Смекни!
smekni.com

Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы (стр. 17 из 36)

Глава 3. Творческое взаимодействие федеральных и региональных телевизионных каналов

3.1. Структура, особенности содержания и место

информационных программ регионального телевидения

Информационные программы составляют основу вещания любого телеканала. По структуре информационной программы, ее месту в сетке вещания телеканала, характеру информации можно судить о телевизионном канале в целом, его ангажированности тем или иным органом власти или олигархом, определить его идеологическую направленность. Сегодня практически все отечественные центральные телеканалы имеют собственную информационную программу (за исключением СТС и «MTV-Россия», специфический формат которых не предполагает наличия информационных программ). На региональных телевизионных каналах информационные программы играют не менее важную роль, чем на федеральных. Так, каждая региональная телекомпания, вещающая в Ростовской области, имеет сегодня собственные информационные выпуски, выходящие с установленной периодичностью.

Информационные новостные программы – «регулярное сообщение текущих событий, состоящее из 8–14, иногда до 20 эпизодов (“сюжетов”). Набор новостей универсален – от политики до погоды, включается все имеющее прикладное, ориентирующее значение для любого зрителя – слушателя. Специализированные новостные информационные программы – набор новостей одного профиля (мода, результаты спортивных соревнований, криминал, автомобилизм, сельское хозяйство и др.)»[118]. Но здесь необходимо уточнить, что информационные программы освещают не просто текущие события, а новости, т.е. что-то новое, актуальное и достоверное.

Под понятием «собственные» подразумеваются программы собственного производства, т.е. программы, подготовленные «своими» силами, на собственных технических средствах, на материалах отечественного и иностранного производства, а также сделанные на заказ (оплаченные из собственных средств) и полученные в бессрочное пользование. Определение данного понятия необходимо, так как информационные программы региональных телекомпаний вызывают наибольший интерес именно с той позиции, что являются собственным, а иногда и единственным телепродуктом региональной телекомпании, по которому можно судить о степени развития той или иной местной станции.

Информационные редакции составляют основу деятельности каждого телевизионного канала и, как правило, включают самое большое количество сотрудников телекомпании. Это связано, прежде всего, со спецификой их работы, которая заключается в сборе и обработке материала, и ее целью – максимальным охватом событий и происшествий в городе, области, регионе. Для обеспечения работы отделов и редакций информации недостаточно одного режиссера и двух-трех журналистов-редакторов, как обычно бывает в других отделах. Жесткое распределение обязанностей, планирование эфира, быстрое реагирование на события и способность репортеров и операторов быстро сориентироваться в любой ситуации – вот основные слагаемые успеха работы информационных служб.

«Информация – визитная карточка любого канала»[119], – считает исследователь телевидения Г.В. Кузнецов. «Информационные программы – это программы, посвященные новостям, сиюминутного сообщения»[120]. Новостная журналистика – это профессиональная деятельность по сбору и подаче «самоочевидных» фактов, когда факт не нуждается в дополнительных комментариях, говорит сам за себя.

Однако до выхода в эфир новость проходит несколько этапов обработки в соответствии с коллективным образом работы телевизионщиков и структурой редакции:

- главный редактор координирует работу всей редакции, определяя тематический план выпусков, график работы съемочной группы и распределение обязанностей редакционных работников, отсматривает, редактирует и выпускает (или не выпускает) материал в эфир;

- режиссер программы комплектует информационный выпуск согласно плану, разработанному в тесном сотрудничестве с выпускающим редактором; он хронометрирует сюжеты и модулирует композицию программ. Режиссер – это еще и постановщик, поэтому в его функции также входит руководство техническим персоналом: операторами, инженерами, осветителями, звукорежиссерами;

- корреспонденты информационных отделов, прежде всего, должны собрать нужную информацию, которая после обработки станет основой информационных выпусков, подготовить соответствующий сценарий, закадровый текст, комментарии и в некоторых случаях дикторский текст.

Корреспонденты информационных служб, готовя материалы к эфиру, чаще всего используют два типа новостей – «жесткие» и «мягкие». Каждый из этих типов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Принцип построения «жестких» новостей – «ничего лишнего», при такой подаче информации не гарантируется полная объективность, зато присутствует допустимый уровень правдивости. В зависимости от акцентов репортер располагает факты по «убывающему интересу», начиная с самого важного («перевернутая пирамида»). В отличие от «жесткой», «мягкая» новость менее оперативна, в нее вводится момент интриги, что делает новость более легкой для восприятия. Использование модели «мягкой» новости рекомендуется при пониженной значимости события, когда ослаблены или совсем отсутствуют оперативный либо информационный поводы.

В 90-е годы построение новостных программ изменилось. Если ранее сценарий выпуска был ограничен четкой схемой: политика, экономика, культура, спорт, то современное информационное телевидение делает упор на сенсационность информации, нарушая последовательность событий. Это связано с появлением новых тенденций в информации, изменением отношений адресант – адресат и заменой старых принципов работы всего телевидения новыми. В телевизионной практике, например, появился такой прием, как персонификация[121] новостей, что является результатом изменившегося восприятия зрителем программ телевидения.

Произошла реорганизация и в структуре самих редакций. Например, появилась такая профессия, как продюсер[122], что было вызвано коммерциализацией исследуемого феномена. Тем не менее, несмотря на многие изменения в структуре и организации информационных отделов, и сегодня «редакция информации сформирована по функциональному признаку – подготовка и выпуск сообщений о текущих событиях, в какой бы сфере они ни происходили»[123].

Естественно, что все эти изменения, произошедшие на центральном телевидении, повлияли и на деятельность региональных телеканалов. Развитие информационных программ на региональном телевидении – процесс, «открытый в будущее, незавершенный»[124], при этом хотя и планируемый, но чаще – стихийный. Это своего рода «реальная материализованная форма существования телевидения в обществе, его публичное бытие»[125].

Сегодня почти каждый канал регионального телевидения имеет свою информационную программу, которая борется за право быть самой актуальной, оперативной, популярной в данном регионе, области, городе. Для этого руководство каналов, редакторский и корреспондентский состав редакций стремятся привлечь внимание к своей программе не только ее расположением в сетке программ, наиболее удобным зрителю, но и путем повышения уровня профессионализма в работе редакции. Мы рассмотрим особенности работы информационных редакций трех ростовских телекомпаний: «Дон-ТР», «35-й канал Теле-Х» и «Южный регион».

«Дон-ТР» – компания с государственной формой собственности, ее «визитной карточкой» является информационная программа «День Дона». Редакция информации на «Дон-ТР» не только самая мощная по техническому оснащению в телекомпании, но и самая большая в регионе по числу работающих в ней сотрудников. В ее штате три режиссера, два помощника режиссера, два администратора, два выпускающих редактора, семь корреспондентов. Руководит отделом информации главный редактор. Операторская команда не входит в состав редакции, но в то же время работать с репортерами «Дня Дона» могут одновременно до шести операторов. Администраторы редакции обеспечивают во время выхода в эфир титрование материалов (указывают фамилии репортера и оператора данного материала, инициалы и фамилию интервьюируемого и т. п.), осуществляют набор текста на «телесуфлер», ведут журнал учета программ, прошедших в эфире. Во время прямого эфира администратор всегда находится с режиссером на пульте управления. В задачи помощников режиссера входит технический монтаж видеоматериалов.

Программа «День Дона» выходит в эфир два раза в день с понедельника по пятницу. Для выпуска новостей используется прямой эфир в «прайм-тайм»: 18-00 и 19-30, хронометраж программ – 20 минут. Телерадиокомпания «Дон-ТР» является ретранслятором телеканала РТР, и сам факт того, что программа выходит в эфир на государственном канале Российского телевидения, определяет многочисленность зрительской аудитории. Структура выпуска новостей в программе «День Дона» полностью повторяет структуру «Вестей» на РТР. Это сложилось исторически, еще с тех пор, когда в отечественной телевизионной системе существовала вертикальная структура управления и информационные программы на региональных государственных телеканалах были точной копией центральных выпусков новостей. Выпуски «Дня Дона» состоят из политических, экономических новостей жизни региона, области, города, а также новостей культуры и спорта, прогноза погоды.