Смекни!
smekni.com

Общество с ограниченной ответственностью как юридическое лицо (стр. 2 из 7)

Иными словами, к договорам применяется такое общее правило, как “закон обратной силы не имеет”, что, несомненно, придает устойчивость гражданскому обороту. Участники договора могут быть уверенны в том, что последующие изменения в законодательстве не могут изменить условий заключенных ими договоров. Вместе с тем потребности дальнейшего развития гражданского оборота могут натолкнуться на такие препятствия, которые заложены в условиях заключенных договоров. В целях преодоления этих препятствий в пункте 2 ст.422 ГК предусмотрена возможность изменения условий уже заключенных договоров путем введения обязательных для участников договора правил, действующих с обратной силой. При этом следует обратить внимание на то, что вновь введенные правила только в том случае обязательны для участников ранее заключенных договоров, если обратная сила придана законом. Иные правовые акты не могут действовать с обратной силой в отношении заключенных договоров. Поэтому применительно к договорным отношениям сторон правильным будет утверждение о приоритете условий договора перед нормами, содержащимися в указах Президента РФ и постановлениях Правительства, изданных после заключения договора. Даже в тех случаях, когда названные правовые акты включают в себя императивные нормы, регламентирующие отношения сторон, и содержат указания об их обязательном применении к правоотношениям возникшим до издания соответствующих правовых актов, стороны вправе не применять указанные нормы, а руководствоваться условиями ранее заключенного договора.

Второй уровень регулирования договорных отношений представляют собой обычаи делового оборота в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой либо области предпринимательской деятельности правила поведения не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст.5 ГК). Необходимо заметить, что пока сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками. Однако дальнейшее развитие рыночных отношений, безусловно, потребует целой системы обычаев делового оборота. Первым шагом в этом направлении могло бы служить применение к договорным отношениям в качестве обычаев делового оборота многочисленных примерных и типовых договоров о поставках отдельных видов продукции и товаров, перевозке грузов и т.д.

Если различные уровни регулирования гражданско-правовых обязательств расположить по определенной иерархии, критерием которой может служить приоритетность в применении к условиям договора, мы получим следующую логическую цепочку регулирования прав и обязанностей сторон по гражданско-правовому договору: на первом месте – императивные нормы, содержащиеся в законодательстве, которое действовало в момент заключения договора; на втором – условия договора, установленные по соглашению сторон, и на третьем месте – диспозитивные нормы.

Что касается обычаев делового оборота, то они могут применяться к договорным отношениям в случаях, когда соответствующее условие договора не определено ни императивной нормой, ни соглашением сторон, ни диспозитивной нормой. Такой вывод следует из анализа текста ст.421 ГК.

Если же говорить о случаях, представляющих собой изъятие из действия принципа свободы договора, когда допускается заключение договора путем понуждения одного из контрагентов, то необходимо ещё раз подчеркнуть, что такие случаи могут быть предусмотрены только законом или добровольно принятым обязательством.

2.2) Содержание и форма договора.

Условия, на которых достигнуто соглашение сторон, составляют содержание договора. По своему юридическому значению все условия делятся на существенные, обычные и случайные.

К числу существенных относятся следующие условия договора: о предмете договора (например, количество и наименование товаров, подлежащих передаче покупателю по договору купли-продажи); условия, в отношении которых имеются специальные указания в законах или иных правовых актах о том, что они являются существенными либо, необходимыми для договоров данного вида; условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Круг существенных условий зависит от особенностей конкретного договора. Так цена земельного участка, зданияили иного недвижимого имущества является существенным условием договора купли-продажи недвижимости (п.1 ст.555 ГК), хотя для обычного договора купли-продажи цена продаваемого товара существенным условием не считается (п.1 ст.485 ГК).

Наконец, существенными считаются и все-те условия относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В отношении соответствующего условия должно быть прямо заявлено о необходимости достижения соглашения под угрозой отказа от заключения договора. На практике нередко случается так, что стороны при заключении договора не урегулировали разногласия, например, о размере договорной неустойки за неисполнение обязательств, однако затем выполняли условия договора. И только при возникновении спора в связи с применением ответственности одна из сторон может заявить о том, что договор следует считать недействительным, так как в свое время не было достигнуто соглашение по условиям договора о размере неустойки. В этом случае договор следует признать заключенным (но без условия о размере неустойки), имея в виду, что ни одной из сторон при заключении договора не было сделано заявление о необходимости достижения соглашения по спорному условию договора. Или, например, требования, которые предъявляются к упаковке продаваемой вещи, не отнесены к числу существенных условий договора купли-продажи действующим законодательством и не выражают природу данного договора. Однако для покупателя, приобретающего вещь в качестве подарка, упаковка может быть весьма существенным обстоятельством. Поэтому, если покупатель потребует согласовать условие об упаковке приобретаемого товара, оно становится существенным условием договора купли-продажи, без которого данный договор не может быть заключен.

Из вышеуказанных признаков существенных условий можно сделать вывод что, для всякого возмездного договора существенным условием является цена.Стороны сами устанавливают цену или включают в договор условия, позволяющие определить цену товаров, работ, услуг в момент их оплаты.

Вместе с тем в некоторых случаях, предусмотренных законом, применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Государственное регулирование цен сохраняется в отношении некоторых товаров, работ и услуг (например, цены на электрическую и тепловую энергию, тарифы за перевозку грузов транспортом общего пользования). В связи с этим необходимо обратить внимание на два принципиальных положения: во-первых, сфера действия государственного регулирования цен ограничивается лишь случаями, когда это прямо предусмотрено законом; во-вторых, если в соответствии с законом допускается государственное регулирование цен, то соответствующее условие договора не может быть определено по соглашению сторон. В этом случае товары, работы, услуги должны оплачиваться по ценам, устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами.

Под “установленными” ценами разумеются цены и тарифы, установленные соответствующими государственными органами в твердой сумме. Что касается “регулируемых цен”, то имеются в виду ситуации, когда уполномоченные государственные органы, не устанавливая твердый размер цен и тарифов, определяют их предельный размер или коэффициенты, применяемые к действующим ценам и тарифам, либо регулируют их иным образом.

ГК исключает возможность одностороннего либо произвольного изменения цены, установленной в договоре, и ориентирует стороны на четкое определение в договоре случаев и порядка изменения согласованной цены в зависимости от изменения себестоимости товаров, работ или услуг, определив порядок такого изменения (по согласованию сторон, при условии уведомления другой стороны и т.п.). Случаи, когда допускается изменение цены после заключения договора, а также условия такого изменения могут быть определены законом или в установленном им порядке.

А в пункте 3 ст.424 ГК написано что, в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги. То есть это означает что, отсутствие цены в тексте договора, в определенных случаях, если иное не указано в законе, не ведет к признанию договора незаключенным. И это дает право некоторым авторам считать, что цена относится к обычным условиям договора, однако на мой взгляд, как существенное условие, цена простозависит от того, указана ли она в законодательстве как существенное условие, от вида договора или от того, захотят ли стороны определить её как существенное условие, и вовсе цена не относится к обычным условиям.

В отличие от существенных, обычные условия не нуждаются в согласовании сторон. Обычные условия предусмотрены в соответствующих нормативных актах и автоматически вступают в действие в момент заключения договора. Это не означает, что обычные условия действуют вопреки воле сторон в договоре. Как и другие условия договора, обычные условия основываются на соглашении сторон. Только в данном случае соглашение сторон подчинить договор обычным условиям, содержащимся в нормативных актах, выражается в самом факте заключения договора данного вида. Предполагается, что если стороны достигли соглашения заключить данный договор, то тем самым они согласились и с теми условиями, которые содержатся в законодательстве об этом договоре. При заключении, например, договора аренды автоматически вступает в действие условие, предусмотренное ст.211 ГК, в соответствии с которым, риск случайной гибели или случайного повреждения имуществанесет его собственник, то есть арендодатель. Вместе с тем, если стороны не желают заключить договор на обычных условиях, они могут включить в содержание договора пункты, отменяющие или изменяющие обычные условия, если последние определены диспозитивной нормой. Так, в приведенном примере стороны могут договориться о том, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет арендатор, а не арендодатель.