Смекни!
smekni.com

Принципы наследственного права России (стр. 17 из 19)

Действительно, право требования отказополучателя к наследнику хотя и возникает на основе завещательного распоряжения, но создает обязательственное правоотношение между конкретными лицами - наследником и отказополучателем и по поводу исполнения конкретной обязанности имущественного характера. После открытия наследства у отказополучателя возникает не право на имущество наследодателя, а известное право на имущество наследника, перешедшее к нему в порядке универсального правопреемства. Это право представляет собой право требования определенной имущественной выгоды из имущества и за счет имущества наследника, который приобрел его как наследство. Обязательственно-правовая природа правоотношений между наследником и отказополучателем не отрицает специфики оснований возникновения и прекращения, предмета, особенностей исполнения этого обязательства и других обязательств, вытекающих из влияния завещательного распоряжения наследодателя, на отношения между наследником и отказополучателем. Кроме того, следует учитывать и еще одно важное обстоятельство.

Завещание представляет собой основание возникновения завещательного отказа, оно определяет и содержание соответствующего обязательства, однако оно прежде всего определяет порядок наследования, т.е. перехода прав и обязанностей умершего к наследникам. А завещательный отказ - в отличие от завещания - не устанавливает порядка перехода прав и обязанностей умершего к отказополучателю, а лишь определяет содержание обязательства, возложенного завещанием на наследника в пользу отказополучателя. Таким образом, завещательный отказ не является основанием наследственного правопреемства, хотя бы и сингулярного.

Срок для осуществления права, предоставленного по завещательному отказу, установлен продолжительностью три года со дня открытия наследства. Данный срок, в течение которого действует право на получение завещательного отказа и отказополучатель может требовать от наследника исполнения возложенной на него обязанности, является не сроком исковой давности, а сроком осуществления права (пресекательным сроком). Этот срок не подлежит ни перерыву, ни приостановлению, ни восстановлению, а с его истечением обязательство, основанное на завещательном отказе, прекращается, за исключением случая подназначения легатария (такая возможность предусмотрена в п. 4 ст. 1137 ГК).

Подназначение отказополучателя производится на случай, если назначенный в завещании отказополучатель умрет до открытия наследства или одновременно с наследодателем, либо откажется от принятия завещательного отказа или не воспользуется правом на получение завещательного отказа, либо лишится права на получение завещательного отказа по причине своей недостойности. Подназначение позволяет удовлетворить интерес, зависимый от права основного отказополучателя на предоставленное имущественное благо, и устраняет препятствия для приобретения другими заинтересованными лицами отказанного блага в ситуациях, при которых основной легатарий либо не получил при своей жизни самого права на исполнение завещательного отказа, либо после открытия наследства прямо отказался от предназначенного ему права, либо фактически не воспользовался правом на его получение, либо не смог воспользоваться отказанным правом ввиду установленной недостойности отказополучателя.

Правилами ст. 1138 ГК предусмотрены пределы исполнения завещательного отказа. Принципиальные положения, характеризующие исполнение легата, состоят в следующем.

Во-первых, наследник, на которого завещателем возложен завещательный отказ, обязан исполнить его лишь в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Если затраты, необходимые для исполнения завещательного наследства, превышают стоимость наследства, то наследник ограничивается размером затрат, соответствующим стоимости полученного им имущества, а обязанность исполнения завещательного отказа в части, не покрываемой стоимостью перешедшего к наследнику наследства (части наследства, отдельной вещи, отдельного права), не переходит к другим наследникам. Обосновывая это положение, в литературе верно отмечается, что отказополучатель является кредитором не наследодателя, а определенного наследника, и его требования, в отличие от требований кредиторов наследодателя, могут быть удовлетворены лишь за счет доли наследника, на которого возложено исполнение легата. Требовать исполнения легата за счет всего наследственного имущества, поступившего к другим наследникам, отказополучатель не вправе <34>.

--------------------------------

<34> См.: Лиманский Г.С. Наследование по завещанию: актуальные проблемы наследственно-правовой теории и практики. Самара, 2002. С. 68.

Если из существа завещательного отказа (например, при неделимости предмета завещательного отказа) вытекает, что стоимость наследственного имущества, перешедшего к наследнику, недостаточна для исполнения легата, наследник вправе отказаться от его исполнения в соответствии с общими положениями об обязательствах - в частности, о невозможности исполнения обязательства (ст. 416 ГК). Однако стороны могут договориться о дополнительном участии средств самого отказополучателя в исполнении завещательного отказа.

Во-вторых, замена наследника, на которого было возложено исполнение легата, другим наследником допускается в порядке перехода обязанности исполнить легат в случаях, предусмотренных законом. Доля наследства, причитавшаяся наследнику, на которого был возложен легат, может перейти к другим наследникам, поскольку иное не вытекает из завещания или закона (ст. 1140 ГК). Основания такого перехода доли в наследстве от одного наследника к другим наследникам указаны в правилах о подназначении наследника (ст. 1121 ГК), наследственной трансмиссии (ст. 1156 ГК), направленном отказе от наследства (ст. 1158 ГК), приращении наследственных долей (ст. 1161 ГК) и др. В этих случаях происходит не замена должника в обязательстве, а переход обремененной легатом наследственной доли отпавшего наследника к другим наследникам. Поскольку наследник, на которого был возложен легат, в силу определенных обстоятельств не стал правопреемником в наследстве, постольку он не мог стать и должником в обязательстве по исполнению легата. Должником по завещательному отказу признается наследник, к которому перешла обремененная завещательным отказом доля отпавшего наследника, если иное не вытекает из завещания или закона.

Таким образом, изменение наследника, обязанного исполнить завещательный отказ, вследствие изменения правопреемников, обусловленного отпадением одного из наследников, подпадает под действие правил о наследовании, но не положений о перемене лиц в обязательстве.

В-третьих, завещательный отказ подлежит исполнению за счет обремененного легатом наследства после погашения долгов наследства, приходящихся на долю наследника, обязанного исполнить легат (п. 1 ст. 1138 ГК). Это правило закона является средством предупреждения возможных злоупотреблений, направленных на передачу имущества из состава наследства легатарию, чтобы предотвратить обращение взысканий на наследство по требованиям кредиторов об уплате долгов наследодателя. Завещательный отказ подлежит исполнению лишь из стоимости очищенного от долгов наследства, перешедшего к наследнику, обязанному исполнить легат. Учитывая правила об очередности возмещения за счет наследства разного рода необходимых расходов (ст. 1136, 1174 ГК), следует сделать вывод, что расходы, вызванные болезнью и похоронами наследодателя, расходы на охрану наследства и управление им, расходы, связанные с исполнением завещания и вознаграждением исполнителю завещания, пользуются приоритетом перед уплатой долгов наследодателя, а уплата долгов наследодателя является приоритетной перед исполнением завещательного отказа.

В-четвертых, завещательный отказ не может быть исполнен с нарушением установленных пределов свободы завещания. Свобода завещания ограничена институтом обязательной доли в наследстве, и эта доля не может быть уменьшена путем возложения на необходимого наследника обязанности исполнить завещательный отказ. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1138 ГК, если наследник, на которого возложен завещательный отказ, имеет право на обязательную долю в наследстве, он обязан исполнить завещательный отказ за счет той части перешедшего к нему наследственного имущества, которая превышает размер его обязательной доли. Это правило гарантирует неприкосновенность обязательной доли и недопустимость незаконного расширения свободы завещания посредством распоряжений о завещательном отказе, возложенном на необходимого наследника, имеющего право на твердый размер обязательной доли в наследстве.

Порядок исполнения завещательного отказа, представленного двум и более отказополучателям и возложенного на двух и более наследников, подчиняется правилам ст. 1138 ГК и положениям об обязательствах. Если завещательный отказ возложен на двух и более наследников, то складывается обязательство с участием нескольких лиц на стороне должника. Согласно общим положениям ст. 321 ГК, доли участия каждого содолжника в исполнении обязательства являются равными, поскольку иной размер доли не определен законом или условиями обязательства. Если в завещании не предусмотрен размер обременения наследственной доли, переходящей к каждому из наследников, что являлось бы условиями обязательства, действует правило п. 2 ст. 1138 ГК: завещательный отказ обременяет приобретенное каждым из наследников право на наследство соразмерно его доле в наследственном имуществе.

Завещательный отказ может быть установлен в пользу нескольких легатариев. Такой вид завещательного отказа не получил специального регулирования в нормах действующего российского наследственного права. В этом случае складывается обязательство с участием нескольких лиц на стороне кредитора. В зависимости от предмета завещательного отказа это обязательство может быть долевым и солидарным. Поскольку условиями завещания и правилами о завещательном отказе не установлено иное, к таким обязательствам следует применять соответствующие положения ст. 321, 326 ГК. Отказ одного из кредиторов от принятия его доли завещательного отказа имеет своим последствием освобождение наследственного должника от установленного обременения.