Смекни!
smekni.com

Доказательства и процесс доказывания в гражданском праве (стр. 8 из 23)

Законом предусмотрены следующие способы исследования доказательств: заслушивание объяснении сторон и третьих лиц (ст. 166 ГПК), допрос свидетелей (ст. 168 ГПК), допрос экспертов (ст. 180 ГПК), оглашение письменных доказательств и предъявление их участникам процесса (ст. 175 ГПК), осмотр вещественных доказательств(ст. 178 ГПК).

Нетрудно заметить, что указанные способы различаются, прежде всего, в зависимости от того, какие доказательства с помощью их исследуются - личные или предметные.

Исследование личных доказательств заключается в том, что гражданин, являющийся источником доказательств (истец, ответчик, третье лицо, свидетель), сообщает в судебном заседании те фактические данные, которые интересуют суд, а судьи, участвующие в деле лица, представитель и все присутствующие воспринимают сообщаемые сведения, получают таким образом информацию об обстоятельствах дела. Судьи, участвующие в деле лица, представители имеют также возможность задать гражданину, являющеюся источником доказательств, вопросы для получения от него дополнительных сведений, уточнения и проверки того, что он сказал. Такой характер имеет и исследование заключения эксперта.

Различия в способах исследования личных доказательств состоят лишь в некоторых особенностях процессуального порядка заслушивания сообщений лиц, занимающих различное процессуальное положение.

Так, в законе не содержится никаких правил относительно порядка заслушивания объяснений сторон и третьих лиц кроме указания на то, что лица, участвующие в деле, вправе задавать друг другу вопросы (ст. 30, 166 ГПК), что, однако, вовсе не означает, что стороны и третьи лица обязаны на эти вопросы отвечать.

Более детально регламентирован процессуальный порядок допроса свидетелей. В законе установлены следующие правила на этот счет: а) до допроса председательствующий предупреждает свидетеля об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, о чем у свидетеля отбирается подписка (ч. 1 ст. 169 ГПК), б) каждый свидетель допрашивается отдельно, свидетели, еще не давшие показаний, не могут находиться в зале судебного заседания во время разбирательства дела, допрошенный свидетель остается в зале заседания до окончания разбирательства дела, если суд не разрешит ему удалишься раньше (ст. 168 ГПК), в) председательствующий выявляет отношения свидетеля к лицам, участвующим в деле, и предлагает свидетелю сообщить все, что ему лично известно по делу (ч. 1 ст. 170 ГПК), г) после этого свидетелю могут быть заданы вопросы, закон устанавливает определенную последовательность постановки вопросов свидетелю судом, лицами, участвующими в деле, и их представителями (ч. ч. 3-5 ст. 170 ГПК), д) в случае необходимости суд может вторично допросить свидетеля в тоже или следующем заседании (ст. 171 ГПК), е) суд может провести очную ставку' между свидетелями для выяснения противоречий в их показаниях (ст. 170 ГПК), ж) при даче показании свидетель в некоторых случая (если его показания связаны с цифровыми и другими данными, которые трудно удержать в памяти) может пользоваться письменными заметками, которые предъявляются суду и лицам, участвующим в деле, и могут быть приобщены к делу по определению суда (ст. 172 ГПК), з) установлены некоторые особенности допроса несовершеннолетних свидетелей (ч. 2 ст. 169, ст. 173 ГПК).

Определен законом и порядок исследования заключения эксперта. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании. В целях разъяснения и дополнения заключения эксперты могут быть заданы вопросы. Определена законом последовательность постановки вопросов эксперту судом, лицами, участвующими в деле, и представителями (ст. 180 ГПК).

Особенность исследования заключения эксперта по сравнению со способами исследования других личных доказательств состоит в следующем: Неявка в судебное заседание истца, ответчика, третьего лица или свидетеля делает, как правило, невозможным исследование их объяснений или показаний. Специфика объяснений сторон (третьих лиц) и показаний свидетелей состоит в том, что они как доказательства окончательно формируются лишь в судебном заседании, так как воспроизведение сторонами или свидетелями известных им сведений в суде есть завершающий этап процесса формирования доказательств. Лишь в исключительных случаях эти доказательства окончательно формируются до судебного разбирательства дела: если объяснения и показания даны в порядке обеспечения доказательства, в порядке выполнения другим судом судебною поручения, если свидетель допрошен в судебном заседании при отложении разбирательства по делу (ст. 162 ГПК), если свидетель был допрошен в месте своего пребывания ввиду невозможности явки в судебное заседание по болезни, старости и т.п. (ч. 4 ст. 62 ГПК). В указанных исключительных случаях исследование доказательств производится путем оглашения объяснений показаний, зафиксированных в соответствующих протоколах.

Иной характер имеет заключение эксперта. Эксперт всегда дает свое заключение в письменной форме (ст. 77 ГПК). Изложение выводов эксперта в его письменном заключении завершает процесс формирования заключения эксперта как доказательства. Значит, заключение эксперта, как правило, формируется до исследования его, в то время как объяснения сторон (третьих лиц) и показания свидетелей окончательно формируется как доказательства во время их исследования судом, в ходе судебного разбирательства дела. Рассмотренное различие обуславливает то, что заключение эксперта может быть предметом исследования его судом в случае, когда эксперт не присутствует в зале судебного заседания. Естественно, в таком случае неприменим допрос эксперта как способ исследования его заключения, а порядок исследования имеющегося в деле письменного заключения эксперта ничем не отличается от способов исследования письменных доказательств.

Следует, конечно, заметить, что и в этом случае письменное заключение эксперта не становится письменным (а значит, предметным, а не личным) доказательством. Письменное доказательство не может быть дополнено или уточнено в процессе его исследования. Напротив, если суд признает необходимым допрос эксперта, он примет меры, обеспечивающие возможность использования такого способа исследования, обеспечит явку эксперта в судебное заседание. Даже если по каким-то исключительным причинам это окажется невозможным (например, эксперт тяжело заболел или умер), заключение эксперта может быть уточнено или дополнено путем назначения дополнительной экспертизы (ч. 1 ст. 181 ГПК).

Предметные доказательства (письменные и вещественные) отличаются от личных тем, что сведения об интересующих суд обстоятельствах запечатлены не в сознании отдельных людей, а в определенных свойствах предметов материального мира. Это свойства, которые могут быть восприняты обычным путем, с помощью органов чувств человека, но могут быть и такие, для обнаружения которых требуется применение специальных (научных или технических) методов (например, документ, выполненный тайнописью, бракованное изделия, при изготовлении которого нарушены технологические правила, и т.п.). Первые могут быть восприняты судьями при разбирательстве дела. Вторые непосредственно судьями восприняты быть не могут, поскольку суд не может при исследовании доказательств применять специальные приемы и методы. Для того, чтобы вторые стали доступными для суда и всех участников процесса, необходимо привлечение другого доказательства: необходимо заключение эксперта, который, применив специальные познания, установит указанные свойства и сообщит о них суду в своем заключении, осуществив как бы перевод информации с языка специальных знаний на общедоступный язык.

Письменные доказательства оглашаются в судебном заседании. Однако, поскольку исследования и проверке подлежит не только содержание, но и форма доказательств, а последняя не может быть воспринята на слух, письменные доказательства после их оглашения предъявляются лицам, участвующим в деле, представителям, а в необходимых случаях - свидетелям и экспертам, с тем, чтобы они могли их осмотреть (ст. 175 ГПК).

Вещественные доказательства исследуются судом и участниками процесса путем их осмотра. Осмотр производится в зале судебного заседания (ст. 178 ГПК).

Эмпирическое различие в способах исследования письменных вещественных доказательств состоит в том, что информация, составляющая содержание первых, может быть воспринята как с помощью органов зрения, так и с помощью органов слуха - при оглашении содержания документов, содержание вещественных доказательств может быть воспринято и судьями, и другими участниками процесса только с помощью зрения, путем их осмотра.

Вещественные и письменные доказательства, которые не могут быть доставлены в зал судебного заседания, исследуются по месту их нахождения. Такой исключительный способ их исследования называется осмотром на месте (ст. 179 ГПК).

Последний элемент судебного доказывания - оценка доказательств пронизывает все другие элементы доказывания и в то же время завершает весь процесс судебного познания фактических обстоятельств дела. Результаты оценки доказательств отражаются в мотивировочной части судебного решения (ч. 4 ст. 197 ГПК РСФСР).

Правильная оценка судом представленных и последовательных доказательств имеет первостепенное значение для вынесения законного обоснованного решения.

Ряд ученых не включал оценку доказательств в содержание судебного доказывания (например Клейнман А.Ф.). Основной аргумент в защиту этой позиции сводится к тому, что оценка доказательств - акт мыслительный, подчиненный не правовому регулированию, а законам мышления, т.е. оценка доказательств - это среда логики, а не права. Другой аргумент - в том, что суд не выступает в качестве субъекта доказывания, а поэтому и оценка, которую он дает доказательствам не входит в структуру судебного доказывания.