Смекни!
smekni.com

Проявление авторской позиции в жанре интервью (стр. 4 из 6)

3. Самый сложный тип интервью, а именно интервью-беседа, как проявление авторской позиции, рассмотрен на примере публикации «Русского репортера» (18-25 февраля 2010) - «Называю вас обезьяной». Подзаголовок представляет собой немедленную идентификацию, сразу понятно, кто является собеседником («Попытка женского мозга понять профессора Савельева»). Интервью разбито на подзаголовки. Это удачная находка, так как текст объемный и читатель может потерять интерес к чтению. Лид представляет собой основные микротемы, которые обсуждались в процессе беседы. Это позволяет аудитории сразу сориентироваться и понять, о чем будет идти речь. Поскольку обсуждаемые в ходе беседы вопросы обладают эксклюзивностью, у читателя появится желание продолжить чтение материала. Подзаголовок несколько ироничен. Это помогает раскрыть некоторые личные качества журналиста: умение с долей юмора подходить к работе. В начале беседы становится понятно, что интервьюер не обладает моралью и совестью. Позже можно узнать, что журналист – человек верующий, влюбляющийся в одних неудачников, который с математикой совсем не дружит. То есть в ходе разговора раскрывается не только герой материала, но и частично журналист. Причем чувствуется двусторонняя заинтересованность участников друг к другу и к обсуждаемой теме. Интервьюер следит за развитием мысли собеседника и сам неоднократно заключает выводы. Например: «Какая-то глупая эволюция: сделали все, чтоб не думать». В каких-то моментах журналист спорит с героем, не соглашаясь с его суждениями:

Г: - … Мы сейчас по закону божию живем? Значит, это такой закон божий.

Ж: - Это не закон божий такой. У каждого человека есть выбор, как себя вести. В Библии же…

В ходе беседы журналист смог реализовать два самых главных правила: информация успешно передается только в условиях двустороннего контакта, то есть взаимного желания изложить свою позицию, и лишь при частичной неосведомленности журналиста. В результате чего получилось, на взгляд автора, очень удачное интервью-беседа, где читатель услышал не только героя, но и также интервьюера.

Таким образом, несмотря на то, что типы интервью были рассмотрены на конкретных примерах без учета концепции издания, тематической направленности, уровня качества публикаций и других факторов, можно говорить о том, что определенный тип интервью подразумевает свою степень участия журналиста в беседе, выражения им своей позиции и проявлении авторского «я». Подводя итоги, можно выделить основные признаки, которые отличают интервью-беседу от других видов (примеры из интервью «День радио», полный текст в Приложении 1):

    В ходе беседы журналист не соглашается в некоторых моментах с героем, оспаривает свою точку зрения;

Пример: Журналист: - Не сочтите за лесть, но я не соглашусь.

2. В разговоре раскрываются некоторые личные качества журналиста;

3. Интервьюер может провоцировать своего собеседника, чтобы получить естественный, живой ответ, а не штампованные фразы;

Пример: Журналист: Вы действительно так думаете?

Венедиктов: Они стали более комплексными. Потому что я заматерел. И он заматерел — как политик, игрок. Я же помню его первую встречу с главными редакторами, когда он глаз не мог отвести от огонька телекамеры, пока его не заклеили. А сейчас он легок и свободен в общении с прессой. Все-таки восемьлет на посту — с такими клиентами, как Буш или Ахмадинежад, надо разговаривать. А это мама не горюй! Я знаю, что говорю: я за нимнаблюдаю.

Журналист- А он за вами?

Венедиктов: - Говорят, да...

4. Сноски, комментарии журналиста, его наблюдения, которые не звучат в процессе самой беседы, а представлены уже в готовом тексте;

Пример: Нравятся ему, льстят вопросы про его отношения с Путиным. В них что-то от поэта и царя. Или просто дискуссия хозяйствующих субъектов?

5. Журналист подхватывает идеи говорящего, направляет ход беседы;

Пример:Журналист: А кто произвел наибольшее впечатление как личность?

Венедиктов :Анатолий Чубайс — замечательный собеседник. Борис Акунин. Лия Ахеджакова — тоже. Никита Михалков. Он тебя все время переговаривает. И к нему надо готовиться особенно тщательно. Любой глава государства — замечательный собеседник. Выиграть у них невозможно: они профессиональные демагоги. Но в греческом смысле этого слова: демагог — умеющий разговаривать с народом через голову. Поэтому каждый сам по себе довольно интересен. Билл Клинтон, к примеру.

Журналист: Это вы про растиражированную историю с ядерной кнопкой?

Венедиктов: И с кнопкой. И с дракой под столом ногами.

6. В процессе разговора интервьюер утверждает ту или иную мысль, которая рождает у собеседника реакцию, а не задает вопрос;

Пример:Журналист: Тогда суматоха была...

Венедиктов: Думаю, в нормальных условиях никто у нас на это не пошел бы. Мне позвонил Слава Сурков, сказал: «У меня, Леш, к тебе одна просьба — ты не можешь национальность террористов зажать, это же сейчас не общественно важная информация». Был день захвата, полдень. И это была справедливая просьба. Все. Надо идти на планерку.

7. На уровне синтаксиса предыдущий пункт проявляется в форме утвердительных предложений, многоточий

Пример: Журналист: Тогда суматоха была...

Журналист: Расскажите.

Таким образом, можно говорить о том, что каждый вид интервью (монолог, диалог, беседа) подразумевает свою степень участия журналиста в разговоре, выражения им своей позиции и проявления авторского «я». Ярче всего журналистское «я» проявляется в интервью-беседе, которое обладает определенными, как формальными, так и содержательными признаками, позволяющими достичь соответствующего результата.

Заключение

Интервью у 80% журналистов вызывает особую симпатию, поскольку на первый взгляд это достаточно легкий жанр. Но это ошибочное мнение. Важно понять, что этот жанр – один из самых сложных, со своими закономерностями, нормами и правилами.

В ходе работы была достигнута поставленная цель и выявлена закономерность степени проявления авторской позиции и видом интервью. Чтобы написать интервью-беседу требуются серьезные творческие и нервные затраты. Но в качестве компенсации – признание читателей, уважение коллег.

Автором были выявлены основные методы проведения эффективной беседы:

· Лишь частичная неосведомленность журналиста в обсуждаемых вопросах;

· Оспаривание и несогласие в некоторых моментах с точкой зрения собеседника;

· Герой также интересуется журналистом как личностью с определенной позицией, как профессионалом;

· Двусторонний контакт и взаимный интерес собеседников;

· Журналист следит за ходом мыслей говорящего и задает такие вопросы, которые вытекают из речи интервьюированного.

Библиографический список

1. Аграновский В. Вторая древнейшая: Беседы о журналистике. / В. Аграновский. – М., 1999

2. Барманкулов М. К. Жанры и формы событийной информации публицистики. Их общность и специфика в печати, телевидении, радиовещании. Автореферат / М. К Барманкулов. – Алма-Ата, 1974.

3. Барнева Е.В., Петрова О.А., Шишкин Н.Э. Журналистское мастерство. Хрестоматия / Е.В. Барнева, О.А.Петрова, Н.Э. Шишкин. – М., 2007

4. Белановский С. А. Глубокое интервью./ С. А. Белановский. – М., 2001

5. Винокур Г. О. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения./ Г. О. Винокур. – М., 2007

6. Ворошилов В. В. Журналистика./ В. В. Ворошилов. – СПб., 2006

7. Иванова С. Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике./ С. Ф. Иванова. – Пермь, 1992

8. Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве/ С. Н. Ильченко. – Санкт-Петербург, 2003

9. Колода Н. В. Интервью. Методика обучения. Практические советы / Н. В. Колода. М., 2008.

10. Корконосенко С. Г. Основы журналистики./ С. Г. Корконосенко. – М., 2002

11. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров. Основы творческой деятельности журналиста./ Л. Е. Кройчик. – СПб., 2000

12. Лазутина Г. Основы творческой деятельности./ Г. Лазутина. – М., 2006

13. Лукина, М. М. Технология интервью / М. М. Лукина. – М., 2008.

14. Мельник, Г. С. Общение в журналистике. Секреты мастерства :2-е издание, переработанное / Г. С. Мельник. – Санкт- Петербург, 2008.

15. Мельник Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста / Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина. – Санкт-Петербург, 2008.

16. Отт У. Вопрос + ответ = интервью./ У. Отт. – М., 1991

17. Смелкова З. С., Ассуирова Л. В., Савова М. Р., Сальникова О. А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учебное пособие / З. С. Смелкова, Л. В. Ассуирова, М. Р. Савова, О. А.Сальникова. – М., 2009

18. Соков А. И. От заметки до фельетона: учебное пособие / А. И. Соков. – Новосибирск, 2005.

19. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати: учебное пособие / А. А. Тертычный. – М., 2000.

20. Ученова В. В. Беседы о журналистике / В. В. Ученова. – М., 1978.

21. Шумилина Т. В. Интервью в журналистике. Автореферат/ Т. В. Шумилина. – М., 1973.

22. Шумилина Т. В. «Не могли бы вы рассказать?»: Метод интервью в журналистике./ Т. В. Шумилина. – М., 1976

В качестве эмпирической базы были рассмотрены:

1. Лукьянова Н. Называю вас обезьяной. // Русский репортер. – 2010. - №6. С.46-53

2. Найденов И. День радио. // Русский репортер. – 2009. - №33

3. Велигжанина А. Александр Балуев: «На самом деле я очень застенчивый…» // 2008. - №48. С.11

4. Какое лечение называют дорогостоящим? // Метро. – 2009. - №40. С.13

Приложение 1

Дань радио

Игорь Найденов