Смекни!
smekni.com

Личность журналиста в современной российской прессе (стр. 3 из 5)

§2 Владимир Познер: о себе и о журналистике

На своем сайте Владимир Владимирович ежедневно ведет рубрику вопрос-ответ, где рассказывает своим читателям и слушателям интересующую их информацию. Вот, что отвечает Владимир Познер на вопрос о том, что для него журналистика: «Для меня журналистика – это не профессия, а образ жизни. Вовсе не обязательно иметь журналистское образование, чтобы быть журналистом. Нужно иметь некий жизненный опыт, нужно понимать, почему ты хочешь быть журналистом, что это для тебя значит, потому что журналистика требует от человека ответственности. Мне кажется, многие люди идут в журналистику, полагая, что это такая авантажная профессия, весьма привлекательная, гламурная даже, приносящая известность и деньги. Но это все не так. Я считаю, что для того, чтобы быть журналистом, человеку нужно сначала получить какое-то образование, но не журналистское, также необходимо иметь некоторый жизненный опыт, прежде чем пойти в эту профессию. Нельзя научить человека быть журналистом, точно так же как нельзя научить человека быть писателем или художником. Можно научить человека рисовать, но научить быть художником невозможно. Самые главные качества журналиста – это любопытство, желание узнать почему, то есть все время задавать вопрос "Почему?", ничему и никому не верить на слово, а все время пытаться проникнуть в суть вопроса, то есть должно быть любопытство. Это, может быть, самая главная, но далеко не единственная черта». [11]

Журналист Ирина Иванова, работающая в журнале "Лица", взяла интервью у известнейшего человека российских и зарубежных СМИ Владимира Владимировича Познера; создав непринуждённую обстановку, она узнаёт от мэтра российского телевидения о его личностных и профессиональных качествах, о его истинном отношении к действительности, к жизни:

«- В журнале "Дружба народов" Вы выступаете уже не в качестве переводчика, а со своими "Мыслями вслух".

- Да, в течение двух лет раз в месяц я пишу небольшое эссе по поводу. Начиналось все тоже случайно. И, как мне сказали, после моих публикаций стала расти подписка на журнал. Это очень польстило моему самолюбию. Ведь, как мне кажется, вся деятельность пишущего человека, и вообще всех, кто занимается журналистикой, заключается в наличии обратной связи. Иначе эта работа бессмысленна. Искусство может пролежать много десятилетий, а потом оказаться востребованным. Искусство живет долго, а вот журналистика - сиюминутна. Это ведь ремесло. И тут не надо обольщаться.

- Вы однажды признались, что Вы случайный человек в журналистике. С чем это связано?

- С тем, что я совершенно не думал становиться журналистом. Никогда. Если бы не случай. Мне позвонил приятель и рассказал, что создается новое информационное агентство АПН (Агентство печати "Новости"), куда ищут людей со знанием иностранных языков. Мне это показалось интересным, тем более что я хорошо владею французским, английским, и решил попробовать. С этого все и началось.

- Судьба Вам дала шанс.

- Еще римляне говорили: лови момент... Это правильно. Только чаще всего мы не знаем, что это и есть тот самый важный момент в жизни. И чтобы не пропустить важное, я считаю, нельзя пропускать ни одного предоставленного шанса. Сначала надо пробовать, а потом уже решать, на правильном вы пути или нет.

- На нашем телевидении многие изначально получили нежурналистское образование. А потом волею судеб стали яркими личностями.

- Должен сказать, что не верю в журналистское образование. В журналистике есть своя техника, которой можно научиться. Но научить быть журналистом нельзя. Для этого должно быть что-то внутри. Это все-таки несколько специфическая профессия. И, действительно, люди наиболее яркие - это люди в основном не имеющие журналистского образования, а уже поработавшие в других сферах. Это верно и в печати, и на радио, и на телевидении.

- Даже совершенно серую личность можно превратить в звезду благодаря телевидению.

- Есть понятие узнаваемости. Если я постоянно читаю газеты, то со временем стану выделять некоторых журналистов. Запомню их фамилии. Но не узнаю их на улице. То же происходит и с радио. С телевидением по-другому. Я когда-то произнес фразу, звучащую гораздо жестче, чем сказали Вы: если каждый день показывать один и тот же лошадиный зад, то будут узнавать и его.

Но телевидение отличается еще и тем, что если вы перестали появляться на экране, то послезавтра вас перестанут узнавать. Знаете, что такое звездная болезнь? Когда люди, работающие на экране - а узнают их сразу, - начинают думать, что из себя представляют что-то необыкновенное. Ведь можно стать общенациональной фигурой в два дня. Или, как со мной случилось, - в один день. Помните, телемост Ленинград - Сиэтл? За один вечер меня узнала вся страна, люди спрашивали: кто такой Познер? И за это, кстати, существует расплата. Заключается она в том, что вас так же быстро забудут.

- Тогда нужно соответствовать?

- Надо понимать, для чего вы работаете на телевидении. Если сумели отвлечься от своей узнаваемости, если понимаете, что весь смысл работы - зрители, что у вас нет долга ни перед начальством, ни перед какой-либо партией, ни перед властями - только перед зрителем. Если вы это сумеете в себе холить и лелеять, то есть шанс, что вас забудут не так быстро.

- Вы правда считаете, чтобы стать профессионалом, надо читать умные книжки, вести правильный образ жизни, и тогда вам будут платить большие деньги?

- (Рассмеялся). Не думаю, что я именно так когда-либо говорил. Чтобы стать профессиональным журналистом, телевизионщиком, конечно, нужно быть эрудированным. До нас существовало множество людей, более умных, чем мы с вами. И то, что они писали - стоит прочитать. Начиная с древних греков. Сотни, сотни и сотни выдающихся умов. С другой стороны, если работаешь на телевидении, нужно следить за собой. Все-таки люди смотрят на тебя. Экран обязывает. А что касается сугубо профессионального мастерства: умения общаться, умения говорить, словом, владения профессией, - если это у вас есть, скорее всего, вам будут много платить, потому что за вас будут бороться разные телевизионные каналы.

- Вы, я знаю, еще и на радио выступаете.

- Каждый понедельник с восьми до десяти вечера на Радио7/На Семи Холмах у меня прямой эфир. Я очень люблю радио. Радио - королева журналистики. Оно быстрее телевидения, быстрее журналов и газет реагирует на происходящее. Немедленно. Во-первых. Во-вторых, на радио программа может идти и три, и четыре часа, нет жестких рамок ТВ. Да и много дешевле она. В-третьих, радио демократично. Позволяет вести диалог со слушателем в прямом эфире. На телевидении это стоит очень дорого, ну а в газете - только как письма читателей. Наконец, радио требует от журналиста умения выражать свою мысль сжато и понятно, что само по себе замечательно. И я обожаю эту работу. Если бы я был вынужден выбирать что-то одно, я бы выбрал радио…

Я думаю, что в каждом журналисте сидит проповедник. Есть проповедь о ценностях жизни, о том, что действительно хорошо и что плохо, о том, как надо жить и т.д. Я, например, чрезвычайно болезненно воспринимаю несправедливость. Когда-то думал, что острота восприятия пройдет со временем. Не прошла. Есть вещи, которые я не могу видеть, не могу слышать. Во мне что-то восстает. И, наверно, то, что я делаю, отчасти отражение этого.

Не могу видеть, когда людей лишают надежды. Ведь человек без надежды способен на самые страшные поступки. На убийство, на насилие. Собственно, мы являемся свидетелями этого. И вот мои старые программы, и новые программы, и "Мысли вслух", и радиопередачи - это все одно и то же: стремление поддержать надежду. Так что на Ваш вопрос я ответил бы: это не работа, это я так выражаю самого себя, это мой образ жизни.

- Как Вы считаете, какой Вы человек?

- Обо мне говорят, что я эрудированный человек, много читавший, много видевший, хотя журналист - профессия поверхностная. О многом - слегка, глубоко - ни о чем. Наверно, я неодномерный, но с большим количеством интересов. Например, спорт очень люблю, музыку, книги, общаться с умными людьми...

- Умея общаться на разных языках, лучше узнаешь мир?

- Да. Однозначно. Я думаю, ничто лучше не выражает основу национального характера, как язык и народная песня.

- А кто для Вас самый приятный человек в общении: русский, француз, американец, может быть, японец?

- ... (Задумался).

- Или собака ?

- (Рассмеялся). Собаки замечательны в общении, по крайней мере, мои знакомые собаки. У меня, кстати, складываются быстро хорошие отношения со всеми животными. Они мне всегда радуются. Если серьезно, наверно, надо перефразировать Ваш вопрос. Я бы сказал так: с кем мне проще общаться? Для меня легкость общения зависит и от языка. Зависит и от психологии. Все-таки вряд ли я могу ответить на этот вопрос однозначно. Мне проще общаться с умными людьми. Не обязательно обаятельными. Русский он, француз или американец. Другое дело, что существуют свойства ума, и они меня восхищают. Есть французский ум, есть русский, есть еврейский, американский, английский». [12]

§3 Владимир Познер о пути развития телевидения России

Владимир Познер считает, что создание в России независимого общественного телевидения в ближайшие годы маловероятно.

"Во всем мире есть коммерческое телевидение и в том или ином виде - государственное телевидение. Hо в мире есть и общественное телевидение - оно отличается от коммерческого тем, что не зависит от рекламы, не нуждается в рекламе и поэтому не устремлено на рост рейтинга", - сказал В.Познер на пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс Северо-Запад».

По его мнению, в погоне за ростом рейтингов многие каналы выпускают в эфир программы, понижающие планку качества. «Общественное телевидение не зависит от власти и при этом может финансироваться полностью за счет средств бюджета. При этом действует определенный закон, который не позволяет вмешиваться государству в работу канала», - отметил В.Познер.