Смекни!
smekni.com

Курсантская казарма как сфера военного быта: опыт социологического анализа (стр. 4 из 4)

Большую комнату мы оборудовали под спальню. Там у нас стояли четыре кровати, пара тумбочек, был сделан встроенный шкаф для белья и верхней одежды, на стенах висели цветы в горшках. Маленькую – под комнату, где мы учили уроки, смотрели телевизор, читали книги. В ней у нас находились два стола, кровать, книжный встроенный шкаф, на стенах висели полки.

Все обои мы подбирали цвет в цвет. Спальню мы сделали розовой, а маленькую комнату – зеленой. Под цвет обоев подобрали шторы и коврики, их купили в магазине. Складываясь с каждой стипендии, мы постепенно накопили денег на все это. После приобрели в магазине для комнат два плафона – зеленый и розовый.

Особенно много хлопот доставил нам туалет. В нем мы провели электричество (там было всё сломано). Поставили новый унитаз, раковину, которую нам выдали в институте. В общем, мы переоборудовали туалет под "полевую" кухню. В туалете стояла тумбочка, где хранились бритвы и шампуни. На нее устанавливалась электрическая плита, а на верхней полке, под самым потолком, у нас лежали сковородки, кастрюли и все что нужно для готовки. Полка была закреплена высоко, и казалось, что на ней ничего нет. Кроме того, в туалете мы сделали полку для зубных щеток, повесили большое зеркало. Все вместе мы занимались сбором мебели по знакомым, по принципу кому чего ненужно. Многое мы брали у своих старших товарищей, которые задумали переезжать жить в город. В результате наши друзья со старших курсов отдали нам много нужных для нас вещей. Конечно, мы сделали тайники для хранения запрещенных предметов – всё как полагается».

Безусловно, технологическое обустройство комнаты старшекурсников (строительные и ремонтные работы) – это лишь внешнее представление о том, что необходимо для создания бытового комфорта в казарме. Наиболее трудная задача, которая стоит перед курсантами в этот момент – образование сообщества «своих». На протяжении всего периода обучения курсанты находятся в поиске единомышленников. Для них важно не просто найти хороших товарищей; необходимо, чтобы эти люди вели похожий образ жизни. С этой целью ребята пробуют вступать во взаимодействие со многими курсантами, однако из всей этой массы пробных взаимодействий одни больше не повторятся никогда, другие приобретут форму редких контактов, а третьи перерастут в постоянные отношения – дружбу.

Когда на втором-третьем курсах у курсантов сформируется устойчивая дружеская группа, становится возможным конструирование быта в казарме не с целью соблюдения официальных нормативов, а главным образом для удовлетворения собственных потребностей. С появлением подлинно дружеских отношений возникает групповое конструирование быта: теперь курсанты оборудуют комнату не только для себя, но и для своих товарищей, учитывая их интересы, увлечения, особенности образа жизни.

В этих условиях у курсантов меняется отношение к местам общего пользования: теперь их стараются держать в чистоте. Такое отношение основано на ожиданиях, что друзья-соседи так же будут следить здесь за порядком, как и ты. Теперь и комната, и вся близлежащая территория казармы перестает быть чужой. Она вся наша, это наш дом, и мы в нем живем – такова установка старшекурсников на организацию своего быта в кругу товарищей, друзей. С этой установкой соединяется приобретенный опыт жизни вне родительского дома, опыт самообслуживания. За годы службы курсанты приобрели конкретные навыки и умения, позволяющие им сделать свой быт удобным для жизни. Теперь социальные практики, которые они освоили в процессе службы, находят свое применение в быту.

Возникновение дружеской группы и формирование у курсантов индивидуального жизненного опыта ведут к заметным изменениям и в мире вещей, которые теперь находятся в курсантской комнате. Опыт проживания курсантов в казарме, знание норм военного вуза, разнообразные контакты старшекурсников позволяют им, с одной стороны, обставить свое жилье хорошей мебелью и прочими предметами обихода, а с другой, продумывать быт до мелочей, организовывать его более детально, чем на младших курсах. Следов «казенного уюта» уже практически нет.

В комнате старшекурсников нет перебора вещей. Только то, что нужно для курсантской жизни в казарме, ничего лишнего. Вещи хранятся так, как предписано формальными и неформальными нормами. У каждой вещи свое место. Например, в комнате открыто стоят банки с вареньем, сгущенным молоком. Они располагаются отдельно от остальных вещей, на своих специальных местах.

«Ребята уже знают, что если всё будет чисто и аккуратно лежать на своем месте, это не отберут. Здесь уже не увидишь бутылку с кетчупом, заткнутую носком» [Артем К., командир взвода].

Таким образом, на основе описания способов конструирования военного быта в казарме курсантами-новичками и старшекурсниками можно выделить два этапа, которые показывают, как гражданские бытовые практики людей вписываются в военизированные нормативы поведения.

Этап абсолютной оппозиции требованиям военизированной организации. Он характерен тем, что здесь новичок открыто демонстрирует свое неприятие и непонимание данных социальных норм. Первокурсник своим поведением протестует против ограничения тех социальных практик, которые были освоены им в гражданском обществе. Вместе с тем система социального контроля заставляет курсанта подчиниться и выполнить необходимые требования. Мощный тотальный контроль за жизнедеятельностью первокурсников исключает всякую возможность проявления социальных практик гражданского общества в военной среде.

Данный этап характерен в целом для более опытных курсантов, для курсантов, прошедших процесс вторичной социализации в военном вузе. Здесь у курсанта уже сформирован адекватный реальности тезаурус, что позволяет ему, с одной стороны, соблюдать нормативы поведения в военном вузе, а с другой – маскируя свои нарушения за демонстративным соблюдением норм, конструировать быт для себя. В этом отношении конструирование военного быта у старшекурсников имеет характер проектной деятельности, когда в условиях ограниченного количества ресурсов им удается создать в казарме качественно новое жизненное пространство.