Смекни!
smekni.com

Музыкальные жанры в современном радиовещании (стр. 5 из 10)

По социальному составу аудитории обеспеченные люди в возрасте от 16 до 40 лет и руководители коммерческих организаций и компаний с высокими доходами назвали «Русское радио» на втором месте после «Европы плюс»[22].

2.4 Аудитория радиостанции «Русская Медиа-Группа»

«Русское радио» - ключевое звено «Русской Медиа-Группы» (РМГ). Она была создана в 1995 году Сергеем Кожевниковым (Генеральный продюсер «Русского радио», ранее был владельцем галереи ArtPicture, художник), Сергеем Архиповым (Главный редактор «Русского радио», ранее возглавлял радио «Роке») и Виталием Богдановым (Генеральный Директор РМГ, ранее - владелец компании «MSМах», специализирующейся на поставках студийного оборудования). «Русская Медиа-Группа» является управляющей компанией, которая еще и производит программный и информационный продукт для «Русского радио», многих радиокомланий в регионах и для ряда электронных СМИ с различными форматами. В состав РМГ входят «Русская служба новостей»,концертная организация «Русская филармония», звукозаписывающая компания «Граммофон Рекорде». В собственности РМГ находится «Русское радио», в управлении – «Радио Moнте-Карло», радиостанция «Динамит FM», «Станция 20002.

Весной 2001 года начало техническое вещание радио «Танго», определяемое как «женское». РМГ успешно работает в двух направлениях: поддерживает западную тенденцию выхода на рынок узкоформатных станций, направленных на четко определенную аудиторию (например, чисто «танцевальная» станция «Динамит») и является создательницей самого массового радио с музыкальными произведениями только на русском языке, которое заняло пустовавшую нишу («Русское радио»).

Успех РМГ на сегодняшнем рынке медиа-бизнеса во многом определяет продуманная, выстроенная и просчитанная маркетинговая и пиаровская политика. В ее основе - дать массовому потребителю именно то, что он хочет. РМГ рассматривает радиостанцию в первую очередь как рыночную структуру («Радио - это бизнес» - Сергей Кожевников); следует общемировой тенденции концентрации эфирного капитала. «Укрупнение игроков в радиобизнесе - современная мировая тенденция... Дальнейшие аппетиты РМГ могут бьпъ связаны с созданием нишевых радиостанций, вещающих для определенных небольших, но устойчивых целевых групп... Руководство холдинга не скрывает имперских амбиций. И в будущем планирует экспансию не только на постсоветскую территорию, но и в западные страны.»[23] .

Так, в перспективе предполагается «радиозахват» Европы и США при возможном партнерстве «Русского радио» с государственной радиостанцией «Голос России», вещающей в мире на 32 языках (при этом информационно-публицистическая часть вещания остается за «Голосом России», а музыкальная составляющая эфира, то есть российская эстрада, отводится «Русскому радио»)[24].

2.5 Аудитория «Радио МОНТЕ-КАРЛО»(102,1 FM)

«Радио МОНТЕ-КАРЛО» существует с февраля 2000 года. Вышло на волнах радио «Классика». Находится в управлении РМГ. Музыкальная коммерческая радиостанция.

В апреле 1997 года РМГ на приобретенной частоте 102,1, на которой звучала симфоническая музыка, запустила в эфир старые поп-и рок-хиты. Коммерческого успеха это не принесло. Осенью 1999 года на станции сменилось руководство, в эфире зазвучали поп-композиции, а ди-джеи представлялись экзотическими псевдонимами. В начале 2000 года проект радио «Классика» был закрыт и заменен на радио «Монте-Карло», формат которого был просчитан при помощи компании «КОМКОН».

Формат: музыкально-развлекательная радиостанция.

Самоопределение.

Радио для высокообеспеченых людей.

Хит-станция (с уклоном в рок), на которой в основном звучит модная европейская музыка последнего десятилетия, лучшие западные хиты 50-90-х годов; информация о событиях дня, кино- и театральных премьерах, светская хроника.

Аудитория.

По данным редакции. Люди с высокими жизненными запросами в возрасте от 24 до 35 лет; высокообразованная, довольно обеспеченная, но небольшая и четкая аудитория.

Большой популярностью станция пользуется у работающих в России иностранных специалистов.

55,4% слушателей радио «Монте-Карло» считают делом чести зарабатывать больше и быть богаче большинства окружающих людей; 45% - являются руководителями и специалистами. 75% аудитории радио «Монте-Карло» слушают его на работе и в автомобиле.

Музыка занимает в среднем 70% вещательного часа (12 - 14 песен), 30% - информация (сюда входят новости, реклама, программы (рубрики), конферанс ведущих (ди-ждеев).

Отличительной особенностью радио «Монте-Карло» является то, что все песни звучат только на английском языке. В основном это: популярная европейская музыка последних десяти лет, «свежие» хиты, хорошо знакомые, известные песни 50-90-х годов - с уклоном в рок.

Обращает на себя внимание и оформление станции - специальная отбивка, выполненная в западной стилистике, с названием, частотой, на которой вещает эта радиостанция, и призыв ее включить звучит на английском языке. Отбивка с названием – «Радио Монте-Карло» - звучит очень часто, через одну - две песни, но воспринимается естественно, не раздражает.

В начале часа, после новостей, вместе с московским, объявляется и время в Монте-Карло. В конце каждого часа - постоянная программа (рубрика) «People'sChoice», в которой выполняется музыкальная заявка слушателей (хронометраж 3-5 минут).

Помимо этой, в эфире звучат еще три музыкальные программы. «Up & Down» (в воскресенье в 17.00, хронометраж 2 часа)- еженедельный хит-парад новой музыки радио (по результатам голосования слушателей). «UKhot 30» (в пятницу в 17.00, повтор в субботу в 12.00, хронометраж 2 часа) - еженедельный хит-парад на материалах чата Великобритании, представляющий 30 участников от последнего места к первому (слушатель, который первым заранее угадал лидера, получает приз программы). «Hello, Monte-Carlo!» (ежедневно в 15.00 и 03.00, хронометраж 1 час) - npoipaMMa по заявкам слушателей.

Анализ радио «Монте-Карло» приводит к следующим выводам. Музыка и ведение ненавязчивые, легко и приятно воспринимаемые, отбивки, джинглы и даже реклама удачно вписываются в общую канву эфира, небольшие информационные и познавательные программы (рубрики) сделаны профессионально, содержат любопытные и полезные сведения, новости соответствуют формату станции.

Объективно складывается впечатление, что слушаешь иностранную станцию или находишься за пределами России. Этому способствуют и исполнение песен только на английском языке, и стиль ведения, и специально заказанные и произведенные на Западе все заставки, отбивки, джинглы для этой станции, и названия программ (рубрик) в большинстве своем английские, и особенности подачи новостей - словом, все построение и реализация эфира. Радио «Монте-Карло» отдаленно напомнило автору этой работы слушаемое им в Европе в далеких 70-х «Радио Люксембург».

«Монте-Карло» - это легкое, приятное радио, создающее радостное ощущение социальной избранности и иллюзорности окружающего - ди-джеи имеют вымышленные западные имена, прочно ассоциируемые с успехом (Морган, Рокфеллер, Бэнтли и т.п.), отсутствие привычной адресности станции (все песни на английском, такое радио может быть в любой стране), жизни без проблем и с только приятными заботами - вкусно поесть, хорошо развлечься, купить модные вещи, отдохнуть в фитнесс-центре.[25]

Радио «Монте-Карло» вещает в более чем 20 городах России и СНГ.

Таким образом, становится очевидным, что Русская Медиа-Группа контролирует большой сегмент эф-эмовского эфира, реализуя в нем станции с разным форматом и для различных аудиторий: лидер – «Русское радио» (которому принадлежит в среднем до 25% этого эфира) - массовое радио с песнями только на русском языке; танцевальная узкоформатная станция для молодежи и активных людей постарше – «Динамит» - с песнями на английском и русском языках в соотношении 3 к 2-м или 2 к 1-ой; радио для высокообеспеченних и иностранцев – «Монте-Карло» -с песнями только на английском языке; а также не вошедшие в данное исследование радио «Станция 2000», музыкальный формат которой (по данным редакции) во многом соответствует формату модных, молодежных европейских радиостанций и начавшее 1 июня (по данным редакции - в конце апреля) техническое вещание радио «Танго», задуманное как радио для женщин.

Портрет аудитории.

По данным КОМКОН-Медиа: (Среди опрошенных методом телефонной выборки в Москве в возрасте 12 лет и старше.)

Ежедневная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) - 70% из числа опрошенных слушают радио, из них - 2,5% радио «Монте-Карло» (это 19 позиция в списке по слушаемости); (апрель 2010 г.) -72,1% из числа опрошенных слушают радио, из них - 2,8% «Монте-Карло» (19 позиция). Еженедельная аудитория: (ноябрь-декабрь 2009 г.) - 88,6% из числа опрошенных слушают радио, из них - 5,3% «Монте-Карло» (19 позиция); (апрель 2010 г.) - 89,8% из числа опрошенных слушают радио, из них - 5,4% «Монте-Карло» (20 позиция)[26].

2.6 Аудитория радиостанции «Динамит»

Радиостанция «ДИНАМИТ»(101,2 FM) существует с 1 июля 2000 года.

По словам Главного редактора станции Андрея Макарова, в 1999 году возник «спрос на популярную танцевальную музыку, который широкоформатные станции не могут удовлетворять, поэтому возникла идея создания чисто танцевального радио, год велась подготовка к началу вещания»[27].

«Динамит» создан силами РМГ и ЛУКойла. Находится в управлении РМГ.

Формат: музыкально-развлекательная радиостанция.

Самоопределение.

Музыкальная развлекательная коммерческая станция, узкоформатное динамичное радио (с постоянным «драйвом»), «под которое хочется танцевать»; хит-станция, вещающая в формате dance-pop; «легкомысленное, дурацкое и веселое радио»[28].

Задача: приносить коммерческую выгоду холдингу – «Русской Медиа-Группе», в управлении которой находится («Удовлетворить спрос и на этом заработать деньги» - Андрей Макаров). «Динамит» ставит своей целью одновременно создать и занять нишу легкой танцевальной музыки, дать толчок для развития и совершенствования российской dance-культуры.