Смекни!
smekni.com

Принуждение в уголовно-процессуальном праве (стр. 3 из 8)

Психологическое принуждение - это всегда нормативная или непосредственная угроза реального применения конкретных мер принудительного воздействия, обращенная к сознанию субъекта.

Физическая мера принуждения заключается в реальном применении мер воздействия, его исполнении силами и средствами государственных органов. Выбор между различными вариантами поведения при физическом принуждении исключается вследствие того, что юридическая обязанность приводится в исполнении независимо от решения обязанного лица: он изолируется от общества, отстраняется от занимаемой должности, на его имущество накладывается арест.

Моральное принуждение при реализации уголовно-процессуального принуждения следует понимать, как выражение лицу порицания, не связанное с лишением или ограничением его личной свободы или др. благ, кроме потери в общественном мнении его авторитета, дискредитации его имени.

Следует отметить, что моральное, психологическое и физическое принуждение, как различные формы внешнего воздействия на человека не исключают друг друга - как правило, и физическое и психологическое воздействие включает в себя моменты морального воздействия. Психологическое и физическое принуждение выступают как метод внешнего воздействия на внутренние побуждения субъекта через его поведение[6]. А моральное принуждение выступает как метод внешнего воздействия на поведение субъекта через его внутренние побуждения. Так, под уголовно-процессуальным принуждением следует понимать метод воздействия, проявляющийся в уголовно-процессуальных средствах пресечения неправомерных деяний, представляющих угрозу интересам правосудия, и обеспечения условий успешного осуществления задач правосудия, применяемых компетентными органами государства к участникам уголовно-процессуальной деятельности.


2. Цели мер уголовно-процессуального принуждения.

Построение системы целей уголовно-процессуального принуждения осуществляется исключительно на базе общих задач уголовного судопроизводства, и свое конкретное выражение они получают в результате деятельности участников уголовного судопроизводства. Исходя из этого, уяснение целей уголовно- процессуального принуждения связано с определением первостепенных задач данной деятельности и основной её направленности.

В зависимости от степени обоснованности, формы выражения и последовательности осуществления, цели в сфере уголовно-процессуального регулирования, условно можно разделить на общеправовые и специальные, перспективные и ближайшие, общие, конкретные и функциональные.[7]

Для реализации каждой из названных целей уголовно-процессуальное законодательство содержит необходимые условия и средства. Они отражают последствия, которые должны наступить сразу после осуществления уголовно- процессуального закона, как непосредственный результат его воздействия на поведение участников процесса.

При решении вопроса об определении конкретных целей различных видов уголовно-процессуального принуждения, необходимо проанализировать точки зрения ведущих учёных-процессуалистов.

По данному вопросу высказаны различные мнения, представляющие определенный интерес. Так, профессор П.И. Люблинский указывал: «Основной целью принятия мер принуждения является воспрепятствование обвиняемому способов уклонения от следствия и суда».[8]

Выше указанные определения целей мер пресечения были распространенными в течение длительного периода времени. Принятие нового законодательства и дальнейшая разработка законодательного базиса, регламентирующего применение мер пресечения, привели к выводу, что целью применения мер пресечения является воспрепятствование обвиняемому или подозреваемому скрыться от дознания, досудебного следствия и суда, помешать установлению истины по делу, продолжать преступную деятельность или уклониться от отбывания наказания (Ст. 148 УПК Украины)[9].

Кроме того, применение мер пресечения преследует воспитательные цели, т.к. эти меры имеют принудительно-воспитательный характер. Правильно избирая меры пресечения, органы следствия и суда должны оказывать воспитательное воздействие, как на самого обвиняемого, заставляя его воздержаться от совершения новых преступных действий, продумать свои действия и критически к ним отнестись, так и на окружающих граждан, которые получают уверенность в том, что органы, применяющие меры пресечения, активно борется с преступлениями, и обладают надежными средствами, исключающими возможность обвиняемому скрыться от следствия и суда, совершить новое преступление, помешать осуществлению правосудия.

В соответствии с Законом, мера пресечения в ходе производства по уголовному делу может быть избрана, изменена и отменена в любой стадии процесса, причем, при решении вопроса об отмене или изменении ранее избранной меры пресечения учитывается достижение тех целей, для реализации которых она была избрана. При отсутствии оснований для применения мер пресечения, у обвиняемого отбирается обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства (ч. 3 ст. 148 УПК). Цель применения данного вида процессуального принуждения заключается, во-первых, в обеспечении своевременной явки обвиняемого по вызовам в следственные и судебные органы; во-вторых, в своевременном поступлении от обвиняемого сведений о перемене им места жительства с тем, чтобы следственные и судебные органы по необходимости организовали его вызов.

В процессуальной литературе было высказано несколько мнений по вопросу о целях привода. М.М. Гродзинский относил привод к мерам принуждения, которые имеют «...своей целью обеспечить для судебных органов возможность производства гех или иных отдельных следственных или судебных действий. Ю.Д Ливший считает, что привод «может быть применен в отношении обвиняемых.

подсудимых, свидетелей, экспертов, переводчиков в случае невыполнение ими

соответствующих процессуальных обязанностей Уточнив определение, мы можем сделать вывод, что целью привода является

доставление лиц в следственные и судебные органы для выполнения ими

соответствующих процессуальных обязанностей, и получения доказательств по

расследуемым и разрешаемым делам.

К целям задержания можно отнести следующие:

предупреждение и пресечение преступной деятельности;

2)воспрепятствование уклонению от следствия, суда и исполнения
приговора;

3)пресечение попыток помешать установлению истины по уголовному

делу;

4)установление личности подозреваемого.

Целью розыска обвиняемого, в порядке ст. 139 УПК, является установление

места нахождения обвиняемого тогда, когда он скрывается от следствия и суда, и

когда по иным причинам его местопребывание не установлено.

Цель этапирования - принудительное перемещение из места его фактического

нахождения в место., его присутствие необходимо для успешного осуществления задач

правосудия и исполнения приговора.

Цель отстранения обвиняемого от занимаемой должности состоит:

1) воспрепятствовании последнему помешать нормальному ходу
следствия и установлению истины по делу

2)в воспрепятствовании обвиняемому совершить новые преступления в силу занимаемого служебного положения;

3)в сохранении престижа учреждения, если совершенное обвиняемым преступление дискредитирует должностное лицо в глазах окружающих;

4)в воспитании в духе исполнения законов Украины сотрудников учреждения, которые получают уверенность в незыблемости законов, и в том. что органы осуществляют активную борьбу с их нарушителями. Цель производства обыска:

1. обнаружение и изъятие вещественных и письменных доказательств;

2. отыскание имущества для обеспечения конфискации и возмещения ущерба, причиненного преступлением;

3. обнаружение лица, совершившего преступление и скрывающегося от следственных органов;

4. обнаружение трупа,

Цель выемки значительно уже, т.к. выемка применяется для изъятия вещественных доказательств и письменных документов, местонахождение которых известно следователю.

Не подлежит сомнению возможность и необходимость возмещения имущественного ущерба, причиненного потерпевшему от преступления физическому или юридическому лицу7. Основной формой удовлетворения потерпевшего является возмещение убытков или устранение материального ущерба за счет виновного. Убытки могут быть возмещены добровольно, и вред может быть устранен самим правонарушителем, без содействия государственных органов. Принудительное взыскание убытков., а также устранение вредительских последствий за счет имущества правонарушителя, имеют место лишь тогда, когда потерпевший не получил удовлетворения от самого правонарушителя. В этом случае, чтобы получить защиту нарушенного права, потерпевший должен обратиться в соответствующие органы с иском.

Процессуальная сторона иска характеризует форму и процессуальный порядок реализации притязания, а принудительность обеспечения возможностью наложения ареста на имущество обвиняемого, подозреваемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия, или иных лиц, у которых находится имущество, приобретенное преступным путем. Ущерб, нанесенный преступлением общественному правопорядку, обусловливает применение в качестве дополнительной меры наказания конфискации имущества, реальное исполнение которой также предполагает наложение ареста на имущество. Следовательно, можно сделать вывод, что цель наложения ареста на имущество - обеспечить гражданский иск или возможную конфискацию имущества.