Смекни!
smekni.com

Автономия в государственном устройстве теория и практика реализации в современном мире (стр. 6 из 17)

Благодаря этим декларациям Автономные Советские Социалистические Республики закрепили за собой статус политической автономии и приобрели ряд «атрибутов» государственности в рамках Союза СССР.

Автономные области (Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская, Хакаская), находящиеся в составе краев, заявили о намеренном повышении своего конституционного правого статуса в рамках Союза СССР. Четыре из которых провозгласили себя республиками в составе уже Российской Федерации. Однако, «Парад суверенитетов», затронул и Еврейскую автономную область. В декабре 1990 года на заседании Президиума областью Совета народных депутатов был поставлен вопрос о выходе ее из Хабаровского края, в составе которого она находилась с мая 1934 года.

В декабре 1990 года на четвертой сессии областного Совета народных депутатов был рассмотрен вопрос о государственно-правовом статусе Еврейской автономной области, составлен проект Декларации, провозглашавший преобразование Еврейской автономной области в Еврейскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

В Декларации подчеркивалось, законное стремление населения ЕАССР и политической и экономической самостоятельности. В ст. 3 декларации указывалось, что Еврейская Автономная Советская Социалистическая Республика обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, за исключением полномочий, которые добровольно, постоянно или временно, передаются ею в ведения РСФСР. Закреплялось право республики осуществлять законотворческую деятельность.

С.В. Нарутто пишет: «Следует отметить, что в Декларации не раскрывались объективные возможности для изменения статуса Еврейской автономной области, отсутствовало даже упоминание об отношениях с Хабаровским краем, складывавшихся десятилетиями и являвшихся десятилетиями и являвшихся без преувеличения жизненно важными. Проект был подготовлен сугубо «верхушечно» и кабинетно. Ему не предшествовали ни научное обоснование, ни анализ возможных последствий для жизненных интересов населения области, ни социологические опросы, ни обсуждение в средствах массовой информации.

Указанные обстоятельства не могли не отразиться на отношении населения по областным органам власти. Большую часть населения Декларация была воспринята как целесообразная, поскольку принятые в последнее время законы во многом способствовали развитию самостоятельности области».[18]

Изменения, внесенные в Конституцию РСФСР, и прежде всего исключение из ее ст. 71 слов «находящихся в составе краев», которые относились к автономным областям, способствовали временному снятию вопроса о преобразовании Еврейской автономной области в республику.

16 мая 1991 года было принято постановление Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1991 года «Об основных началах национально-государственного устройства РСФСР (о Федеративном договоре)», которое (п. 6) признавало право автономной области на выход из состава края. Оно инсценировало новую попытку превратить Еврейскую автономную область в республику, предпринятую в июне 1991 года. На шестой сессии областного Совета народных депутатов. Здесь был одобрен проект Закона РСФСР «О Еврейской автономной области», предусматривающий выход автономной области из состава Хабаровского края на основании новой редакции ст. 82 Конституции РСФСР. Этот законопроект был направлен в Верховный Совет РСФСР в порядке законодательной инициативы.

На сессии был снова одобрен проект Декларации о государственно-правовом статусе Еврейской автономной области.

Президиум Хабаровского Совета народных депутатов, в связи с действиями областного Совета Еврейской автономной области направлен в Президиум Верховного Совета РСФСР обращение по поводу поправки в Закон РСФСР «О Еврейской автономной области» с просьбой отложить рассмотрение вопроса об изменении этого Закона до проведения референдума. Однако требования жителей области о проведении референдума остались без внимания руководства области, а предложенные областным Советом изменения в Закон были внесены 24 июня 1992 года.

После подписания Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации Еврейская автономная область стала субъектом Федерации.

Основными элементами конституционно-правового статуса Еврейской автономной области как государственного образования и субъекта Федерации являются: наличие определенной учредительной власти; собственной территории; уставно-правовой системы; системы областных органов государственной власти; государственной собственности автономной области; областной официальной символики; обладание в рамках компетенции области международной правосубъектностью.

Устав Еврейской автономной области был принят Законодательным Собранием области 8 октября 1997 года. Как указывается в его Преамбуле, Законодательное Собрание Еврейской автономной области приняло Устав, руководствуясь Конституцией РФ; уважая вклад предшествующих поколений в развитие Еврейской автономной области, основываясь на исторических и культурных традициях ее населения; утверждая права и свободы человека и гражданина; исходя из принципа равноправия субъектов Федерации и необходимости Российского государства; стремясь к укреплению социального и межнационального согласия, доверие и взаимопонимания в Еврейской автономной области, ее уникальные природные богатства, необходимость их рационального использования в интересах всего населения и будущих поколений ее жителей; а также признавая необходимость их рационального использования в интересах всего населения и будущих поколений ее жителей; а также признавая необходимость закрепления статуса Еврейской автономной области и создания правовой основы для ее всестороннего развития.

Согласно Уставу Еврейской автономной области (ст. 1) он обладает высшей юридической силой по отношению к законам и иным нормативно-правовым актам, имеет прямое действие и подлежит обязательному применению на ее территории.

Основными задачами Устава являются; определение конституционно-правового статуса области; создание правовых основ для защиты прав и свобод человека и гражданина на территории области; создание условий для социально-экономического и культурного развития человека на ее территории.

Однако, обладая определенной учредительной властью, Еврейская автономная область как национально-государственное образование не обладает верховенством государственной власти, поскольку свои полномочия субъекта Федерации она получила от федеральной власти, а не учредила их по собственному усмотрению.

По мнению О.Е. Кутафина: «К ведению автономной области отнесены полномочия, не позволяющие ей свободно определять свою судьбу. Согласно Конституции РФ (п. 5 ст. 66) статус автономной, как и любого другого субъекта Федерации, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Еврейской автономной области в соответствии с федеральным конституционным законом. Таким образом, обладая определенной самостоятельностью, Еврейская автономная область в то же время находится в подчинении федеральной власти, в составе которой находится. Такое подчинение является необходимым условием и предпосылкой единства Федерации».[19]

Являясь национально-государственным образованием, Еврейская автономная область в соответствии с Конституцией РФ (ст. 73) вне пределов введенья Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации обладает всей полнотой государственной власти. Это конституционное положение позволяет области в полной мере использовать собственную компетенцию, в сферу которой не в праве вмешиваться федеральные органы.

Однако, полнота государственной власти Еврейской автономной области осуществляется ею в рамках, установленных Конституцией РФ для субъектов Федерации. Следовательно, она не равноценна той полноте государственной власти, которая обычно ассоциируется с суверенитетом государства. Вместе с тем она не сводится к самостоятельности автономной области в определении своей компетенции. Она выражается также в участии области в решении вопросов, отнесенных к введенью федеральных органов, в праве областных органов законодательной и исполнительной власти обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ.

Такие возможности Еврейской автономной области определяются не только тем, что она является государственным образованием, но и тем, что в соответствии с Конституцией РФ (ст. 65) она является субъектом Федерации, находящейся в ее составе. Этот статус Еврейской автономной области обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ (ч. 4, ст. 5) ее равноправие с другими субъектами Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Как национально-государственное образование Еврейская автономная область (как субъект Российской Федерации) располагает своей территорией. Согласно ее Уставу (ст. 4) территория области является частью единой территории Российской Федерации.[20] Она составляет 36,3 тыс. кв. км.

Границы между областью и другими субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия в порядке, установленном Уставом и законом области.