Смекни!
smekni.com

Государство в гражданских правоотношениях (стр. 2 из 6)

В условиях развитой денежной системы основную массу имущественно-стоимостных отношений составляют товарно-денежные отношения. Успешное развитие объективно существующих в нашем обществе товарно-денежных отношений возможно лишь в том случае, если к ним будет применяться адекватная правовая норма. Думается, что одна из причин имевших место застойных явлений в нашей экономике связана с применением административных методов регулирования товарно-денежных отношений, когда товарно-денежные отношения облекались в несвойственную, чуждую им административно-правовую форму, которая меньше всего подходит к товарно-денежным отношениям. Между тем многовековая практика правового регулирования показала, что для нормального развития товарно-денежных отношений наиболее предпочтительной является гражданско-правовая форма. Так, производство необходимой обществу продукции можно обеспечить в административном порядке, заставив предприятие вопреки его экономическим интересам выпускать эту продукцию. Однако практика показала, что этот путь не ведет к изобилию и удовлетворению общественных потребностей. Предприятие, будучи не заинтересованным в производстве данного вида продукции, всегда найдет тысячу причин, по которым оно не смогло выполнить возложенное на него в административном порядке задание. Иная ситуация складывается, если производство необходимой обществу продукции осуществляется на основе заключенного с предприятием договора, в котором нашли отражение его экономические интересы и исполнение которых обеспечивает предприятию их удовлетворение. В таких условиях предприятие предпримет все от него зависящее для выпуска необходимой обществу продукции, так как это соответствует и его экономическим интересам. При этом не требуется применения к предприятию каких-либо мер принудительного характера со стороны государства.

Гражданское право тем и отличается от других отраслей права, что располагает уникальным, веками отработанным юридическим инструментарием, обеспечивающим организованность и порядок в общественном производстве без непосредственного соприкосновения с аппаратом государственного принуждения путем воздействия на экономические интересы участников общественного производства.

Другой составляющей частью предмета гражданского права в соответствии со ст.2 Гражданского кодекса являются личные имущественные отношения. Из самого названия вытекает, что личные неимущественные отношения обладают, по крайней мере, двумя признаками. Во-первых, указанные отношения возникают по поводу неимущественных (духовных) благ, таких как честь, достоинство, деловая репутация, имя гражданина, наименование юридического лица, авторское произведение. изобретение, промышленный образец и т.п. Во-вторых, личные неимущественные отношения неразрывно связаны с личностью участвующих в них лиц. В этих отношениях проявляется индивидуальность отдельных граждан или организаций и осуществляется оценка их нравственных и иных социальных качеств. Таким образом, под личными неимущественными отношениями следует понимать возникающие по поводу неимущественных благ общественные отношения, в которых осуществляется индивидуализация личности гражданина или организации посредством выявления и оценки их нравственных и иных социальных качеств.

В соответствии с п.1 ст.2 Гражданского кодекса гражданским правом регулируются те личные неимущественные отношения, которые связаны с имущественными. Отсюда следует, что личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, гражданским правом не регулируются. Такое удаление из предмета гражданского права личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, представляется мало обоснованным.[5] Думается, что в целом цивилистическая наука не должна ограничиваться описанием правил, содержащихся в гражданском кодексе и других нормативных актах гражданского законодательства. В ее задачу входит обоснование всего предметного единства гражданского права.

Итак, гражданское право имеет дело, прежде всего, с отношениями, лежащими в сфере экономического базиса общества. Их правовое регулирование характеризуется рядом особенностей, которые не могут не отражаться на гражданских правоотношениях. Здесь следует говорить о возможности данных отношений отражать единство правовой надстройки, их связь и взаимодействие. Ценность гражданского имущественного правоотношения как определенного научного понятия в том и состоит, что оно позволяет выявить то звено, в котором это взаимодействие носит непосредственный характер. Последнее имеет чрезвычайно важное значение для характеристики механизма правового регулирования имущественных отношений, который предполагает взаимодействие элементов правовой надстройки с общественными отношениями, входящими в экономический базис общества.

В силу изложенного, по мнению некоторых специалистов, трудно согласиться с теми авторами, которые рассматривают гражданское правоотношение в качестве особого идеологического отношения, существующего наряду с реальным имущественным отношением.[6]

Бесспорно, что вышеуказанный подход к понятию гражданского правоотношения позволяет четко разграничить идеологические и базисные отношения, но не дает достаточно ясного представления о том, как право воздействует на экономику (что на сегодняшний день для российского гражданского права имеет непреходящее значение).

Очевидно, что входящие в предмет гражданского права общественные отношения регулируются методом юридического равенства сторон. Типичным для гражданского права основанием возникновения правоотношения, как правило, считают договор, посредством которого гражданские правоотношения могут устанавливаться по воле их участников.

Институту договора в современной цивилистической литературе отводится крайне мало места. Лишь в последнее время стали появляться работы, которые кратко освещают данный предмет, не ставя задачу более углубленного исследования.[7] Ведь договор как разновидность сделки, являясь наиболее значимым юридическим фактом, порождающим права и обязанности лиц в гражданском праве, возник давно. Как справедливо отмечают авторы, значение договора было достаточно велико не только в современном мире, где граждане ежедневно заключают новые договоры или находятся в договорных отношениях, возникших ранее, изменяя и прекращая их, но и в древности.

Таким образом, наиболее существенной чертой гражданских правоотношений является равенство их сторон, их юридическая независимость друг от друга. Это означает, что ни одна из сторон здесь не может повелевать другой стороной и диктовать ей свои условия только в силу занимаемого ей положения. Последнее становится возможным только в силу существующего между сторонами договора или прямого указания закона. При этом, даже в тех случаях, когда гражданское правоотношение устанавливается помимо воли его участников, последние также находятся в юридически равном положении. Наиболее яркий тому пример - деликтное обязательство (деликт есть противоречащие нормам гражданского законодательства деяние, за которое предусмотрено наказание в форме материальной ответственности.[8]).

Юридическое равенство сторон справедливо рассматривается атрибутом гражданского правоотношения. С утратой этого свойства меняется и природа правоотношения.

Завершая анализ понятия гражданского правоотношения, следует отметить, что знаменательным событием для рассмотрения вопроса о гражданских правоотношениях в научной литературе стало появление в Гражданском кодексе трех новых понятий: справедливости, добросовестности и разумности экономической жизни, имущественных отношений, словом, гражданского оборота. Требования добросовестности, разумности и справедливости в определенной мере можно назвать законодательными новеллами, несмотря на всю традиционность этих определений.[9]

Действительно, в ранее действовавшем кодифицированном гражданском законодательстве (советском законодательстве 60-х годов) эти термины в формулировках статей непосредственно не употреблялись. В литературе (в том числе гражданско-правовой) того времени активно обсуждался вопрос о справедливости социальной. Что же касается требований разумности и добросовестности, то в нашей стране они оценивались цивилистами как "каучуковые формулировки", дающие простор для произвольного толкования и неприемлемые для действовавшего в то время механизма гражданско-правового регулирования[10]

Сейчас в основных положениях ГК РФ (раздел 1) содержится сжатая, но очень четкая формулировка, закрепившая требование законодателя ко всем участникам гражданских правоотношений о необходимости добросовестности, разумности и справедливости.[11] Закрепление этих требований было далеко не случайным. Об этом свидетельствует тот факт, что во всех последующих разделах и статьях законодатель очень последовательно проводит данную идею, устанавливая в той или иной конкретной ситуации необходимость для ее субъектов, сторон, участников руководствоваться в своих действиях разумом и доброй совестью.