Смекни!
smekni.com

Личность журналиста в современной российской прессе (стр. 4 из 5)

Отвечая на вопрос о перспективах создания подобного телевидения в России, В.Познер подчеркнул, что в стране возможно создание общественного телевидения, которое гипотетически будет независимым в том плане, что будет действовать соответствующий закон, осуществляться необходимое финансирование.

Отвечая же на вопрос о проблемах свободы слова в России, В.Познер заметил: «Абсолютной свободы слова не существует нигде". Вместе с тем, по его оценке, в сравнении с недавним временем в России "наблюдается некоторый откат от демократических принципов, элементом которых является свобода слова». [13]

Важно владеть языком настолько хорошо, чтобы можно было свободно разговаривать, доводить свои мысли до вашей аудитории.

Но в тележурналистике есть целый ряд других вещей, которые, пожалуй, важнее. Это способность пробивать экран и как бы садиться рядом с тем человеком, который вас смотрит. Это главный телевизионный талант. Природа, видимо, мне этот талант дала, и это было главным в моем успехе в Америке.

(Журналист BBC заявляет, что большинство телепрограмм на российском телевидении заимствованы у западных СМИ, на что Познер ответил, что они никак не заимствованы, а куплены; проще купить готовую программу и адаптировать её под своё население, нежели нести убытки, создавая собственные, хотя и на нашем телевидении есть много хороших отечественных передач) «Копирование» западных телепрограмм, по словам Познера, основано на следующем:

Я бы сказал, что многие развлекательные, а не общественно-политические программы часто являются лицензионными.

Сегодня российское ТВ, и, к сожалению, не только оно, делают упор на развлекательности - гораздо больший, чем на общественно-политической тематике. Отсюда нехватка передач, основанных на российских идеях, и готовность взять западные лицензированные программы».[14]

Глава 3. Личность журналиста в современной российской прессе

Современная отечественная журналистика живо реагирует на глобальные изменения в мире и в российском обществе. Е.В. Выровцева считает, что «…одной из основных тенденций ее эволюции, безусловно, является «персонификация» журналистских текстов».[15]

Как известно, социальная психология традиционно под личностью подразумевает «человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности». Как субъект межличностных отношений и сознательной журналистской деятельности, публицист сегодня, с одной стороны, старается завоевать доверие аудитории и не может не учитывать авторитетность собственного мнения в обществе. С другой стороны, он должен постоянно помнить об ответственности за достоверность и так называемую «чистоту» информации, за возможные последствия, вызванные появлением в печати его материала. Вместе с тем, как и каждый человеческий индивид, он обладает собственной историей (биографией), неповторимыми мировоззрением и мироощущением, индивидуальными привычками и пристрастиями, наконец, своим характером, от которого зависят его мнение и его взгляд на те или иные события, а также способы и приемы их оценки и оформления. Именно оценка предмета изображения и является основным способом раскрытия личности самого журналиста. При этом сразу стоит сказать о том, что оценочная деятельность любого журналиста приобретает смысл только при условии, что аудитория (читатели, зрители, слушатели) удостоит выраженные автором оценки вниманием, примет к сведению и отреагирует на них. Без этого теряется смысл профессии, поэтому личность носителя информации в настоящее время представляет интерес и достойна стать предметом специального исследования.

Психология журналистского творчества оказывает воздействие на выбор и разработку темы или проблемы, на словесное оформление материала. Решающую роль при этом, безусловно, играют познавательные методы и средства общения, которые, однако, существуют всегда в психологическом аспекте. Исследователи психологии творчества совершенно справедливо признают существование одновременно двух уровней психической деятельности человека – сознательный и бессознательный. Решение проблемы психологии творчества, в том числе и журналистского, немыслимо без учета диалектики их взаимодействия. Я.А. Пономарев верно замечает: «Мышление журналиста отражает непрерывно меняющиеся условия жизни и профессиональной деятельности. Логика, фиксируя предметное содержание мышления, исследует пути нахождения истины, учит системе рассуждений. Психология исследует закономерности мышления, его зависимость от целей и интересов человека, от его чувств и эмоций, особенностей памяти, воображения, фантазии и т.д.». Огромное значение в этом плане приобретает специализация, открывающая «возможности для выражения творческого потенциала журналиста, для максимального использования его достоинств». Специализация определяется наклонностями, интересом, любовью к одним и неприятием к другим явлениям, событиям, процессам действительности, своеобразием восприятия окружающего мира и мироощущения. При этом очень важно, чтобы интересы журналиста и интересы издания совпадали, так как это один из самых значительных психологических аспектов работы редакции. Таким образом, говоря о личности журналиста в современной прессе, необходимо учитывать его специализацию, которая, в свою очередь, связана с основными понятиями и категориями, которыми определяется развитие и существование информационного общества в условиях технологической революции в массовой коммуникации. [16]

Не менее важен и внутренний имидж журналиста, который создается постепенно, от публикации к публикации. Основой социального имиджа журналиста следует признать возникновение так называемой «публичной индивидуальности».

Анализируя феномен журналистики, С. М. Виноградова отметила, что «меняется не только объективный характер журналистской профессии, но и субъективное представление об общественном предназначении журналиста». Эту диалектику она охарактеризовала следующим обобщающим перечнем:

· «собиратель и распространитель «чистой информации»;

· интерпретатор знаний, добытых другими;

· ремесленник, вынужденный продавать свой груд, чтобы жить;

· политический писатель, борец за справедливость, пропагандист, агитатор, организатор;

· подручный партии;

· репортер в погоне за сенсацией, готовый на персональный журналистский «подвиг»;

· разгребатель грязи; мистификатор, манипулятор сознанием, магнат прессы...» [17]

Одной из актуальных проблем для практической деятельности СМИ является формирование имиджа журналиста. Дело в том, что аудитория СМИ в современных условиях все чаще персонифицирует коммуникаторов всех типов: публичных политиков, журналистов, известных людей. Главные характеристики имиджа в сфере деятельности СМИ можно описать, учитывая три обстоятельства:

1) имидж коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом;

2) этот имидж как бы живет самостоятельной жизнью в сознании аудитории, значит, динамичен и может изменяться;

3) он находится между реальным и желаемым, восприятием и воображением.

Процесс формирования имиджа включает в себя ряд этапов:

1) выявление целевых групп, с которыми журналист собирается взаимодействовать;

2) изучение пристрастий читателей, радиослушателей, телезрителей, с которыми индивидуальный коммуникатор предполагает взаимодействовать:

образ, который он собирается создавать, должен отражать ожидания реальной и потенциальной аудитории;

3) в качестве доминирующих, как показывает практика СМИ и опросы журналистов, можно назвать три составляющих «работающего» имиджа: - умение говорить «на языке» своей аудитории; - знание того, что именно сегодня ее волнует; - острота ума и чувство юмора;

4) подбор журналистом и «примеривание» адекватного типажа, называемого еще «социальной ролью» коммуникатора;

5) привлечение внимания к персоне журналиста (имеет значение одежда, внешность, манера держаться);

6) вербальный (текстовой, словесный) ряд – что и как излагает журналист, насколько аргументировано, убедительно;

7) способность вызывать доверие у своей аудитории, а также у потенциальных реципиентов (играет роль незаурядность, профессионализм, компетентность);

8) главный этап: журналист должен для себя сам или с помощью профессиональных имиджмейкеров дать ответы на четыре простых вопроса: - чего я хочу добиться как профессионал? - что я могу? - кто я сегодня как личность (воспитание, образование)? - что я должен сделать для того, чтобы добиться результата?

Таким образом, формирование имиджа журналиста возможно лишь в действии. [18]

Заключение

Рассматривая определения профессионально важных качеств личности, можно отметить одно из лучших, предложенное Дзялошинским И.М. Под профессиональными качествами обычно понимают существенно важные характеристики человека, выявляемые им в процессе профессиональной деятельности и обеспечивающие ее эффективное осуществление. [19]

Однако наиболее подходящим к профессии журналист является определение, которое приводит Блажнов Е.А.: «Профессионально важными качествами личности называют те личностные свойства, без наличия которых человек не сможет сложиться как профессионал и на высоком уровне выполнять выбранную им профессиональную деятельность». [20]

Индивидуальные свойства, способности и умения регламентированы для профессий, предъявляющих высокие требования к таким качествам, как скорость различения, устойчивость уровня чувствительности, скорость переключения внимания, длительная сосредоточенность, высокая физическая выносливость, максимальная точность и быстрота реакций, и т.д. Разные профессии при этом определяют собственные требования, как к набору специфических качеств личности, так и к степени их выраженности.