Смекни!
smekni.com

Освещение событий октябрьской революции 1917 года в России в СМИ первого послереволюционного (стр. 7 из 10)

В главе «Повышение производительности труда» Ленин подробно рассказывает, что он подразумевает под этим повышением и как оно должно быть организовано. Во-первых, требуется обеспечение материальной основы крупной индустрии, развитие производства топлива, железа, машиностроения, химической промышленности. Ленин понимал, что Советская республика – кладезь полезных ископаемых, страна с огромными перспективами в плане практически любой промышленности. Другим условием повышения производительности труда он называл образовательный и культурный подъем массы населения. Образованные, культурные рабочие будут работать лучше и лучше понимать, для чего они работают. И еще одним «условием экономического подъема является и повышение дисциплины трудящихся, уменья работать, спорости, интенсивности труда, лучшей его организации». Притом Ленин признает, что «русский человек – плохой работник по сравнению с передовыми нациями», но в этом виноват, по его мнению, развращающий режим царизма. Выход же в переходе на более эффективные методы работы посредством принуждения и путем организации социалистического соревнования. Интереснейшая глава «Организация соревнования» стала программной для средств массовой информации.

Ленин опровергает «бессмыслицу, которую буржуазия охотно распространяет про социализм» о том, что социалисты отрицают значения соревнования. Наоборот, пишет Ленин, уничтожая классы и, следовательно, порабощение масс, социализм впервые открывает дорогу для соревнования в массовом масштабе. Например, соревнование в прессе. Соревнуясь за читателей, буржуазная пресса забавляет публику «пикантными политическими пустяками», забывая о быте и проблемах простых рабочих. Социалистическая же печать должна прикладывать все усилия, чтобы избежать пустословия. Говорить надо только о конкретных недостатках, проблемах, чтобы заклеймить и искоренить их или, наоборот, рассказывать о положительных явлениях, чтобы люди перенимали их. Печать должна принести статистику в массы, заявлять о самых успешных коммунах, чтобы можно было сразу их награждать: «сокращением на известный период рабочего дня, повышением заработка, предоставлением большого количества культурных или эстетических благ и ценностей».

Рефрен всей статьи «Очередные задачи советской власти»: «Мы этому еще не научились. Мы этому научимся» -- повторяется практически в каждой главе. Следующий метод «обучения» новому порядку – принуждение.

В первом варианте статьи все эти мысли были выражены менее конкретно и ясно, сама статья не отличалась четкой структурой. Также первый вариант статьи «Очередные задачи советской сласти» содержал некоторые отвлеченные размышления, например, о значении денежных знаков в новой советской экономике и о необходимости экспроприации этих денежных знаков.

20-го сентября 1918 года в «Правде» вышла программная статья Ленина «О характере наших газет». Она продолжает тему о том, какой должна быть коммунистическая газета. Статья похожа на слегка обработанный отрывок из некого большого труда: вступление практически отсутствует. Ленин практически слово в слово повторяет свои указания, данные в главе «Организация соревнования», и слегка конкретизирует их. Он говорит, что цель прессы – помогать в организации труда. Для этого нужно тщательно выяснять и перепроверять достоверность информации об успехах комитетов бедноты, фабрик, земледельческих коммун и т.п., и, если все действительно хорошо, то рассказать подробно о способах достижения успеха. Если же вскроются негативные факты, их тоже надо опубликовать. Ленин призывает к информационной войне с недостатками на производстве и в армии. Особенно он подчеркивает важность вскрытия недостатков армии. «Травим ли мы трусливых полководцев и разинь? Очернили ли мы перед Россией полки, никуда не годные? «Поймали» ли мы достаточное количество худых образцов, которых надо бы с наибольшим шумом удалить из армии за негодность, за халатность, за опоздание и т.п.?» – задает риторические вопросы Ленин. Его стиль, как всегда, достаточно эмоционален и приближен к разговорной речи. Вот как он выражает свои итоговые рекомендации: «Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни».

Статья «Великий почин» (о героизме рабочих в тылу. По поводу «коммунистических субботников») была написана в трудный момент. Летом 1919 Англия, США, Франция и другие державы Антанты предприняли против Советской России новый военный поход. Обострилась гражданская война: Деникин быстро продвигался вглубь страны. Перед Лениным стояла задача поднять дух своих единомышленников, мобилизовать людей на ударную работу. Фронт поглощал тогда все силы экономики: требовалось масса оружия, снаряжения, транспорта, хлеба и т.д… «Великий почин» был издан отдельной брошюрой в июле 1919 г. в Москве Государственным издательством за подписью «Н. Ленин», как и две предыдущие рассмотренные статьи.

В этой брошюре Владимир Ильич комментирует появление субботников, этой новой формы работы. Статья начинается с одобрения героизма красноармейцев, с которым Ленин сравнивает героизм рабочих тыла. Он выводит мысль о том, что ударная работа, работа на благо фронта, сверхурочная и неоплачиваемая – есть такое же проявление героизма и патриотизма, как и участие в боях. Примерно половину статьи занимают цитаты статей, где приводятся факты о перевыполнении различных норм и прелестях субботнего коллективного труда.

Выводы из появления субботников делаются следующие: «коммунами» отныне должно называть не всех, кто так назовется, а только достойных, т.е. доказавших свою коммунистичность ударными субботниками. К тому же, «Великий почин «коммунистических субботников» должен быть использован также в другом отношении, именно: для чистки партии». То есть, кто не с субботниками – тот против нас. Партия становится своеобразной церковью нового общества. «…принимать в партию только после полугодового, скажем, «искуса» или «стажа», состоящего в «работе по-революционному». Коммунист здесь приравнен к человеку высочайших моральных качеств, и лестница партийных званий здесь одновременно есть то, что раньше было лестницей званий церковных. Эту мысль подтверждают порядки социалистического общества, где коллектив был вправе надзирать за нравственностью своих членов, как это раньше делала церковь. И, конечно, наибольшим весом в обсуждениях нравственности обладали голоса людей партии.

Ленинское умение убеждать и быть гибким для достижения своих целей порой поражает: он прекрасно знает, что ошибки при переходе к новому строю неизбежны, что «лес рубят – щепки летят». Признавая это в статьях, он заранее гасит возможное недовольство. Он осознает, что его идеи непривычны для общества и многим кажутся утопичными. И то и дело утешает «неверующих»: не смотря на кажущуюся трудность, при большом желании возможно все. «Но невозможного тут ничего нет, и раз у нас будет ясное сознание необходимости перемены, твердая решимость осуществить ее, выдержка в преследовании великой и трудной цели, -мы ее осуществим».

Ленин – ярый противник всех традиций и атеист. Вере в Бога он противопоставляет веру в близкий коммунизм, фактически, в избавление от страданий уже на Земле. Стиль его работ проникнут почти религиозным пафосом. В отличие от Библии с ее строгими заповедями и расплывчатыми образами его работы предлагают конкретные и относительно легко-исполнимые указания к действию. Тезисы Ленина прекрасно обоснованы, подробно рассмотрены со всех сторон, их интересно читать. И соблазниться простотой его экономических формул и лозунгов, ведущих к праведному и безбедному существованию, очень легко. Особенно людям, которые перенесли много страданий во время войн, натерпелись от «прелестей» начальных стадий капитализма и устали надеяться на Бога. Если б от Рая на Земле нас отделяли считанные годы тяжкого труда, кто бы не согласился потерпеть и поработать еще немного?.. Мнение некоторых современных скандальных метафизиков о том, что Ленин являлся Антихристом, кажется не столь сомнительным в свете подобных рассуждений.

2.3.Зарубежная публицистика: Д.Рида и Г. Уэллса

Джон Рид

«Десять дней, которые потрясли мир» — книга американского журналиста Джона Рида, об Октябрьской революции 1917 года в России, свидетелем которой он был сам.

На мой взгляд книга Рида документальна. Сам автор назвал ее "подробным отчетом". Он был настоящим репортером, и несколько дней почти не спал, постоянно находясь в местах главных событий и разговаривая с огромным количеством русских - от министров и партийных вождей до швейцаров и извозчиков. А русские, увидев иностранца, немедленно хотели донести до Америки и Европы свою правду о происходящем в их стране. Это потом от иностранцев в СССР начнут шарахаться.

Книга Рида талантлива. Читая ее, ощущаешь вибрирующую наэлектризованную атмосферу, видишь толчею в Смольном, слышишь страстные речи и уличную стрельбу.

Как я понял Рид признавал, что "в борьбе мои симпатии не были нейтральны". Он был левым, не столько даже политически, сколько эстетически.