Смекни!
smekni.com

Римское право (стр. 5 из 6)

Существенной реформе подвергся в период империи институт дав­ности. В провинциях возникает свой институт давности –longi temporis praescriptio. Таким образом, в период монархии по отношению

к давности в Италии действовала но общему правилу цивильная usucapio, в провинциях longi temporis praescriptio. Такая двойствен­ность уже перестала оправдываться реальными условиями. Поэтому Юстиниан особым указом 531 года de usucapione transformanda

/ Cod.7. 31.-И.Р.П. стр. 365/- "об изменениях приобретения по давности владения" комбинировал обе исторические давности: для движимых вещей дейст­вует usucapio, но с изменением срока до 3 лет, для недвижимостей

longi temporis praescriptio в 10 или 20 лет. Так образовалась так называемая praescriptio ordinaria. Но рядом с ней Юстиниа­ном была создана praescriptio extraordinaria. Император Феодосии II указом 424 года установил общую погасительную исковую давность в 30 лет, по истечении этого срока истец уже не может предъявлять своего иска.

Кроме указанных реформ в области способов приобретения права собственности, императорское время дало также несколько специаль­ных постановлений, регулирующих некоторые другие случаи приобрете­ния права собственности. Таков указ Адриана, подтвержденный Юсти­нианом, о судьбе найденного клада.

В конце главы, подводя итог всему вышеизложенному, осмелюсь сделать следующий вывод.

Разработка частноправового понятия собственности была завер­шена лишь в конце классического периода. Классическая юриспруден­ция понимала собственность как неограниченное и исключительное правовое господство лица над вещью, как право, свободное от огра­ничений по самому своему существу и абсолютное по своей защите.

Хочется отметить сложную систему вещных отношений периода республика, которая слагалась из нескольких переплетающихся между собой исторических пластов, вещные права квиритские, преторские, перегринские и провинциальные. Римским юристам времен империи удалось блестяще выполнить важнейшую задачу по уравнению и упро­щению этих исторически разнородных прав собственности.

Уничтожается деление вещей на res mancipi и res nec mancipi. Выходят из употребления в период империи старые квиритские спосо­бы передачи права собственности- mancipatio и in jure cessio.

Существенной реформе подвергается институт давности.

Но, к сожалению, в римском праве не получил последующего развития возникший в Египте прогрессивный и вполне организованный институт обязательной регистрации актов о не движимостях. Для римского классического и послеклассического права характерен недос­таток публичности в отношении недвижимости.

ГЛАВА 3

ИСТОРИЯ ПРАВ НА ЧУЖИЕ ВЕЩИ.

Кроме права собственности возможны еще вещные права ограниче­нного содержания или вещные права на чужую вещь – jure in re aliena. Уже древнейшая эпоха цивильного права в области вещных отношений знает и некоторые jure in re aliena.

Вещь принадлежит на праве собственнсти одному, но другое ли­цо имеет на нее такое же непосредственное, следовательно вещное, право, лишь ограниченное по своему содержанию. Эти jure in re aliena, в свою очередь, распадаются на две группы. Первую группу составляют вещные права пользования чужой вещью. Сюда относятся, главным образом, так называемые сервитута. Вторую группу jure in re aliena составляют вещные права на распоряжение чужой вещью. Таково закладное или залоговое право.

Самым ранним из вещных, права на чужие вещи в Риме являются сервитута. Сервитут можно определить как вещное право пользовать­ся чужой вещью в том или ином отношении. Самые ранние из них - сервитуты предиальные (земельные) или вещные – servitutes praediorum. Сервитуты этого рода предоставляют право пользования не данному (именем) определенному лицу, а всякому, кто окажет­ся в положении собственника какой- либо другой вещи: например, я предоставляю право переезда через мое имение к реке всякому собствен­нику соседнего имения. Экономически мое имение служит хозяйственным нуждам другого. Юридически же субъектом права проезда будет каждый данный собственник господствующего имения.

Из сервитутов предиальных древнейшими являются четыре: три сервитута дорожных (inter - право прохода через чужой участок, actus - правопрохода и прогона скота, via - право прохода и прогона вообще) и сервитут воды (aquaeductus - право провести воду через чужой участок). Возникли они еще в ту эпоху, когда деление вещей на дви­жимые и недвижимые имело паяное жизненное значение.

С течением времени к ним присоединяются другие

сельские сер­витута. Важнейшие из них:право прогонять скот для водопоя, право пастискот на чужом выгоне, право брать песок, глину на чужом участке и т. д.

Городские сервитуты возникли несколько позже. Старейший из них: право проложить клоаку (сток, канализацию) через чужой участок. Дальнейшее развитие города вызвало к жизни чрезвычайное разнообразие сервитутов этого рода. Содержание их нередко зависело от различных муниципальных строительных порядков. Еще позже, чем древнейшие сервитута предиальные, возникли сервитута личные – servitutes personarum.

Эти сервитуты предоставляют пользованиечужой вещью известному лицу, таково, например, право пожизненного пользования (ususfructus):пока это определенное лицо существуете; оно может пользовать­ся вещью, и соответственно право собственника на это время замира­ет. Из личных сервитутов римскому праву известны:

1) Ususfructus - право пожизненного пользования вещью и ее плодами.

2) Usus - право только личного пользования вещью без права на плоды.

3) Habitatio - право жить в чужом доме.

4) Operae servorum vel animalium - право личного пользованиятрудом чужого раба или животного.

Сервитуты предиальные и личные на первых порах не

сливались теоретически в одну категорию сервитутов. Но они положили основа­ние классической теории сервитутов; им принадлежат основные пра­вила римского сервитутного права:

1) не может быть сервитута на собственную вещь,

2) не может быть сервитута на сервитут,

3) не может быть сервитута, который обязывал бы собственника praedium serviens к каким-либо положительным действиям.

Установление сервитутов в цивильном праве совершается или судебным приговором в иске о разделе (adjudicatio), или завещатель­ным отказом (legatum), или, наконец, частным договором сторон. При этом договор должен быть облачен в форму mancipatio, или in jure cessio. В древнейшее время возможно было приобретение сервитутов за давностью, но lex Scribonia, закон неизвестного времени, применение usucapio к сервитутам воспретил /fr.4.28.88.41.3/.

Появление сервитутов вызвало необходимость новых процессуаль­ных средств защиты - и именно в двояком направлении.

а) Для защиты собственности от претензий на сервитут: кто-либо утверждает, что у него есть право проезда через мой участок, меж тем как этого, по моему мнению у него нет. Для отражения подобных претензий на сервитут уже в старом, цивильном праве собственник имеет иск – actio negatioria.

б) Для защиты сервитута как против собственника, так и плотив дру­гих лиц, также уже старым цивильным правом был создан иск, носящий название actio confessoria и играющий по отношению r сервитуту такую

же роль, как rei vindicatio по отношению к собственности (vindicatio servitutis).

Кроме сервитутов других вещных прав на чужие вещи цивильное право не знало; в частности, ему не было известно закладное право в его истинном юридическом смысле. Потребность в реальном кредите удовлетворяется в других, хотя и несовершенных формах. Древнейшей формой этого рода является в римском цивильном праве продажа вещи с правом обратного выкупа. Целям залога служит институт fiducia. Должник передавал закладываемую вещь кредитору посредством mancipatio или in jure cessio, но передавал"fiduciae causa", то есть c тем, что­бы по уплате долга, вещь была реманципирована. Если долг будет уплачен, то какого-нибудь иска должник не имел. И лишь впоследст­вии - преторским эдиктом - установлен был на этот случай actio fiduciae, личный иск информирующего свойства.

Из всего этого ясно, что fiducia не имеет вовсе основных признаков закладного права. Здесь нет права на чужую вещь вовсе. Оно лишь отражает строгий характер примитивного кредита и служит исключительно интересу кредитора.

Кроме fiducia в старом цивильном праве существовал другойзалогообразный институт– pignoris capio. Но подобные случаи пред­ставляют исключение, и юридическое положение арестованной вещи не настолько ясно, чтобы мы могли говорить здесь о подлинном заклад­ном праве кредитора.

Что же касается преторских прав на чужую вещь, то преторы взяли под свою охрану единственные цивильные права пользования чужой вещью – сервитута. Цивильный иск для их защиты был дополнен целым рядом преторских средств, которые значительно облегчили поло­жение лиц сервитутно уполномоченных. Фактическое пользование сер­витутом было подведено под понятие владения. Для массы отдельных сервитутов в преторском эдикте были установлены специальные интер­дикты: interdictes de aqua, de cloacis и т. д. Помимо этой, лучшей охраны цивильных сервитутов, практика преторов и провинциаль­ных наместников привела к признанию сервитутов преторских и провин­циальных.

Появление бонитарной собственности поставило вопрос о защите соответствующих сервитутов. На провинциальные земли цивильные права, как уже указывалось выше, не распространялись. Поэтому и для

преторов и для провинциальных наместников возникал существенно важ­ный вопрос: если формальные акты (mancipatio и in jure cessio) неприменимы или не применяются, то каким же образом могут быть уста­новлены сервитута? Так выработался новый способ установления сервитутов – pactionibus et stipulationibus /Jai.II.31.И.Р.П. стр 353/. Лица, желавшие установить сервитут, заключали между собой об этом соглашение (pactio), которое подкреплялось затем формальным обещанием (stipilatio) того, на чье имя сервитут налагался, предоставить пользование этим сервитутом. Кроме этого способа, в классическом праве выраба­тывался и другой преторский способ установления сервитутов – псевдотрадиция (quasi-traditio), то есть фактическое предоставление поль­зования.