Смекни!
smekni.com

Современное состояние жанра политический портрет (стр. 8 из 13)

Личностный блок – информация о внешнем облике политика, его профессиональных качествах, образовательном уровне, значимых фрагментах биографии, общественной и профессиональной деятельности, достижениях («НГ», 1999, №189. С. Неборак. Александр Мороз. Кандидат в доктора: кто вылечит Украину? – «…да, и, вообще он чужд бизнеса. Сам Мороз отмечает одним из лучших своих качеств – юмор. К другим положительным качествам можно отнести трудоспособность, способность к компромиссу, умение свободно общаться с аудиторией, убеждать ее»).

Программный блок выглядит как концентрат политической позиции и краткое изложение идей лидера («НГ», 1999, №189. С. Неборак. Александр Мороз. Кандидат в доктора: кто вылечит Украину? – «…отстаивает социально-демократические взгляды. К таковым можно отнести признание Морозом равноправия всех форм собственности, а также безоговорочное признание им украинской государственности»).

Цель публикации информации о политическом деятеле в форме портретного интервью – убедительно воздействовать речью («НГ», 1999,№212. Борис Федоров – один из главных претендентов на пост губернатора Подмосковья): Независимые люди всегда не очень удобны – «- А вы не боитесь, что все эти вопросы станут поводом для серьезных конфликтов? – Как известно, Федоров ничего не боится. Я считаю, что все должны платить налоги. Если стану губернатором, постараюсь сделать так, что общий уровень налогообложения у нас будет ниже чем в Москве. Чтобы крупные бизнесмены, которые сейчас сидят в столице, подумали: «Ага, здесь 35%, а там 20. Так, может, лучше там зарегистрироваться?»).

Обычно рекламный вариант портретного интервью содержит декларацию личных взглядов политика («НГ», 1999, №137. Д. Косырев. Министр, не играющий в политику – «- Не помните, какой была самая первая бумага, которую вы подписали с ощущением, что вот, это моя подпись? –Когда ушел Е. М., первое и тяжелое ощущение было, что через неделю надо ехать в Нью-Йорк и выступать в ООН – Вам же его написали к тому времени – Да? Ничего не написали, я переделывал сам. Всегда стараюсь говорить то, что считаю целесообразным, а не просто зачитывать»), рассказ о своей жизни («ОГ»,2000,№385. Стране требуется министерство идей. Борис Говорин – «-Я знаю наш народ не по книжкам и не по спорам в кулуарах Госдумы. Отец умер, когда мне было 14 лет. Мать осталась с тремя детьми. И я на каникулы не в лагерь пионерский ехал, а работал грузчиком. Еще помню, как мать перешив отцовское пальто, решила его продать и как ее за эту «спекуляцию» таскали в милицию…»), представление достоинств («ОГ»,2000,№385 – «- Вы жесткий человек? – В первую очередь к себе. Убежден, что люди пришедшие во власть, должны «пахать» в три раза больше, чем все остальные. Наверное, я жесткий, но не жестокий»).

Рекламные речи общественных деятелей о себе на страницах газет и журналов не отличаются тем пафосом, который свойственен публичным выступлениям лидера. Сдержанность этих материалов во многом объясняется посредничеством журналистов. Их присутствие придает большую степень достоверности чертам личности политика. К тому же, даже соглашаясь на такую форму представления себя как интервью, политик всегда оставляет за собой право выбора издания.

Очерковый вариант профильного портрета политика менее распространен по сравнению с предыдущей формой интервью-портрет. Варьирование соотношения личностного и программного блоков информации в очерке-портрете политика позволяет оперировать в большей или меньшей степени рациональными и эмоциональными факторами воздействия и достигать различных стратегических целей кампании.

Рациональные приемы, работающие в пространстве этой формы, информируют, обращаются к разуму, приводят аргументы.

Эмоциональные приемы по-другому называют ассоциативными. Механизмы их действия устроены иначе: они вызывают воспоминания и наводят на мысль путем воссоздания обстановки. С помощью них информация о лидере на страницах газет или журналов предстает в виде словесного рисунка. На практике соотношение в материале логического, рационального чувственного, эмоционального может быть разным, то есть, возможно, превалирование либо одного, либо другого компонента.

Практика бытования очерка-портрета, в центре которого общественный политический деятель, на страницах современной периодической печати выработала определенные закономерности передачи информации о нем.

Чаще всего поводом к появлению политического актора на журнальных страницах становится актуальное событие. Так, в "Итогах", посвященных началу осенней сессии Думы, читатель увидел "профиль" ее председателя Г.Селезнева. Номер, вышедший сразу после назначения А.Лившица министром финансов, отмечен его "профильным" портретом.

Исходным моментом, предопределяющим результат публикации о политическом деятеле (приятие, либо неприятие его образа), является преодоление барьера недоверия читателя ко всей информации. Установить доверительные отношения помогает официальное признание авторитетности автора. Необходимым для этого становятся всевозможные виды представления журналиста: подпись, краткое перечисление профессиональных качеств и интересов, занимаемая должность, и, наконец, в некоторых случаях сопровождающая материал фотография («ЛГ»,1999,№42 - «А. Новиков – независимый публицист, политолог, автор политических портретов Жириновского, Лебедя, Ельцина, Горбачева, многих аналитических статей о российской политике. Живет в Рыбинске»; «НГ»,2000,№7 – «Леонид Маркович Кроль – директор Института групповой и семейной психотерапии»).

Как правило, материал открывает краткий лид-представление героя. В данном случае лид может стать яркой характеристикой, задающей необходимый тон последующему восприятию информации. Задача первых строк материала о политике не только поддержать интерес читателя, но и настроить его на критическое или, наоборот, снисходительное восприятие описываемых личностных черт, особенностей биографии, жизненной позиции героя. Лид-представление предполагает использование художественных образов. (Прил. «НГ» «Фигуры и лица»,1999,№17. Л. Кроль. Совмещение масштабов жизни: Е. М. Примаков – «Рыцарь юности. Ее пирушек. Тайный поклонник Окуджавы»; «НГ»,1999,№212. Б. Федоров – «…считает, что поднять этот регион сможет только опытный экономист, а не генерал или биатлонист»; «ЛГ»,2000,№40. Отеческая порка: Н. Кондратенко – «Находится немало людей видеть в кубанском вожаке едва ли не былинного героя, который уже прищучил всю вражью силу в Краснодарском крае, но мог бы, дай ему иной уровень власти, навести порядок и за его пределами»; Прил. «НГ» «Фигуры и лица»,1999,№37. Д. Косырев. Министр, не играющий в экономику: И. Иванов – «Если бы Игорь Иванов не был дипломатом, то стал бы военным. Интрига существования Игоря Иванова на склочной и опасной российской политической сцене заключается в том, что он старается быть самым не политизированным из всех государственных деятелей: технократом по-английски или «крепким хозяйственником по-русски»; «К-ъ»,1999,№46. Л. Шпакова. Карьера «Газового барона»: А. Воловик – «…когда-то приехал в Москву с имуществом, состоявшим из дешевой шариковой ручки и сберегательной книжки, на которой лежали не бог весть какие деньги, заработанные за годы государственной службы. Сейчас он…»).

Иногда, фразы, из которых складывается эта часть материала, называют стереотипными суждениями. Выносимые, обычно, в начало материала, потом они «обыгрываются» в тексте.

Социальный стереотип (понятие введено в обиход американским журналистом и политологом У.Липпманом) - переводится с греческого как "твердый отпечаток", и является одним из важнейших механизмов социальной перцепции. Сила стереотипов, по мнению А.А. Тертычного, заключается в том, что они автоматизируют человеческое мышление, помогают без всяких затруднений давать оценку явлениям окружающей действительности или действиям других людей. Социально-психологические стереотипы – обобщенные в образах или формулах представления об определенном человеке или явлении окружающей действительности – содержат две стороны знание и отношение.По пути упрощения образа и придания ему четких характеристик пошли журналисты "Итогов". Так, Олег Сысуев с "легкой руки "журналиста стал "печальным лицом Кремля", В.А.Густов получил образ "мечтателя, фантазера, строителя маниловских портов", а Г.Явлинский предстал как "соискатель ответственности”. Само построение портретного материала о политике напоминает эскизное, пунктирное повествование. В короткий отрезок повествовательной канвы умело вплетаются, казалось бы, очень далекие (по месту, времени, значению и окраске) факты, явления, события, мнения. Обращение же автора к конкретным деталям: внешности, манере поведения политика направлено на выделение примет «человечности», «заземленности» в официальном характере образа общественного деятеля (Прил. «НГ» «Фигуры и лица»,1999,№17. А. Головков, А. Шахунянц. Домоустроение неспокойной власти: П. Бородин – «…как и многочисленной родне по обеим линиям, а также всяческим знакомым, которые, порой возникая в Москве, ночуют бивуаком у гостеприимной четы. У Бородиных три собаки…»; Прил. «НГ» «Фигуры и лица»,1999,№18. О. Давыдов. Физиология правоты: И. Хакамада – «Ясно, что Хакамада, с успехом пользуется в жизни преимуществами, которые дают экстравагантная внешность и женственность. Но только не надо думать, что это сознательное испоьзование в карьерных целях женских чар и обаяния – банальное надувательство мужиков в целях извлечения из них пользы. Нет, Ирина не такая. Она женщина искренняя и увлекающаяся»; «К-ъ»,2000,№13. – «И вообще народу он нравится. Нравится то, что Путин спортивный, а потому сексуально притягательный, что одинаково комфортно чувствует себя и в строгом кашемировом пальто и демократической куртке-аляске. От него, что называется, просто «пахнет мужчиной»).

Большинство портретных материалов в описании личности героя используют характерный прием: " поступок - ход - символ". Известны образцы портретов, полностью построенные на текущих делах героя. И все же чаще "точкой отсчета" при создании портрета становится верный, блистательный "ход" или непростительная промашка. ("Итоги",1998,№27. Сильный мужчина без определенного места жительства: В. Густов - "В конце сентября Ленинградский губернатор Вадим Густов был назначен вторым первым вице-премьером в правительстве Евгения Примакова… Телезрители привыкли видеть в новостях картинку очередных правительственных совещаний и переговоров: Густов неизменно сидит одессную Примакова, а голос за кадром, перечисляющий участников встречи зачастую забывает даже упомянуть имя вице-премьера". И далее: "В Московских коридорах власти работать тяжело… Неуютно там для любого, кто не принял мер и традиций поведения столичной политической элиты… при первой же возможности депутат Густов возвращается в Ленинградскую область"; «ЛГ»,1999,№40. – «По-настоящему звезда Кондратенко взошла в 1989 году…когда советская экономика уже сникла, а рыночная еще не заработала и дефицит продуктов стал ощущаться всюду, Н.И. и сделал главный шаг в своей жизни. Он провозгласил, что запрещает вывоз продовольствия с территории края»; «НГ»,1999,№189. – «На общенациональный политический уровень Мороз вышел еще в начале 90-х, когда еще до запрета компартии в 1991 году, он возглавил парламентское левое большинство – так называемую «группу 239»).