Смекни!
smekni.com

Государство в гражданских правоотношениях (стр. 3 из 6)

Таким образом, можно сказать, что союз общечеловеческих ценностей, нравственности и гражданско-правовых форм имущественных отношений с присущей им формальной определенностью и даже жесткостью конструкций установился достаточно давно. Однако этим достижением сумели воспользоваться французы, немцы, и представители других народов, сумевшие вовремя понять и оценить ту роль и значение, которое имеет нравственное гражданское законодательство для процветания государства и его граждан. Что касается России, то, с одной стороны, продвижение по уже испытанному пути, а с другой - учет российских законодательных традиций позволит и нам в будущем достичь благосостояния и стабильности. Предстоит серьезная работа - теоретическая, законодательная, практическая, правоприменительная.

2. ГОСУДАРСТВО В ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ

В последние годы в политико-правовых исследованиях получил распространение взгляд на государство как на организацию бюрократии со своекорыстными интересами, противоположными интересам общества, человека и гражданина. Такая позиция, в значительной мере являясь отражением общественного сознания, к сожалению, находит подтверждение в российской действительности. Однако это понимание не способствует уяснению конституционно-правовой природы и назначения демократического государства - служить орудием и средством осуществления суверенитета народа в целях создания таких условий функционирования общества, когда человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Поэтому не защита общества и личности от государства, а условия и способы его превращения в реальный канал, важнейшую форму реализации народовластия, организацию, стоящую на службе общества и человека, - одна из центральных задач конституционно-правовой науки и политической и юридической практики в России. Пока же столь важная проблема не получила должного освещения в трудах российских государствоведов.

Решение задач построения сильного, эффективного, подлинно демократического правового государства, сформулированных в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, невозможно без научно выверенного определения государства и закрепления его конституционно-правового статуса. А это, в свою очередь, предполагает исследование государства как субъекта конституционно-правовых отношений и, в частности, выявление содержания его прав, обязанностей и ответственности перед народом, обществом, личностью.

В юридической науке существует множество определений государства, позволяющих понять его природу и общественно-политическую сущность. Это правомерно, так как речь идет о сложном, многогранном явлении: "Определений может быть много, как много сторон в предмете" (Г. Гегель, "Наука логики"). Но далеко не все они в равной мере помогают уяснить особенности государства как субъекта правовых отношений, дать его характеристику в этом качестве, сформулировать черты правового статуса. Однако во всех дефинициях акцент делается на тот или иной признак или элемент государства. И даже те авторы, которые довольно резко критикуют так называемое элементное определение государства, фактически именно от него и отправляются.[12] Это, прежде всего элементы, выделенные еще классиками государствоведения Г. Еллинеком и Л. Дюги: государственный суверенитет и публичная власть, народ (население), территория.

Элементное определение позволяет идентифицировать государство как субъект международно-правовых отношений: именно из названных элементов "выводится понятие государства в международном праве".[13] Основным признаком государства и ведущим принципом международного права является государственный суверенитет, понимаемый как независимость государства в международных отношениях и полное самоуправление во внутренних отношениях страны3.

Однако не только международное публичное право, но и частноправовые отрасли (прежде всего гражданское право) так или иначе учитывают государственный суверенитет как важный элемент, определяющую черту государства и государственной власти. То есть властная публично-правовая его сущность дает о себе знать и в гражданском праве, где отраслевой статус государства определен наиболее конкретно. Но решающими при определении специфики правового статуса государства как субъекта правоотношений являются особенности предмета и метода правового регулирования той или иной отрасли права. Поскольку главная особенность гражданско-правовых отношений состоит в том, что они регулируются методом юридического равенства сторон, возникает необходимость уравнять государство в отношениях с субъектами частного права, не обладающими властными полномочиями. Поэтому определяющая черта гражданско-правового статуса государства заключается в том, что в частноправовых отношениях оно отказывается от особого положения суверена и участвует в "гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами отношений началах" (п.1 ст.124 ГК РФ).[14]

Вместе с тем правовое положение государства как субъекта гражданско-правовых отношений зависит от того, как оно рассматривается в рамках публичного права. По мнению представителей цивилистической науки, гражданско-правовая правоспособность государства вытекает из его функций как носителя публичной власти. Эта правоспособность может быть названа целевой, так как именно цель наиболее эффективного осуществления публичной власти в интересах каждого индивида и всего общества предопределяет содержание и особенности гражданско-правовой правоспособности государства.[15] Таким образом, налицо взаимосвязь и взаимопроникновение отношений частного и публичного права при определении гражданско-правового статуса государства. В то же время специфика его частноправового статуса помогает рельефнее представить характерные черты "облика" государства как субъекта публично-правовых и в том числе конституционно-правовых отношений. Ведь в зависимости от природы отношений, в которых участвует государство, оно проявляется в многоликом спектре своих обличий, реализует многообразие ролей в качестве субъекта правоотношений. Поэтому не может быть единого определения государства как такового и не может существовать универсального его определения как субъекта правоотношений.[16]

Строго говоря, в отраслевых юридических науках каких-либо определений по этому поводу и не дается. Для выделения государства как самостоятельного участника правоотношений обычно используют следующие выражения: "государство как единое целое", "государство как таковое". В этой связи вряд ли можно согласиться с категоричным утверждением ученых-цивилистов о том, что "рассматривать государство только как единого и неделимого субъекта ни в публичном, ни в гражданском праве: нельзя". Участие государства и его частей в гражданском обороте строится на одинаковых принципах, поэтому российское государство рассматривается не как нерасчлененное целое, а как многоуровневое образование (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования). Однако сами ученые-цивилисты подчеркивают недопустимость заимствования каких-либо гражданско-правовых характеристик для описания государства как субъекта публичного права.

В публичном праве государство вступает в правоотношения как единый и неделимый субъект. Так, международное право рассматривает государство как единое целое, независимо от структуры его механизма, распределения компетенции государственных органов. Государство в международном праве является носителем организованной суверенной власти. Оно выступает в международно-правовом статусе официальным и суверенным представителем всего общества.[17]

Государство выступает в хозяйственном обороте как субъект права, как собственник, как субъект сделок, как субъект ответственности.

Наиболее широкое содержание понятия государственного сектора экономики дает В.В.Толстошеев[18], включая в него: 1) собственность РФ и субъекта РФ; 2) федеральную и региональную казну, 3) федеральные государственные нужды и долги, 4) федеральные и региональные предприятия и учреждения.

В экономической науке также нет единого подхода к пониманию государственного сектора. Например, Л.Г.Ходов под государственным сектором понимает комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам"[19]

Другие авторы рассматривают государственный сектор в качестве модели государственного регулирования экономики. Близкую позицию занимают авторы учебного пособия под ред. проф. Т.Г. Морозовой и дои А.В Пикулькина[20]

Под государственным сектором понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственными учреждениями, государственной казны Российской Федерации, а также имущественных прав Российской Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в бюджетный процесс в соответствии с законодательством Российской Федерации).