Смекни!
smekni.com

Субкультура STRAIGHT EDGE: жизнь без пороков (стр. 2 из 3)

Если Hardline и Militant Pro-Life утверждали, что в этом мире есть лишь одна объективная истина – это учение Straight Edge, то сторонники Softline говорят о том, что это личный выбор каждого.

Straight Edge сегодня

В настоящее время субкультура Straight edge очень распространена на Западе и в России. Наибольшей популярностью среди молодых сторонников здорового образа жизни пользуется движение Softline sXe (от англ. 'мягкая линия' или 'нестрогий курс'). Данное течение не поддерживает методы борьбы, связанные с насилием или являющиеся нелегальными.

Софтлайнеры, как заявляют они сами, не стараются встать в оппозицию хардлайнерам:

«Софтлайн формулирует новую концепцию борьбы, неагрессивную и не приемлющую насилие ни в каких его проявлениях, но твердо поддерживающую позицию sXe» [Роман].

Softline совмещает в себе этику традиционного sXe с некоторыми чертами этики Hardline. Софтлайнеры не курят, не употребляют наркотики, алкоголь, кофеин и не имеют случайных или беспорядочных половых связей. Кроме того, софтлайнеры борются против дискриминации по расовому, национальному, половому или возрастному признаку. Они выступают в защиту прав животных, проводя различные акции и пикеты. Софтлайнеры зачастую являются либо вегетарианцами, либо веганами.

По мнению многих стрэйтэйджеров, пропаганда имеет насильственный характер, поэтому осуществляется она через специальные издания – так называемые «зины» (сокр. от англ. мagazine, т.е. журнал). «Зины» издаются в формате DIY (do it yourself – 'сделай сам') и представляют собой некоммерческие, выпускаемые за собственные средства иллюстрированные журналы. Тематика этих журналов посвящена хардкор-музыке, борьбе с фашизмом, концертам и акциям протеста. Также большая часть уделяется теоретической части течения Straight edge. Наиболее популярные московские журналы – «Арматура», «ИМХО»; в них может печататься любой представитель движения sXe.

Следует отметить, что формат DIY, зародившийся изначально в панковской среде, характерен в целом для субкультуры Straight edge. Это проявляется также в музыке, одежде. Если ты музыкант, то не должен издаваться на коммерческих лэйблах и записываться на дорогих звукозаписывающих студиях. Всё, что порождает коммерцию – растлевает умы людей и отдаляет тебя от «настоящего» искусства. Поэтому, собирая небольшие залы клубов и записывая свою музыку в гаражах и подвалах, стрэйтэйджеры делают это в первую очередь для себя и своих единомышленников.

Большой популярностью среди участников субкультуры пользуется московский клуб Джерри Рубена, определяющий свою деятельность как творческое объединение, имеющее целью экологическое воспитание молодежи. Там часто проходят концерты ведущих команд – сторонников идей Straight edge.

Устраиваются акции по бойкотированию продукции компаний, связанных с эксплуатацией животных, их убийством и т.д.; эти акции зачастую напоминают акции движения Green Peace. Однако их отличительной чертой является то, что Green Peace давно воспринимается как политическая организация, тогда как движение sXe выступает против политики.

Одна из наиболее распространенных практик, которые проводят сторонники идей sXe – это акции «Еда вместо бомб» или «Food not bombs». Подобные акции зародились в США, но нашли свое распространение и в Европе, и в России.

«Еда вместо бомб» – это неформальная самоорганизующаяся инициатива: группы людей готовят вегетарианскую и, чаще всего, веганскую (без использования любых продуктов, получаемых от животных) еду и отдают ее тем, кто хочет есть – в основном бездомным и просто бедным людям, но иногда – на концертах и уличных праздниках, митингах, собирая деньги и продукты в помощь[4][299].

Интересно отметить, что принципы акции очень похожи на принципы акций флэшмоба, то есть несут в себе самоорганизующийся и неформальный характер[5][300]. Акции не планируются из некого «единого центра», так как его просто не существует.

«Каждая группа и каждый участник Еды вместо бомб говорит за себя. Если какая-то группа или участник говорит за кого-то еще – он/она/они знают что делают. У нас нет "главного" и нет единого "центра управления". Разные люди в разных группах видят и делают всё по разному, хотя мы разделяем общие принципы, такие как готовка вегетарианской еды, неиерархичность и т.д.»[6][301].

Данный факт подчеркивает еще раз тезис о том, что современные молодежные субкультуры не декларируют протест против социокультурной системы, но развивают ее альтернативными способами.

Проводя включенное наблюдение среди московских стрэйтэйджеров, мы постарались определить портрет современного стрэйтэйджера. Это молодой человек в возрасте примерно от 18 до 30 лет, проживающий в крупном городе или мегаполисе: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Как правило, стрэйтэйджеры получают высшее образование, совмещая учебу с работой. Straight edge для них – это образ жизни и образ мыслей, а музыка, которую они играют (хардкор), – скорее хобби, нежели идеология. Вне работы и учебы, они занимаются музыкой, устраивая концерты. Многие из них ведут антифашистскую деятельность, распространяя листовки, проводя антифа-акции в виде демонстраций и пикетов. Как правило, данные акции носят легальный и неполитический характер. На многих московских стрэйтэйджеров фашистские группировки ведут охоту, именно поэтому имена в данной работе изменены. Однако это не останавливает сторонников здорового образа жизни в ведении антифашистской борьбы. Как сказал один из них, «антифашизм – это не движение... просто людям надоели уже эти расовые притеснения со стороны кавказцев, некавказцев, русских и т.д., это реакция определенной группы людей на то, что сегодня творится в обществе» [Роман].

Василий М., стрэйтэйджер (очерк)

Один из наших информантов, Василий М., или Вася Гиг, как называют его в софт-лайн-тусовке, – молодой человек 20-ти лет; учится на географическом факультете одного из московских вузов. Сегодня у него выходной день и вместо того, чтобы как обычно собираться в музыкальный магазин, где он подрабатывает продавцом в свободное от учебы время, Василий идет на «репу», т.е. на репетицию своей группы. Вася живет с родителями, которым, по его словам, не с первого раза удалось объяснить смысл того пути, который он выбрал.

«Да, было много конфликтов и много непонимания. Родители, видя, с одной стороны, положительные аспекты моего выбора, всё равно относились с большой долей недоверия к музыке, которую я играю, к моим друзьям, к концертам, которые мы устраиваем. Они думали, что это какая-то секта, в которую меня случайно втянули. Говоря по правде, я не рассчитываю на то, что они когда-то смогут постичь смысл наших действий. Поколению, воспитанному в советское время, это просто не дано. Да, сейчас они смирились с образом жизни, который я выбрал, потому что мне удалось доказать своими действиями и своим упорством, что это мой выбор. Когда ты выбираешь путь sXe, ты должен быть готовым к тому, что придется бороться и отстаивать свой выбор. Таковы правила игры. А путь sXe – это очень непростой путь в современном мире с такой колоссальной пропагандой насилия, нетерпимости и пороков, которые культивирует общество; это не мэйнстрим».

Коллектив, в котором Вася участвует в качестве гитариста, играет довольно жесткий hardcore с весьма политизированными текстами. Основные темы: борьба с фашистской молодежью, борьба с обществом потребления. Следует отметить, что подобный набор довольно характерен для стрэйтэйдж-команд. Всего четыре участника – кроме васиного школьного друга Вовы (солиста группы), еще два молодых человека – Илья (бас-гитара) и Кирилл (ударник). Они присоединились к васиной группе совсем недавно и стрэйтэйджерами не являются.

«Все тексты мы пишем с Вовой на пару, – говорит Вася. – Ребятам нравится, хотя они не разделяют наши убеждения.

Они выпивают, а Илюха-то вообще курит. Конечно, мы против этого, но мы также прекрасно понимаем, что это выбор каждого из нас. Такой же выбор, как стать стрэйтэйджером, поэтому мы никого не осуждаем».

Вася и Вова рьяные антифашисты. В период включенного наблюдения никаких антифашистских акций не производилось. Однако Вася признался, что в нескольких акциях был не только участником, но и организатором. По его мнению,

«настоящий стрэйтэйджер – это борец за равноправие во всех его проявлениях, а фашизм – это полная его противоположность. Следовательно, человек, выбравший путь sXe, не может быть националистом, фашистом и т.д.».

Эта мысль была высказана при обсуждения того, что в Москве, помимо сторонников направления софт-лайн, достаточное количество стэйтэйджеров правого толка. Они представляют собой сторонников хардлайн-направления sXe и проповедуют отказ от наркотиков, алкоголя и табака, смешивая это с национал-социализмом. Вася говорит, что это псевдо-стрэйтэйдж,

«некий фэйк [фальшивка – прим. автора], подменяющий понятия борьбы за свободу слова, цвета кожи, расы и национальности. (...) Современная культура sXe просто изобилует различными вариациями и проявлениями: тут тебе и скинхед-стрэйтэйджеры, и религиозные sXe-тусовки и т.д. и т.п. Но все они – в той или иной мере радикалы, выбравшие за основу принципы стрэйтэйджа, но проповедующие свои взгляды, зачастую противоречащие основам стрэйтэйджа. Одним словом, сборище недоумков, ничего не понимающих в этике sXe».