Смекни!
smekni.com

Особенности вещания российских государственных радиостанций (стр. 6 из 7)

Информационные блоки чередуется с музыкой. Каждые полчаса после позывных и джингла «Маяк-новости» звучат выпуски ново­стей, включающие самую оперативную информацию собственных корреспондентов и информационных агентств. Кроме этого, «Маяк» ежесуточно передает 50—55 оригинальных звуковых материалов — репортажей, интервью, комментариев и т.д., аналитические про­граммы, в которых на вопросы радиослушателей отвечают политики, депутаты, ведущие политологи.

Маяк» не только реформировал информационную часть ве­щания, расширив ее объем, географию, жанровую палитру, но и изменил музыкальное вещание, в сетке появились новые переда­чи. Больше времени уделяется классической музыке.

В настоящее время радио «Маяк» можно назвать облегчённой версией Радио России: здесь больше музыки, новости выходят хоть в два раза чаще, чем на Радио России, зато их объём составляет около 5 минут в час. Маяк – радио очень широкого формата, транслирующее разнообразный музыкальный материал.

Радиокомпания "Маяк" сегодня - это три независимые средства массовой информации, три вещательных канала, объединенные одной организационной структурой, проводящие государственную политику в области информации.

Традиции "Маяка" шестидесятых годов сохраняет основной "Маяк", имеющий распространение по длинным, средним и ультракоротким волнам на всей территории России и в ряде зарубежных стран.

Новости, музыка, концерты по заявкам, аналитические передачи, программы культурологического характера, интерактивные проекты, музыкально-развлекательные программы, и др. составляют 19 часов 15 минут его ежедневного вещания.

"Маяк FM" - новый информационный продукт отечественного радиовещания. Впервые в его истории создана радиостанция, обеспечивающая круглосуточное информационное вещание. Лишь в ночные часы и в выходные дни на волнах "Маяка FM" помимо новостей звучат музыкальные программы.

Новостные выпуски каждые пятнадцать минут, актуальные комментарии, репортажи и интервью с мест событий в стране и за рубежом, документальные расследования, ежечасная информация из горячих точек России и планеты, политические ток-шоу и информационные программы на темы культурной жизни - вот основное содержание новой радиостанции, работающей в Москве и области на частотах FM-диапазона.
Сегодня "Маяк FM" имеет тенденцию к распространению с помощью космических средств связи в других регионах страны.

"Юность" - еще одна радиостанция, входящая в состав Государственной радиовещательной компании "Маяк". Молодежное вещание, сохраненное усилиями одного из наиболее профессиональных коллективов отечественного радио с послевоенных времен, сегодня успешно конкурирует на рынке молодежных электронных СМИ. Произошедшая за последние два-три года смена поколений позволила сделать станцию любимой в юношеской среде.

Современные методы управления компанией, внедрение передовых цифровых технологий в радиовещании, оптимизация производства программ создали необходимые условия для снижения затрат на осуществление основной деятельности - повышение творческих и технических параметров вещания. Сегодня Федеральное государственное унитарное предприятие государственная радиовещательная компания "Маяк" - ведущее в отрасли предприятие, динамично и эффективно развивающееся и удерживающее первые места в рейтингах среди электронных СМИ.[34]

В 1998 году начал создаваться официальный сайт радиокомпании. В задачи сетевой версии входило создание полной информации о содержании программ, знакомство с гостями "Маяка" - известными политиками, деятелями культуры и искусства. Вещание в прямом эфире через Интернет было налажено в октябре 1998 года. Прямой эфир и звуковые архивы "Маяка" - основной источник наполнения сайта. Информационно-музыкальный формат радиостанции "Маяк" потребовал организации на сайте постоянно обновляемых лент новостей, прошедших в эфире, и программных рубрик. Основные разделы сайта: "Политика", "Экономика", "Общество", "Культура", "Спорт", "Музыка".

Принципиальное отличие существующего сегодня сайта "Маяка" от иных интернет-изданий заключается в том, что сайт www.radiomayak.ru воссоединяет принципы радиоэфира и печатной публикации. Технология адаптации материалов радио силами интернет-редакции для восприятия с экрана компьютера уникальна: сотрудникам интернет-отдела удается объединить на сайте звук, текст и графическое оформление событий, которые освещает "Маяк".

Список программ, представленных на сайте, достаточно широк; кроме того, интернет-отдел ведет ряд собственных проектов. Специфика определяется во многом тем, что работа по созданию текстовых версий не сводится к налаживанию расшифровывания звукового материала. Без серьезного редактирования и создания общего стиля сетевой версии для радио "Маяк" расшифровки трудны для восприятия читателем.

Музыкальные передачи помещаются на сайт в виде звуковых файлов, снабженных комментариями и иллюстрациями. Также представлен ряд аналитических программ, интервью, интерактивных передач в звуковых файлах для сохранения привычного восприятия радиозвучания.

Материалы сайта www.radiomayak.ru одинаково интересны как журналисту-профессионалу, так и простому потребителю информационных услуг в сети Интернет.

Широко представлены возрастные группы посетителей сайта. Интернет-редакция проводит регулярные опросы[35]

Немаловажным показателем для анализа структуры радиове­щания является рейтинг радиостанции. Конечно, это величина переменная, и тем не менее она отражает реальное отношение аудитории к тому или иному каналу, степень популярности стан­ции у слушателей, позволяет изучить причины этой популярности и строить правильные прогнозы.

Мониторинг российских радиостанций в течение последних лет подтверждает неизменную четверку основных лидеров по рейтин­гу популярности: «Радио России» — 19%, «Русское радио» — 13%, «Маяк» — 11% и «Европа плюс» — 10%'.

Рассмотренные радиостанции являются уникальными, подходы в их вещании различны, у каждой из них есть своя целевая аудитория. Так, радио «Культура» позиционирует себя как информационно-культурное радио, его слушателями является в основном образованная и интеллигентная прослойка, а так же люди старшего поколения. Радио «Орфей» - чисто музыкальное радио «высокого жанра», его слушателями являются музыканты консерваторий и поклонники классической музыки. У «Радио России» и «Маяк» более широкая целевая аудитория, так как в их эфирной сетке присутствуют программы практически всех жанров, на «Маяке» преобладают развлекательные передачи.

Говоря об общих проблемах и негативных тенденциях государственных радиостанций, то можно заметить, что сегодня в наилучшем положении находится радио «Маяк». Смена руководства, ведущих, радиопроектов, выход на FM-диапазон и информативный Интернет сайт улучшили имидж старейшего государственного радио и увеличили количество слушателей.

«Радио России» - самое главное и официальное радио страны, у него всегда будет слушатель, так же как и источник финансирования. Его положение сейчас стабильно.

Что же касается радио «Орфей», то оно, в связи с изменившимися в последние десятилетия музыкальными вкусами на фоне мировых музыкальных тенденций, было и будет радио для «избранных». У него так же есть и будет своя узкая целевая аудитория. Радио до недавних пор переживало кризис, не всеми слушателями была одобрена изменившаяся структура вещания, но, как известно, всё новое всегда воспринимается критично. В любом случае, даже если через несколько лет радио окажется невостребованным, оно не прекратит своё существование и станет электронным.

Радио «Культура» находится сейчас в не самом выгодном положении. Критики говорят о непрофессионализме сотрудников, о плохом построении эфирной сетки, «невзрослости» вещания. Однако столь резких и многочисленных претензий и следовало ожидать, ведь «Культура» является самым молодым государственным вещателем. Будем надеяться, что в ближайшем будущем критики смилостивятся, а слушатель полюбит его.


Заключение

Целью курсовой работы являлось выявлeниe ocoбeннocтeй, проблем и тенденций российских государственных СМИ. В ходе работы были определены и описаны этапы развития государственного вещания в России, даны характеристики каждому этапу, выявлены основные тенденции и проблемы. В ходе рассмотрения актуального состояния государственных радиостанций была дана их современная характеристика; были рассмотрены проблемы радиостанций и причины, обуславливающие наличие этих проблем; обозначены реализованные пути их решения. Во второй главе работы были проанализированы основные направления в вещании крупнейших государственных радиостанций, вкратце рассмотрена их история, отмечены проблемы, обозначена целевая аудитория, отмечены преимущества и индивидуальные черты каждой радиостанции, пути решения выявленных проблем. Кроме того приведены и проанализированы рейтинговые данные крупнейших радиостанций.

Задачи выполнены, цель реализована.

Проделанная работа позволяет сделать вывод о невостребованном положении государственных радиостанций на фоне коммерческих, о шатком положении тех радиопроектов, которые не несут развлекательную функцию, о крайней сегментированности аудитории каждой радиостанции. Кроме того, хочется отметить, что продуманная политика по улучшению имиджа радиостанции и работа по качественным изменениям в вещании эффективна и способна популяризовать серьёзные радиостанции.