порядке[55].

Некоторые авторы, в том числе и Боннер А.Т., расценивают норму о неразглашении особого мнения как алогичную, обоснованно предлагая изменить ее следующим образом: «при объявлении принятого по делу решения сообщается о наличии особого мнения судьи»[56]. Но только этим не исчерпываются проблемы института особого мнения, вызвавшего неоднозначные оценки и суждения в юридической литературе. Острой критике подвергается правило, согласно которому судья, оставшийся при особом мнении обязан подписать решение. Как заметил Л.Симкин – это нелепое правило, зачем подписывать документ, с которым ты не согласен? Дисциплина полезна в армии, но вряд ли уместна в юриспруденции[57]. По мнению Э.М. Мурадьян, в процедуре подписания решения судей, имеющим особое мнение, проявляется неуважение законодателя к субъекту особого мнения. Кроме того, в акт правосудия этой процедурой привносится элемент фикции, так как подпись под официальным документом является внешней формой свободного волеизъявления, свидетельствующего о согласии с подписанием подписываемого документа[58]. В связи с изложенным представляется обоснованным предложение авторов, ссылающихся на мировой опыт[59], о необходимости изменения правил подписания решения как акта правосудия так, чтобы оно подписывалось лишь теми судьями, волеизъявление которых соответствует его содержанию.

Третий этап – изложение решения суда.

2.2 Понятие и свойства законной силы судебного решения

Значение судебного решения как правоприменительного акта состоит в том, чтобы упорядочить и стабилизировать материально-правовые связи. Прекратить распри между их участниками. Но для этого нужно, чтобы выводы суда по делу, предписывающие субъектам материальных правоотношений строго определенный вариант юридического поведения, приобрели силу закона. Это значит, что законная сила судебного решения обеспечивает «прочность юридического порядка»[60], то есть стабильность и устойчивость окончательно подтвержденных судом фактов и правоотношений, а также вытекающих из них субъективных прав, свобод и законных интересов, и соответственно, реальность их защиты[61]. Институт законной силы судебного решения, включает в себя три компонента:

1) Понятие (или содержание) законной силы.

2) Момент вступления судебного решения в законную силу.

3) Объективные и субъективные пределы действия законной силы судебного решения.

Понятие законной силы судебного решения является одним из самых дискуссионных в науке гражданского процессуального права. Анализ ГПК РФ, в частности таких его норм, как ст. 13, п. 2 ч. 1 ст. 134, ч. 1 ст. 200, ст. 209, 210, дает основание утверждать, что законная сила судебного решения представляет совокупность его свойств[62], обеспечивающих стабильность подтвержденных судом фактов и правоотношений, а так же защиту действительно нарушенных (оспоренных) прав, свобод и законных интересов субъектов материальных правоотношений.

Силу закона для конкретного случая придают судебному решению такие его свойства, как неизменность, неопровержимость, исключительность, исполнимость. Рассмотрим каждое из этих свойств в отдельности.

Неизменность судебного решения, вступившего в законную силу, представляет собой такое его качество, в силу которого решение не может быть изменено или отменено как судом, его принявшим, так и вышестоящим судом. Нужно отметить, что именно это свойство законной силы в наибольшей степени подвергалось неоднозначной оценке: от полного забвения или отрицания до возведения в абсолют, то есть прямого отождествления с законной силой решения[63]. Негативное отношение к неизменности судебного решении как одному из свойств его законной силы объясняется подменой указанного свойства другим – неопровержимостью. Но неизменность судебного решения – это самостоятельное качество его законной силы, придающее акту правосудия бесповоротный, стабильный, устойчивый и окончательный характер[64] посредством запрета, адресованного исключительно суду, на изменение или отмену, вступившего в законную силу судебного решения. Неопровержимость в отличие от неизменности обеспечивает окончательность и бесповоротность вступившего в законную силу судебного решения иным способом, точнее посредством запрета, адресованного участвующим в деле лицам, на оспаривание вступившего в законную силу судебного постановления. Этот запрет по словам Авдюкова М.Г., позволяет избегнуть «бесконечного хождения дела по инстанциям» в результате многократных обжалований[65]. Учитывая различный порядок и условия осуществления судом и участвующих в деле лицами своих правомочий по влиянию на судьбу вступившего в законную силу судебного решения, неизменяемость и неопровержимость судебного решения представляют собой самостоятельные элементы его законной силы. Как любое правило, свойство неизменяемости вступившего в законную силу судебного решения имеет исключения, продиктованные интересами восстановления и укрепления законности и правопорядка. Исключения, предусматривающие возможность отмены или изменения судом вступившего в законную силу судебного решения, немногочисленны, а точнее их всего четыре и они прямо предусмотрены законом. Одно из исключений регулируется нормами гражданского процессуального и гражданского законодательства. В соответствии со ст. 280 ГПК РФ, ст. 44 и п. 1 ст. 46 ГК РФ в случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение суда является основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния. Другое исключение из правил заключается в следующем – согласно ст. 286 ГПК РФ, п. 3 ст. 29, п. 2 ст. 30 ГК РФ, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособном либо ограниченном в дееспособности, отпали, суд, принявший решение, на основании заявления заинтересованного лица принимает решение о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения гражданина в дееспособности. Таким образом, суд отменяет свои, ранее принятые решения. И следующее исключение из правил неизменяемости ранее вступившего в законную силу судебного решения предусмотрено п. 5 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ. Заключается это исключение в том, что вышестоящий суд в лице суда надзорной инстанции вправе отменить или изменить вступившее в законную силу решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если судом первой инстанции была допущена ошибка в применении и толковании норм материального права. В соответствии со ст. 387 ГПК РФ и п. 23 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие ГПК РФ» ошибка в применение и толковании материально-правовой нормы должна иметь существенный характер. Еще одно исключение предусмотрено ст. 397 ГПК РФ, в которой заключено, что суд, принявший решение, вправе при наличие оснований, указанных в ч. 2 ст. 392 ГПК РФ, отменить его в порядке пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Так бесповоротность и окончательность вступившего в законную силу судебного решения, то есть его неизменность, может быть нарушена путем отмены или изменения судебного решения судом, его принявшим, или вышестоящим судом, только в случаях и по основаниям, указанным в законе.