Проявления журналистского мастерства на радио с последующим выявлением их особенностей

Журналистское творчество в радиопередачах в жанре интервью. Радиовещание в современном мире. Технические средства коммуникации на радио. Процесс создания информационного продукта. Воображение в журналистском творчестве. Выразительные языковые средства.

Введение

Каждый человек имеет право на получение актуальной и надежной информации. При этом количество источников информации, к которой граждане имеют доступ, не менее важно, чем ее надежность и актуальность. СМИ берут на себя не просто функцию неких фиксаторов и трансляторов происходящего или происходившего. СМИ создают образную картину мира. Каждый человек должен обладать способностью получать информацию и приобретать знания, которые важны для него лично. Общественное телерадиовещание, а также средства печати были созданы, чтобы служить этим целям. Их главной задачей было обеспечивать граждан информацией, независимой от государственного и экономического контроля.

Воспитание гражданской позиции также представляет собой задачу, стоящую перед информационным обществом. Границы стираются, роль государства меняется, многие процессы становятся глобальными, а ситуация – более сложной. Объединяющийся и становящийся все более глобальным мир, где принятие решений часто обезличено, ставит особую задачу перед СМИ. Чтобы в полной мере воспользоваться своим гражданством в информационном обществе, человек должен иметь возможность получать информацию по вопросам, касающимся лично его, и чувствовать, что он может влиять на их решение. Эта ситуация полностью отличается от той, когда мы говорим о возможностях потребителя получать необходимые ему услуги связи.

Благодаря использованию коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ (своеобразный “триумвират” средств массовой информации): печать, радио и телевидение. Каждая из подсистем состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Кроме того, каждая из них выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

Дело в том, что сегодня, в век "восстания масс", все широко известные нам средства массовой коммуникации образуют в громадной и всепланетарной своей совокупности новую глобальную версию искусства – искусства подачи информации. Появление этого явления во многом зависело от творческого проявления журналистов. Выявление особенностей журналистского творчества в одной из подсистем СМИ, а именно в радиопередачах – будет целью нашей курсовой работы.

Предпочтение радиовещание как объект исследования обуславливается тем, что люди старшего возраста больше доверяют радио, потому что ранее, при коммунистическом режиме, по радио давались какие-либо определенные факты. Общество привыкло к тому, что эта информация не может быть неправдивой, поскольку идет сверху, от институтов власти.

Отметим так же, что выявлять такие особенности мы будем в особом жанре получения информации – интервью, более того мы выбрали один из видов интервью – диалог (в дальнейшем мы будем называть его «классическое интервью»). Диалог строится по стандартной схеме «вопрос-ответ», естественно журналист не должен выступать в роли механического поставщика вопросов и регистратора ответов, но и для творческого проявления у него не так много места. Установив границы исследуемой нами области, тем самым усложнили достижение поставленной цели.

Мы установили задачи, последовательное решение которых позволит провести анализ нашей работы:

1. дать определение понятию журналистское творчество;

2. установить возможные виды творческого проявления журналиста в интервью;

3. проанализировать творческие проявления журналиста в радио интервью;

4. выявить особенности журналистского творчества в различных СМИ.

Беседы с известными журналистами о технике профессионального мастерства, а также о специфике проявления творчества изредка появляются на страницах журналов и газет, тем более в работах аналитического характера. Посвятив именно этой теме курсовую работу, мы определили ее актуальность. В качестве объекта исследования нами были выбраны интервью одной из передач радио ИрГТРК. Проявления журналистского мастерства на радио с последующим выявлением их особенностей и будет предметом нашего исследования.


1. Журналистское творчество в радиопередачах в жанре интервью

1.1 Радиовещание в современном мире

Не смотря на различия СМИ, «работая» на единый конечный результат, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, они постоянно взаимодействуют в общной системе.

Печать, радио и телевидение обладает рядом особенностей, проявляющихся в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специфичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее — это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только какому-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное - звуковое сообщение на радио).

Вторым по времени появления (после печатных) средством массовой коммуникации является радиовещание. Наиболее характерной его чертой в том, что носителем информации оказывается только звук (включая и паузы). Радиосвязь (использующая радиоволны — эфирное вещание, осуществляемая по проводам — проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.

Наконец, следует отметить, что, хотя и возможно создание множества каналов радиовещания, слушатель в определенный отрезок времени способен воспринимать только одну программу, отказавшись от всех других, одновременно идущих (ведь отложенное слушание, как, например, отложенное чтение, невозможно). Поэтому важна строгая, четко рассчитанная на аудиторию программная политика, при хорошей реализации которой аудитория слушателей будет максимальной.

Старейшее средство массовой информации – по-прежнему остается популярным, вездесущим и крайне востребованным аудиторией. Радиостанции универсального или общего характера включают широкий спектр информационных, аналитических, общественно-политических, научно-популярных, художественных, музыкальных и др. передач, которые предназначены для всех категорий слушателей.

Помимо этого, еще одна особенность радио – вневизуальность, что позволяет слушателям проявить свои способности “фантазирования” мысленного образа. Слушатели радио имеют возможность воспринимать звук более полно и глубоко, поскольку не отвлекаются от звучащей речи, музыки, “не делят” своего внимания между звуком и тем, что его сопровождает.

Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно — передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, в том порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке, тем более “просматривать”, как это свойственно контактам с печатными текстами. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки. Соответственно повышается роль предваряющего передачи обзора их содержания (типа “сначала новости вкратце”), а также, разумеется, большей опоры на предпочтения, интересы, мотивы аудитории при обращении к информации радио.

1.2 Технические средства коммуникации на радио

Журналистика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации. Для печатных СМИ (пресса) - это средства распространения информации с помощью полиграфических установок, для радио - звуковая информация, передаваемая с помощью электромагнитных волн, а для телевидения - передача звуковой и видеоинформации; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника.

Радио впрочем, как и телевидение использует освященные временем выразительные средства: музыку, актерскую игру, живой разговор, повествование, дискуссии. Они отражают продолжение вековых культурных традиций. Сегодня эти СМИ являются важнейшими распространителями «мифов» в современном обществе. Радио и телевидение объединяют достижения технического прогресса и длинную историю культурных традиций. Именно это соединение нового и старого делает аудиовизуальные СМИ уникальным «местом встречи» в развивающемся информационном обществе.

Преобразование данных в цифровую форму – возможно, величайшее изменение, с которым когда-либо сталкивались радио и телевидение. Средства телерадиовещания приобретают элементы и характеристики, которые раньше не были типичны для них, поскольку цифровые радио и телевидение одновременно являются средством индивидуальной и массовой информации.

Выбор, которым располагает индивидуальный слушатель и зритель, становится все шире. Потребителю становятся доступны несколько источников информации, а зрителям предлагаются новые виды мультимедийных продуктов, основной чертой которых является интерактивность. Считается, что потребители цифрового телерадиовещания не зависят от вкусов составителей программ и вещающих компаний, поскольку зритель теперь сам выбирает содержание программ.

Главной целью общественного телерадиовещания всегда было обеспечение разнообразия и предоставление истинной свободы выбора, и поэтому расширение выбора само по себе уже является для аудитории желанным изменением.

Общественные радиовещательные компании должны участвовать в создании новой культуры аудиовизуальной коммуникации, в которой аспекты традиционного радиовещания сочетаются с новыми средствами и мультимедийными продуктами. Аудитория ожидает, что общественное радио будет играть выдающуюся роль среди новых СМИ. Некоторые радиовещательные компании, помимо прочего, развивают Интернет-услуги, и их успех обнадеживает.

Общественные радиовещательные компании смогут решать задачи эры цифровой технологии только в том случае, если сумеют наладить совместную работу в сетях как с сектором новых медиа-технологий, так и с сектором производства программ. Многие сферы общества могут внести гораздо больший, чем можно себе представить, вклад в производство программ для цифровых средств широкого вещания. Естественно, что в прошлом организации, занятые в сфере образования, социального обеспечения или науки, не испытывали необходимости участвовать в производстве аудиовизуальной продукции. Сегодня, однако, они уже выпускают разнообразные смелые аудиовизуальные продукты для новых средств передачи данных, которые вполне могут найти применение в телерадиовещательных программах.

Однако энтузиазм в отношении новых возможностей, предоставляемых новыми технологиями, часто приводит к переоценке значения и темпов изменений, происходящих в СМИ. Деятельность СМИ в значительной степени обусловлена ежедневными событиями, рутинными процессами и традициями. Взаимоотношения между телерадиовещанием и зрителями или слушателями уже глубоко укоренились в их сознании и поведении. И это те факторы, которые мешают переменам и благоприятствуют неизменности и постоянству. Говоря о СМИ будущего, необходимо рассматривать не только такие аспекты, как изменчивость и революционность, но и в равной степени постоянство. Средства радио и телевидения характеризуются большим числом ключевых элементов, которые практически не изменяются или изменяются очень медленно. Исходя из этого, при прогнозировании результатов новой революции в СМИ следует основываться на допущениях о постоянстве. Ряд элементов и показателей успеха общественного телерадиовещания будущего относятся именно к этому аспекту и настолько же важны, что и возможности изменений.


2. Журналистское творчество

Творческая индивидуальность журналиста обнаруживает себя в предметной нацеленности, в тематическом своеобразии выступлений автора… Журналистская специализация признак значи-тельной авторской индивидуальности. У настоя-щего автора всегда есть обогащенная длитель-ными наблюдениями тема, близкая его духовному складу и объективно необходимая...

Горохов В.М.

Ежедневно общество сталкивается со средствами массовой информации (газеты, журналы, радио ТВ, Интернет), каждое из них формирует то или иное мнение. Несмотря на все различия, они объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функции и особой структуре коммуникативного процесса.

Творческое решение в журналистике предполагает не только владение имеющимися знаниями, методами и формами, но и открытие новых, соответствующих требованиям аудитории. «Творчество есть общественно целесообразное и субъективно значимое открытие нового в сфере науки, техники, искусства, журналистики и т.д.» В журналистике специфика творчества обусловлена, своеобразием общественно исторических предпосылок, движением социально политических отношений, а так же особенностями личности, которая эти предпосылки осознает.

Конечно знание, навыки и умение журналиста - важные признаки творческой индивидуальности. Однако творчество рождается, когда работа по уже отработанным методам не удовлетворяет общественным и личностным потребностям и требует продуктивного и новаторского решения.

Научный деятель Горохов В.М. разделяет работу над созданием творческого материала на этапы:

Первый этап (сознательная работа) – подготовка, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи.

Второй этап (бессознательная работа) – созерцание, бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи.

Третий этап (переход бессознательного в сознание) – вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия (сначала в гипотетическом виде).

Четвертый этап (сознательная работа) – развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

В журналистском творчестве, когда личность включается сначала в процесс обдумывания будущего материала, потом сбора информации, затем осмысления жизненных фактов и т.д., также можно выделить общие фазы и включенные в них более частные этапы: формирование концепции, намерения; расчленение и сравнение основных составных элементов изучаемой реальности (объекта, явления, процесса); постановка цели; восприятие известной ситуации в совершенно новом свете и др.

Все эти этапы и фазы в той или иной степени сопутствуют решению различных познавательных задач, с которыми журналисты сталкиваются в своей практической деятельности.

Журналистское творчество, относясь к духовно-практической деятельности человека, прежде всего, проявляется в самом процессе создания информационного продукта. В данном случае реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности.

Как отмечал М. Горький, важно «искусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов», то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального времени, в котором «находит отражение и “злоба дня”, и история современности, и ретроспектива, и перспектива человеческой жизнедеятельности, обладающие актуальным социальным значением».

2.1 Воображение в журналистском творчестве

В отличие от литературного творчества, где воображение играет первостепенную роль в создании художественных образов, в деятельности журналиста оно выполняет определенные функции: во-первых, способствует углублению и расширению знаний, во-вторых, помогает предвосхитить результат рассматриваемых вопросов, в-третьих, так же, как и в литературном творчестве (особенно в художественно-публицистических жанрах), участвует в создании образов.

Творческое воображение является одной из психологических предпосылок журналистской деятельности, проявляясь на различных стадиях творческого процесса по созданию будущего произведения. Особенно значительна роль воображения на начальных этапах творчества – при зарождении замысла, когда журналист обдумывает идею, планировку материала, выдвигает ряд гипотез по развитию той или иной жизненной ситуации или явления, а также при вынашивании произведения; при детальной разработке всех художественно-выразительных средств. В этом смысле воображение выступает как своеобразная форма отражения действительности. Чтобы разобраться в столь сложном явлении, рассмотрим, как же трактуют данное понятие психологи.

Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия.

В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее – развитость мышления. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. Таким образом, мышление – это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.

Среди умственных способностей творческой личности выделяют следующие: легкость генерирования идей, способность к переносу, «сцеплению», свертыванию, сближению понятий и др.

Знание механизмов тех или иных мыслительных процессов позволит журналисту более осознанно подходить к организации своей интеллектуальной работы, умело управлять движением мысли, наконец, быть более эффективным в поиске решений, стоящих перед ним творческих задач. А значит более осмысленно подходить к организации своего труда.

2.2 Творческое проявление в интервью

При всей, казалось бы, привычности такого метода как интервью, необходимо соблюдать определенные технологические приемы, чтобы оптимально построить межличностное общение. Те или иные процедурные операции определяются как общими родовыми особенностями метода, так и видовыми различиями «внутри» него.

При общении происходит формирование идеологических взглядов. Люди совершают древний обряд обмена информацией, происходит взаимопознание – отношение, действие людей предстают как структурный элемент единого процесса общения. Общение журналиста функционально, служит средством получения необходимой информации. И вместе с тем оно «надфункционально», так как имеет дело с людьми, которые интересуют его как исполнитель социальной роли, и как индивидуальность.

Реализация поставленной перед журналистом задачи обуславливается разнообразием форм общения: личной беседы, телефонным разговором интервью и т.д.

Есть различия в технике проведения беседы. Стандартизированное или формализованное интервью. Здесь существует четкая структура, при которой каждый вопрос логически вытекает из другого, а все вместе они подчинены общему замыслу беседы. В неформализованном интервью, в силу того, что данный вид опроса ориентирован на глубинное познание объекта, имеет меньшую заданность содержания. Вопросы определяются темой разговора, обстановкой беседы, сферой обсуждаемых проблем и т.д. как правило стандартизированное интервью предназначено для получения однотипной информации. Нестандартизированное интервью включает в себя широкий круг видов опроса, не отвечающих требованию сопоставимости вопросов и ответов. Интервью - вечный, не умирающий жанр газетных страниц, радио- и телепрограмм, потому что диалог - самое естественное средство общения.

Самыми распространенными критериями творчества считаются: новизна, оригинальность, общественная полезность. Творчество – «духовная деятельность, результатом которой являются созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры»[1] .

2.3 Выразительные языковые средства

В современной журналистике важно умение красиво складывать слова или же способность к оперативному освещению событий. По мнению В. Симонова, сегодня это происходит по причине «изменения самой профессии... Журналистика была ближе к литературе, к художественному творчеству. Сегодняшние профессионалы не обязаны писать лучше, красивее, ярче других… не обязаны думать глубже других. Их главная обязанность – успеть раньше, успеть в номер. Быть первыми. Они не хуже своих предшественников, они – другие»[2] .

Выразительные средства языка в наше время активно эксплуатируются любыми средствами массовой информации для привлечения внимания. Для более эффективного воздействия на аудиторию журналист формирует яркий, четкий образ через систему изобразительно-выразительных средств языка.

Внедрение высоких информационных технологий открывает широкие возможности для совершения качества вещания, создания новых программ и яркого звукового дизайна. Радионовости становятся максимально доступными.

В современном мире влияние радио на аудиторию бесспорно. Еще древние греки знали, как повлиять на массовую аудиторию при помощи искусства слова.

Ораторское искусство определяет четкие требования, не каждый выступающий публично может быть признан оратором. Вероятно, по тому, что ораторское искусство требует не только навыков, школы, но и особого таланта. Ораторская речь отличается назначением, ее цель – увлечь, воздействовать на аудиторию.

Ораторская речь конкретна по темам, индивидуальна по способу изложения, исполнения, по степени эмоциональности и т.д. Ее задача - определить, какие средства в конкретной ситуации окажутся наиболее действенными.

Наряду с ораторской речью встречается красноречие (красная речь, красивая речь (арх.) или риторика), которое в свою очередь основывается на тезисности – мысль, которую надо доказать, аргументности, демонстративности, новизне.

Оратор должен быть заинтересован темой своей речи. Наиболее действенны выступления, в которых чувствуется, что проблема глубоко осмысленна говорящим. Эти и многие другие способности переняли в свое ремесло современные журналисты во все сферы и жанры СМИ.

Радиожурналист должен уметь стилистически правильно выражать свои мысли, активно пользоваться всеми возможностями русского языка при подготовке материалов и ведении радиопередачи в разных жанрах, знать особенности журналистского творчества на радио, иметь представление о месте и роли радиожурналистики в обществе, о правовых основах журналистики, о технике радиовещания.

Публицистический стиль, как активно развивающийся и меняющийся, чаще всего экспрессивней, поскольку имеет установку на преднамеренное воздействие (Ефремов А.И., Доценко Е.Л, Костомаров В.Г., Шаховский В.И., Ширяева Е.Н.). Наиболее часто используемый в радиопередачах публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка, и широко применятся в различных сферах общественной жизни. Представленный здесь текст — это "произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, литературно обработанное с применением ряда особых единиц (сверхфразовых единиц), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку" (И.Р. Гальперин).

Выразительность речи (экспрессивность) - свойство определенной совокупности языковых единиц, обеспечивающее их способность передавать субъективное отношение говорящего к содержанию или адресату речи, а также совокупность качеств речи или текста, организованных на основе таких языковых единиц. Благодаря данному свойству речи можно "разбудить" логическую, эмоциональную, эстетическую область сознании человека (Л.Ю. Иванов).

"Тенденция к экспрессии означает стремление публицистики к яркости формы выражения, характерной для языка художественной литературы и разговорной речи". Ученые-лингвисты установили, что средствами массовой информации используется определенный набор средств речевой выразительности, в том числе и контекстуальная экспрессивность лексики.

Языковая выразительность медиа-текста напрямую связана с нормой языка (СИ. Виноградов, К.С. Горбачевич, СИ. Ожегов, A.M. Пешковский и др.). Нормой литературного языка обычно признается относительно устойчивый способ языкового выражения, отражающий внутренние закономерности развития языка, социально принятый и закрепленный в лучших образцах современной литературы. Понятие нормативности неотделимо от понятия стилистической окрашенности или нейтральности слова. Слово может быть стилистически нейтральным и нести только объективную информацию.

Особенно актуальна для радио проблема стилевых норм, которые касаются трех основных параметров стиля: отбора языковых средств, правил их сочетаемости между собой и соотношений межстилевых и собственно стилевых языковых явлений (М.Н. Кожина, Н.О. Кожевникова, Р.Г Пиотровский, Е.Н. Ширяев и др.).

Журналист должен ориентироваться и на восприятие текста адресатом, поэтому использование выразительных средств способствует удержанию и усилению внимания адресата, повышению рефлексии, возникновению эмоций и чувств. Лексические носители экспрессивности включают различные группы экспрессивной лексики, а также тропы - метафору, метонимию, аллегорию, антифразис и др. Синтаксические средства экспрессивности включают типизированные модификации строевых синтаксических единиц, обладающие экспрессивным значением. Это структурно-графические выделения, аллюзии, изменение порядка слов, параллельные синтаксические конструкции, синтаксические повторы и др.

Опираясь на анализ научных источников, мы пришли к убеждению, что обращение к проблеме формирования у будущих журналистов навыков использования выразительных средств при создании письменного медиа-текста, и последующей его подачи в массы является своевременной и коммуникативно-значимой.

Проведенное нами исследование теории изучения средств речевой выразительности и проблемы использования их будущими журналистами при создании письменного медиа-текста позволило выявить некоторые противоречия. Например, между растущей значимостью специализированного учебного курса, посвященного использованию выразительных средств в письменной и устной речи, и недостаточностью его разработки с учетом норм, языковых особенностей, действующих в СМИ, а так же специфики профессии.


3. Анализ творческой деятельности журналиста в радиоинтервью

3.1 Применение средств выразительности в радиоинтервью

журналистский творчество радиовещание интервью

Эффективность радиопередачи, мера ее воздействия на аудиторию находятся в прямой зависимости от точности и мастерства в выборе комплекса выразительных средств, накопленных в арсенале радиожурналистики. Успех человека у микрофона зависит не только от того, как логично, умно и аналитично он рассказывает о событии или об окружающем мире, но в равной степени и от того, насколько эмоциональным будет его эфирное повествование, в какой степени затронет он и разум, и чувства слушателя. Это касается всех видов журналистики – и прессы, и электронных СМИ, но для радиовещания является непременным условием его существования. В силу самой своей природы радио тяготеет к образному общению со слушателем, ибо, как мы уже говорили, звук побуждает активную деятельность человеческого воображения.

Поиск оптимального сочетания в каждом конкретном случае и составляет суть творчества радиожурналиста, стремящегося достичь наиболее доходчивой и выразительной формы для передачи своих мыслей и жизненных наблюдений. Собственно говоря, здесь как раз и обретает он индивидуальность, вырабатывает неповторимый или, напротив, стандартный профессиональный почерк.

В практике вещания прослеживаются разные тенденции в отношении к звуковому образу, в том числе и к его упрощению, к «скупости красок», доходящей порой до полного отказа от всех выразительных средств, кроме слова.

Если первоначально радио было способно транслировать только речевые сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей радиотехники стала возможной передача звука всех типов — звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полноценную звуковую картину мира. Изобретение различных способов записи звука позволило широко использовать возможности монтажа. Сменяющие друг друга звучания, доминирующие в этом слуховом мире голоса, речевые тембры и интонации вызывают в слушателях подсознательное сопереживание, соучастие, соревнование.

В любом материале, автор стремится найти свой сюжетный ход, выстроить выгодную композицию материала, определить эффектный момент для кульминации – словом, следует тем самым принципам создания творческого материала.

Выразительные средства радиожурналистики составляют две группы, находящиеся в неразрывной связи друг с другом.

3.2 Искусственные шумы

К первой группе, стабильной, не подверженной количественным изменениям, относится тот исходный звуковой «материал», которым оперирует радиожурналист - это четыре элемента: слово (речь), музыка, шумы (реальные, жизненные или студийные, т.е. имитированные при помощи различных бытовых приспособлений) и документальные записи, сделанные вне студии. Эти записи в свою очередь также включают в себя речь, музыку и различные звуки (шумы), но в отличие от первых в отдельную передачу они чаще всего могут превратиться или в комплексе, или в сочетании с записанными в студии речевыми комментариями.

Рассмотрим на примере: интервью бралось на улице города, при этом постоянно наблюдались помехи, что вовсе не допустимо для радиовещания.

- Шум движущихся автомобилей, ветер дает отзвуки в микрофон.

ГОЛОС ЖУРНАЛИСТА: Холодное утро сегодня в нашем городе. Снежно. Ну, а те, кто спешит по делам или на работу через Сквер Кирова на минуточку замедляют шаг, почему потому что здесь работают телекамеры, потому что здесь идут съемки программы «Следствие вели»[3]

Записью интервью велась в сложных условиях: постоянные шумы перекрывали голос журналиста и его собеседника. В звуковой студии запись очищают, голоса собеседников усиливают и монтируют дополнительные звуки – в данном случае это звуки большого города и непогоды. Наложение четких звуков: шаги прохожих и голоса, проезжающие машины, гул в микрофон - создали нужный эффект – присутствие на улице в разгар рабочего дня, холод и ветер. Это в свою очередь может быть сигналом для слушателей: журналист, стремясь выполнить свой долг, способен работать в любых условиях, а собеседник для просвещения масс готов ненадолго прерваться от работы.

Таким образом, правильно найденный звук даже без речевого комментария может стать абсолютно самостоятельной передачей, обладающей огромным информационным зарядом.

Это утверждение принято за основу самостоятельным и очень интересным направлением в радиожурналистике и радиоискусстве, получившим название «арт-акустика». Это сюжетные передачи с использованием всевозможных шумов, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни или которые ассоциативно восстанавливают определенные исторические обстоятельства. На протяжении такой передачи нет ни одного комментирующего или объясняющего слова.

3.3 Стилеобразующие выразительные средства

Вторая группа, напротив, мобильна, ибо находится в полной зависимости от воли и субъективных творческих потребностей автора радиосообщения. Поэтому входящие в нее выразительные средства радиожурналистики мы называем техническими, или стилеобразующими. К ним относятся монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена, ряд технических способов звукообразования (реверберация и т.п.) и др.

Радиожурналистика призвана активно использовать неисчерпаемые лирические резервы голосовой коммуникации. Радиороду присуща особая откровенность, чувствительность, доверительность: мы не видим, но слышим - угадываем говорящего, и речь его обретает чрезвычайную эмоционально-экспрессивную и укрупненно-смысловую наполненность.

По мере развития радиотехники и изменений в технологии производства радиосообщений, а также в зависимости от творческой фантазии авторов радиосообщений число стилеобразующих выразительных средств, безусловно, будет изменяться: увеличиваться (благодаря техническому прогрессу) или уменьшаться (в соответствии с реальными функциональными потребностями вещания конкретной станции или личными вкусами автора). Рассмотрим более подробно каждое.

Одна из основных форм устной речи – диалог, т.е. разговор двух или нескольких лиц, обменивающихся информацией или занятых коллективными поисками решения какой-либо проблемы. Диалогичность свойственна многим материалам радио, она вытекает из его акустической природы, хотя и имеет некоторые особенности. Ее своеобразие определяется тем, что собеседники разделены пространством, между говорящим и слушающим, как правило, отсутствует непосредственная связь. Однако журналист у микрофона всегда обращается к слушателю, предполагая в нем собеседника, активного участника двустороннего контакта, как бы предугадывая его реакции, ход мысли, возможные вопросы, строя систему информации и логических доводов, таким образом, как он делал бы это в условиях беседы. Пример:

ГОЛОС ЖУРНАЛИСТА: - Я думаю, со мной сейчас согласятся все те, кто нас слушают, что это невероятно… Мы успехов желаем тебе сегодня и надеемся, что мечты твои сбудутся[4]

Слово (человеческая речь). В работе со словом перед журналистом возникают сразу три задачи: слова должны точно описывать событие, которое является объектом журналистского внимания, достоверно передавать его атмосферу; найти наиболее точную интонацию; поиск логических и экспрессивных акцентов (ударений) - умение говорящего пользоваться чередованием интонаций, ударений и пауз.

Кроме этого существуют стилистические приемы внесения элементов диалогичности в радиопередачу - это прямое и косвенное обращение к аудитории с использованием соответствующих речевых оборотов, риторических вопросов; интонация, приближенная к разговорной; «неправильный» (свойственный живому разговору) порядок слов; естественное использование пауз, возникающих в речи человека, когда он задумывается, ищет нужное слово.

ГОЛОС ЖУРНАЛИСТА: Сегодня у нас в студии участник и призер Московской Научно-практической конференции 2008 года – Алексей… (Ввод в курс дела, знакомство с собеседником, определение темы беседы, спокойный ритм общения) Я в руках держу сертификат, который выдан автору работы и называется она очень сложно: «Программно-аппаратный комплекс цифрового фотографирования с автоматическим определением пространственно-временных параметров на основе спутниковой системы глобального позиционирования». Расскажи что это такое и для чего главное? (Выражение журналистом экспрессии – заинтересованность, интонация повышается, оповещая о последующем вопросе. Выдержанная пауза, давшая собеседнику подготовиться к ответу.) ПАУЗА.

СОБЕСЕДНИК: Это комплекс из программных аппаратных средств. Он состоит из навигационного оборудования GPRS… С помощью специализированных программ обработки мы сможем получать определенные данные для мониторинга.

ЖУРНАЛИСТ: Леша, я думаю, как и мне, радиослушателям очень интересно с чего же такое исследование началось и что послужило поводом? (Неформальное обращение в данном случае создает обстановку неофициальности, таким образом журналист пытается убрать преграды и напряженность. После адаптации собеседника можно перейти к основной части разговора, выстроенной из логически-выстроенных вопросов, ответы на которые будут содержать важную информацию.)

Какую пользу твоя исследовательская работа принесет нашему краю?

Что это дает?

С чего началась исследовательская работа? Почему вдруг именно этот комплекс, почему именно эти исследования? Возможно, какими-то другими занимаешься?[5]

Перечисленные приемы сами по себе еще не решают проблемы, они станут органичными лишь при условии диалогичности способа мышления самого радиожурналиста. Диалог присущ демократическим формам общения, в которых мысль движется и развивается.

ЖУРНАЛИСТ: Сегодня день удивительный - в Иркутске и не только в Иркутске празднуют день рождения Леонида Гайдая и конечно интерес к человеку, творчество, детство и юность которого прошли в нашем городе, велик. Хотелось бы, чтобы вы вспомнили о своих съемках в фильме «Бриллиантовая рука».

СОБЕСЕДНИК: Я помню у нас был забавный эпизод. В сцене возле аптеки Леонид Георгиевич говорит: «Давайте все в костюмах посмотрим!» Я надел свой костюм, одел и ужаснулся – он на мне не то, что не сидел, не лежал, ну ужас. И Леонид Георгиевич так: «Знаешь, что? Давай сними пиджак, что-нибудь другое попробуем». Я снял пиджак, снял рубаху, остался в брючках и говорю: «Леонид Георгиевич, а может быть так, в конце концов, гангстер». Он мне: «Ух, классно! Кто сшил этот костюм?» (смех собеседников)

ЖУРНАЛИСТ: Личное производство!

СОБЕСЕДНИК: И все, так и оставили… Он[Л.Г. Гайдай]был замечательный дядька, совершенно. Я думаю, что он один такой комедиограф, который был и есть. Не знаю, сейчас есть ли ему подобные, но когда несколько картин его переходят в пословицы и поговорки…

ЖУРНАЛИСТ: Знаменитые фразы живут десятилетиями!

СОБЕСЕДНИК: Это говорит о том, что он был великий режиссер и замечательный человек[6] .

Общение журналиста служит средством получения необходимой информации. Однако успех человека у микрофона зависит не только от того, как логично, умно и аналитично он выстраивает вопросы, но в равной степени и от того, насколько эмоциональным будет его беседа, в какой степени затронет он и разум, и чувства слушателя. Основная задача беседы интервью – поддержать разговор в нужном русле. В этом случае важно умение использовать интонацию и экспрессию как приемы лексического общения. Оттачивая мастерство общения с людьми, профессионалы знают, что вне интонации любое слово просто не имеет смысла. Слово, устное или письменное, если оно несет значительный смысл, может (с учетом особенностей и приемов использования того и другого) эффективно воздействовать на воображение человека в понятийной форме, минуя зрительные ассоциации, т.е. не нуждаясь в «подкреплении» визуальным рядом. Большая часть материала радиожурналистики, особенно в информационной сфере, доходит до аудитории именно таким образом.

Эффект вовлеченности слушателей в передачу опытные журналисты создают, приближая ее к естественному речевому общению людей. Найти нужный тон для передачи этой атмосферы – грустный или веселый, быстрый или, напротив, замедленный, значительный, при котором каждое слово, как удар молотом или капля падающей росы, – все это творческая задача, которую помогает решить точно найденный голосовой грим.

Работая со словом (особенно в том случае, когда журналист не импровизирует непосредственно в эфир, а готовит текст заранее для записи) необходимо помнить, что, оставаясь, как правило, наиболее распространенным звуковым элементом передачи, оно не является единственным носителем идейного и художественного смысла. Более того, часто для эффективного воздействия на аудиторию важным оказывается не только прямое значение слова, но и его способность к контакту с музыкой.

Много лет потратила отечественная радиожурналистика на то, чтобы освоить широкую палитру возможностей музыки в радиопередаче. Недооценка роли музыки, ее способности самостоятельно выражать смысл, атмосферу и сюжетные линии аудиоповествования – явление не новое. Время от времени и в практике вещания, и в теоретических работах утверждался взгляд на музыку лишь как на дополнение к слову.

Здесь правомерно говорить о взаимном влиянии радиожурналистики и радиоискусства. Поиск звуковой выразительности, который вели радиожурналисты, оказывал большое влияние на мастеров, приходивших к режиссерскому пульту в радиостудию из театра и из кинематографа. В свою очередь их художественные эксперименты и находки входили в число приемов наиболее опытных и творчески активных репортеров и радиопублицистов.

Что касается классического жанра интервью, то даже на сегодняшний день, когда общество находится на пике прогрессивного мышления, музыка и диалог – остаются несовместимыми компонентами.


Заключение

Радио - одно из важнейших средств получения информации. Уникальность радио в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные программы и при этом заниматься другими делами.

Как составляющая сложной системы жанров СМИ, одну из самых высоких позиций по частоте и технике исполнения занимает интервью. В современном мире журналистика направлена на передачу информации, каких-либо фактов больше, нежели их глубокий анализ. Получаемый людьми поток информации слишком быстр, и поэтому все большей популярностью среди журналистов пользуются именно информационные жанры (в том числе интервью), которые служат только для передачи определенной информации ее потребителям, но все меньше содержат творческой индивидуальности.

В нашей работе мы доказали, что журналистское творчество, как духовно-практическая деятельность человека, прежде всего, проявляет себя в процессе создания информационного продукта. Несомненно, знание, навыки и умение журналиста - важные составляющие. Только творческая индивидуальность обнаруживает себя в предметной нацеленности, в тематическом своеобразии выступлений автора. Особенно это касается журналистской деятельности, специализация которой требует значительной отдачи авторской индивидуальности.

Творческое проявление журналиста предполагает знание уже существующих норм и правил, навыки их уместного использования и способность в самообучении превзойти их или создать новые, субъективно значимые.

Проявление журналистского творчества на радио в классических жанрах составляют некоторую сложность - в идеальном случае интервью создается в тот самый момент, когда его получает слушатель. Содержание интервью в газете отвечает на вопрос, что сказал интервьюируемый, а радиоинтервью - на вопрос, что и как он сказал. Журналист-газетчик обрабатывает и готовит материал интервью после того, как состоится его разговор с интервьюируемым; радиожурналист, напротив, тщательно готовится к самому процессу, акту взятия интервью, то есть значительная часть его творческих усилий связана с подготовкой к интервью. Возможен, конечно, монтаж сделанной записи, при этом допускается перестановка вопросов, деление интервью на части, которые перемежаются комментариями журналиста, автора материала. Но тогда правильнее говорить, не о радиоинтервью, а о рассказе корреспондента из студии с использованием предварительно записанных фрагментов интервью.

Уместно будет заметить, что наравне с интервью радиожурналисты пользуются таким публицистическим жанром как беседа. Возможность использования изобразительного материала в этом жанре часто привлекается и дает свободу в проявлении авторской индивидуальности. К тому же на радио огромную роль играет персонификация информации: психологическое восприятие беседы зависит в немалой степени от голоса, стиля речи, а так же интонации и манержурналиста, не говоря уже о характере вопросов и реакции на ответы.

Быть профессионалом в этой области - значит контролировать ход беседы и владеть достаточным количеством приемов, способных стимулировать общение: закалка личности, коммуникабельность, обученность и др.

Умение задать собеседнику вопросы, которые были бы одинаково интересны и отвечающему и зрителю, – это проявление высшего мастерства интервьюера. Здесь значительную роль играет образование.

Речь радиожурналиста выполняет функцию распространителя норм русского языка, поддерживая уровень грамотности населения. С течением времени речь в эфире претерпела фонетические изменения: повысился темп речи, усилилась звуковая редукция, то есть количественное и качественное изменение безударных звуков, появились такие фонетические явления, которые ранее характеризовали только те или иные диалекты, а не публичную, не литературную речь.

Складывающаяся картина не совсем похожа на то, что ранее академическая грамматика русского языка называла полным стилем.

Причина этих явлений в том, что на радио все больше приходят люди, не получившие специальной подготовки в области устной русской речи. Языковая подготовка журналистов начинается в школе, где ученики занимаются русским языком, читают русскую литературу, однако все больше молодежь черпает из уличного жаргона, чем из общения с учителями.

Правильно поставленная речь дает возможность располагать к себе, а умение пользоваться выразительными средствами языка - размывать границы классических жанров.

Совершенствование мира технологий также открывает новые просторы для творчества. Обыденным в радиопередачах стало применение звуковых спецэффектов, гармоничное использование которых помогает реализовать идею.

Еще один из существенных аспектов телерадиовещания - сближения радио и Интернет. Это означает не только интеграцию распространения (т.е. распространение услуг Интернет на радио и наоборот), но и поиск новых выразительных средств. Как только появится этот новый общий язык для больших коммуникационных групп, появятся и новые интерпретации и значения.

Общественное телерадиовещание должно обеспечить миру новые перспективы и дать новые определения таким понятиям, как общество, культура, политика и окружающий мир. Именно поэтому оно должно взять на себя задачу распространения новых мультимедийных средств, новых языков и новых интерпретаций.

Успех проявления творческой индивидуальности радиожурналиста свидетельствует о том, что они удовлетворяют истинную потребность современного общества в подаче информации. Таким образом, в ближайшие годы новые формы общения станут неотъемлемой частью радиовещания.


[1] Спиркин А.Г. Сознание и самосознание

[2] В.Симонов – из интервью жур. «Журналист» 1995 №5

[3] Радиоканал ИрГТРК из интервью Л.С.Каневского

[4] Радиоканал ИрГТРК из интервью участника МНИК 2008

[5] Радиоканал ИрГТРК из интервью участника МНИК 2008

[6] Радиоканал ИрГТРК из интервью Л.С.Каневского

ОТКРЫТЬ САМ ДОКУМЕНТ В НОВОМ ОКНЕ