Смекни!
smekni.com

Самый популярный российский журнал XIX века «Нива» и его издатель Адольф Маркс (стр. 2 из 4)

В географическом и этнографическом отделах публиковались иллюстрированные статьи по археологии, естествознанию, астрономии, медицине. Существовали также отделы «Технические изобретения и открытия», «Политическое обозрение», традиционная для русских журналов «Смесь». Был в журнале и своеобразный раздел «К рисункам», где комментировались помещенные в номере репродукции с картин русских и европейских художников или иллюстрации к художественным произведениям, рассказывалось о биографиях художников, истории создания картин, объяснялось их содержание. Качество репродукций было для того времени хорошим. Осваивал журнал и фотоиллюстрации: «Нива» одной из первых в русской журналистике начала печатать фоторепортажи с театра военных действий во время русско-японской войны.

Одним словом, информация и иллюстрация в «Ниве» была очень разнообразна, для возможности охвата не просто массовой, но и разноплановой (по возрасту и интересам) семейной аудитории. Основными жанрами научно-популярных отделов были биографические и научные статьи, а также заметки. Стиль изложения был легким и непринужденным, скорее дружеским, без назидательности.

Многие, писавшие раньше и пишущие сейчас о «Ниве», ставят в вину журналу его развлекательный характер и умеренно-монархическое направление. Однако «Нива» с публикацией романа «Воскресение», и полного собрания сочинений Л.Н. Толстого в качестве приложения вряд ли может считаться журналом однозначно монархическим, так как в конце XIX века имя Л.Н.Толстого воспринималось как прямой противовес монархии. «Два царя у нас, – писал А.С. Суворин в «Дневнике». — Кто из них сильнее? Николай II ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой, несомненно, колеблет трон Николая и его династии» [5]. Эта запись сделана в мае 1901 года.

Значение журнала, которое издатель и сотрудники «Нивы» могли оценить по росту числа читателей, всё же волновало их, тем более на фоне упреков в легковесности содержания и эксплуатации авторов. Поэтому творческий коллектив журнала задумал публичное подведение итогов своей работы, чему был посвящен юбилейный, дополнительный № 53, подготовленный по случаю 25-летия издания, который вышел в начале января 1894 года. Его можно расценивать как коллективное заявление о программе журнала и творческой позиции его авторов и редакторов. В нем были опубликованы как публицистические, так и литературные произведения: стихи А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, К.К. Случаевского, Д.С. Мережковского, отрывки из произведений В.И. Немировича-Данченко, Д.В. Григоровича, П.Д. Боборыкина, П.П. Гнедича, отрывки из воспоминаний редакторов и других литераторов. Художником, иллюстрировавшим этот праздничный номер, стал И.Е. Репин. Участие видных деятелей литературы и искусства в юбилейном номере и праздничных торжествах, проводимых широко и тщательно планируемых, говорит о том, что это было крупное событие не только для издателя и сотрудников журнала, но и для литературно-журнальной и художественной общественности. 25 лет издания означали не только юбилейную дату, но и этап в развитии издательского дела вообще, в котором одну из главных ролей играл популярный массовый журнал для семейного чтения «Нива».

Юбилейные мероприятия приняли такой размах, что не могли остаться без внимания современников. На страницах одиннадцати петербургских газет появились материалы, посвященные юбилею «Нивы» и оценке значения его в русской журналистике. «Биржевые ведомости», «Неделя», «Новое время», «Новости и биржевая газета», «Петербургская газета», «Петербургский листок», «Санкт-Петербургские ведомости», «Русская жизнь», «Русь», «Свет» и «Сын отечества» высказали свое отношение к этому событию. Журнал «Всемирная иллюстрация» напечатал биографию и портрет А.Ф. Маркса, указав, что «деятельность его была награждена орденом Станислава II-й степени, Анны II-й степени и пожаловано ему звание потомственного почетного гражданина» [6].

Широко обсуждалось известие, что по случаю юбилейного торжества А.Ф. Марксом были награждены сотрудники и служащие журнала, сделаны пожертвования в кассы взаимопомощи сотрудников при журнале «Нива» и взаимопомощи литераторов, а также была внесена сумма в Академию художеств – на учреждение стипендии имени А.Ф. Маркса начинающим художникам. Многие журналисты отметили, что Маркс, ставший чрезвычайно богатым человеком, благодаря успеху своего издания, всегда был заботливым и щедрым предпринимателем, старавшимся сделать лучше жизнь сотрудников.

Юбилейные торжества приковали внимание к журналу и заставили современников дать оценку его деятельности. Так, например, «Петербургский листок» отмечал, что 25 лет для русского периодического издания являются огромным сроком и видел главную заслугу «Нивы» перед русским обществом в том, что все это время «она неизменно оставалась отзывчивым, художественным журналом и истинным другом семьи» [7]. В «Русской жизни» подчеркивалось «неизменное следование традициям, установленным при его возникновении, в особенности служение народному просвещению, а также постоянное техническое усовершенствование» [8]. «Петербургская газета» в статье «Юбилей «Нивы» отмечала, что этот праздник является крупным событием в истории русского журнального дела как коммерческого предприятия русского порядка. «Следует безусловно признать заслуги человека, выработавшего тип журнала, который имел к тому времени тираж до 170 тыс. экземпляров <…> Отказавшись 25 лет назад от защиты либеральных или консервативных идей, он обратил свое внимание на нового читателя и дал на своих страницах материал для чтения среднему интеллигенту, не имевшему необходимого развития для понимания и оценки статей, напечатанных в толстых журналах. Если мы добавим к этому собрание сочинений русских классиков, которые получали подписчики «Нивы», то и при непременном наличии развлекательных материалов в журнале, средний интеллигент получал возможность за свои небольшие деньги приобщаться к большой литературе, собирая библиотеку для себя и своих детей» [9].

Таким образом, широко обсуждавшийся в прессе юбилей «Нивы» был значимым событием для всей русской журналистики, которая в истории одного массового журнала нашла повод для раздумий о собственной судьбе и об интересах русского читателя. И даже негативные материалы не могли ничего поменять: «Нива»- полюбившийся публике журнал - играл важную роль в распространении культуры и искусства в массах, он заслужил народную любовь и признание. Кроме того, к этому времени у «Нивы» появились приемники и подражатели, что способствовало о признании успешном и избранного типа журнала, и редакционной политики. Наиболее ярким примером разработки модели «Нивы» являлся журнала «Север» И.Д. Сытина.

Журналу «Нива» не довелось торжественно отпраздновать следующий юбилей. Пятидесятилетие издания должно было отмечаться в декабре 1919 года, но в 1918 году, вместе со многими другими газетами и журналами, «Нива» была закрыта. Тем не менее, за время своего существования, «Нива» доказала свой статус массового семейного энциклопедического журнала. Подробнее на анализе журнала и его идейно-тематических приоритетов мы остановимся в третий главе нашего диссертационного исследования.

В заключение отметим, что журналы для семейного чтения были самыми популярными среди еженедельников во второй половине XIX века, именно такая подача информации была наиболее адекватна и продуктивна для этого периода. «Нива» стала в этом ряду особым изданием, так как ее издателю удалось выйти за рамки просто иллюстрированного еженедельника, сформировав издание семейного энциклопедического типа, благодаря чему «Нива» обрела такую популярность. По ее типу были созданы многие другие журналы, например, «Родина», «Север». Роль журнала «Нива» для русской журналистики сложно переоценить. А идейную направленность и творческую программу иллюстрированного журнала задавал и контролировал исполнение издатель – А.Ф. Маркс. Именно он смог успешно сочетать маркетинговую и творческую политики издания, что привело к небывалому успеху издательской деятельности.

В 60-х годах XIX века издательский рынок книжной продукции еще не был очень разнообразен. Происходило это по нескольким причинам, основными из которых являлась далеко не повсеместная образованность и дороговизна печатных изданий. К общественно-политическим и социокультурным факторам добавились и технологические, под влиянием которых, стало происходить развитие массовой журналистики. Новые условия труда обеспечили наличие свободного времени, досуга, которые были пусть не велики, но требовали, чтобы их чем-то заполняли. Самыми доступными в плане восприятия и материальной досягаемости в течении XIX века исследователи выделяют театр-варьете и массовую прессу. В это время стали появляться приметы массового производства, когда понижение цен на различные товары привлекало большой объем покупателей, таким образом, прибыль обеспечивалась, в первую очередь, за счет оборота. В результате, в издательском бизнесе произошли изменения, свойственные капиталистическому производству в целом. Расширение аудитории предопределяло более четкую идейную направленность журналов и газет. У каждого издания начинает складываться своя аудитория. «…к началу XIX века в издательском деле сложились две бизнес-модели, определявшиеся спецификой его двух основных сегментов. Первая из них, характерная для книгоиздания и позже перешедшая в ряд других медиаотраслей, - венчурный подход плюс достижение безубыточности за счет продаж. Вторая модель сформировалась в газетном и журнальном издательстве и была построена на изначально иных условиях ведения бизнеса – минимальном присутствии конкуренции внутри отрасли и стабильности потребления. Если издатели книжной продукции каждую новую книгу запускали как новый проект с неизвестными перспективами успешности и вероятной конкуренции между собой, то владельцы периодических изданий более 200 лет, если и вынуждены были сворачивать бизнес, то почти всегда по политическим или личным, но не экономическим причинам <…>. Особенностями их деятельности также были: почти полное отсутствие конкуренции между собой (уже потому, что предлагали продукт, рассчитанный на устойчивый набор характеристик: издатель и основной автор как персональный бренд, четкий набор политических и общественных взглядов, популярных среди конкретных групп, и т.п.) и с другими типами СМИ (хотя бы потому, что они, по сути, отсутствовали); распространение по подписке, которая для многих клиентов конкретных газет и журналов становилась семейным обычаем или личной привычкой…» [10]. Как видно из приведенной характеристики типов экономического взаимодействия издателя с аудиторией А.Ф. Маркс, прошедший школу книжного бизнеса, внес в издание периодического журнала основные черты книгоиздательской деятельности, то есть, применил нетрадиционный подход, благодаря чему смог создать большую по численности читательскую аудиторию и оказался вне конкуренции.