Смекни!
smekni.com

Банк как субъект привлечения иностранных инвестиций в регион (на примере КБ Центр-Инвест) (стр. 4 из 16)

Улучшение условий для иностранных инвестиций требует постоянных настойчивых и многоплановых усилий со стороны как государства, так и предпри­нимательских структур.

Принцип национального режима является в промыш­ленно развитых странах основным по отношению к иностранным инвесторам, что закреплено не только в национальных законодательствах этих стран, но и в таких документах, как «Руководящие принципы для международных инвестиций» (1972 г.)Международной торговой палаты, «Кодекс либерализации движения капитала» (1961 г.) и «Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных предпри­ятиях» (1976 г.) принятых Организацией экономиче­ского сотрудничества и развития (ОЭСР).

Некоторые исследователи отмечают, что в России еще нет условий для полной и последовательной реа­лизации национального режима. При этом указывается три фактора, диктующих введение для иностранных инвестиций изъятий из национального режима:

1) национальный режим в России может включать правила, которые могут нарушать интересы ино­странного инвестора;

2) не исключен серьезный разрыв между стандар­тами национального режима и международными стандартами, принятыми в других государствах;

3) интересы привлечения иностранных инвесторов обусловливают особые льготы и гарантии для них.

Помимо этих трех факторов необходимо указать на неопределенность границ действия национального ре­жима для иностранных инвесторов в России. Согласно закону 1991 года «Об иностранных инвестициях в РСФСР» национальный режим предоставляется только по отношению к имуществу, имущественным правам и инвестиционной деятельности, оставляя расшифровку этих понятий за рамками закона и допуская возмож­ность неоднозначного их толкования.

В соответствии с законом «Об иностранных инве­стициях в РСФСР» предприятие с иностранным капита­лом могут осуществлять любые виды деятельности, отвечающие целям, предусмотренным в уставе пред­приятия, за исключением запрещенных действующим на территории России законодательством.

В марте 1997 г. Государственная Дума в первом чтении приняла Федеральный закон «Об иностранных инвестициях». Этот документ предоставляет ино­странным инвесторам гарантии от национализации и экспроприации капиталов и имущества. Если государ­ство сочтет необходимым осуществить изъятие имуще­ства инвесторов в оборонных целях или ради сохра­нения жизни и здоровья граждан, владельцам предос­тавляется срочная адекватная компенсация.

Вводится также в действие «Перечень, приоритет­ных отраслей, видов деятельности, территорий и от­дельных инвестиционных проектов с соответствующим льготным режимом», в том числе в сфере налогообло­жения, который может сыграть роль нового инстру­мента государственного регулирования притока инве­стиций из-за рубежа.

Одним из важнейших направлений деятельности по созданию благоприятных условий для иностранных ин­весторов является сосредоточение нормотворческих усилий в области стандартизации в соответствии с международными нормами российской системы бухгал­терского учета и аудита.

Закон об иностранных инвестициях содержит главу 2, которая называется «Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций». Закон предостав­ляет иностранным инвесторам следующие гарантии :

· гарантию от принудительного изъятия, а также иных незаконных действий государственных ор­ганов и их должностных лиц,

· гарантию перевода платежей, связанных с инве­стициями, за границу,

· гарантию использования платежей в российской валюте на территории России.

В свое время Президентом был издан приказ №282 от 26.02.93 «О создании международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в РФ от не­ком­мерческих рисков», в котором получила одобрение инициатива ряда российских и зарубежных организа­ций по созданию Международного агентства по стра­хованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерче­ских рисков. Для российской правовой системы поня­тие «инвестор» является достаточно новым. При этом ни в Гражданском кодексе, ни в иных федеральных законах особенностей правового положения инвестора не установлено. Собственно российское законода­тельство об иностранных инвестициях достаточно противоречиво, еще более противоречиво соотношение норм общего гражданского законодательства и специ­ального, регулирующего иностранные инвестиции.

В условиях увеличения объемов иностранных инве­стиций в России возникает необходимость усиления антимонопольного контроля. В принятом законе РФ «О внесении изменений и дополнений в закон «О конку­ренции и ограничении монополистической деятельно­сти на товарных рынках» предусматривается распро­странить его действие на все хозяйствующие субъ­екты, функционирующие на товарных рынках РФ. Сле­довательно, он будет распространятся и на опе­рации иностранных фирм, в том числе на операции по при­обретению предприятий. Антимонопольное регули­рова­ние, являясь одной из форм государственного кон­троля за деятельностью иностранных инвесторов, не должно допускать нарушения конкуренции и замены национального монополизма иностранным.

Российский закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности предусматривает как предварительный контроль над созданием крупных экономических образований, которые могут занять доминирующее положение на рынке, так и особые тре­бования в отношении их деятельности, т.е. в данном случае имеется известное сочетание контроля над структурой рынка и контроля поведения на рынке.

В развитие предусмотренных в Законе «Об ино­странных инвестициях в РСФСР» гарантиях иностран­ным инвесторам в 1992 году Правительство России приняло постановление № 395 «О заключении соглаше­ния между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений», в котором со­держится новый типовой проект соглашения. На его основе были подписаны соответствующие договоры с США, Португалией и другими странами. К началу 1995 года Россия имела соглашения о поощрении и взаим­ной защите капиталовложений с 27 странами.

Важным принципиальным следствием заключения Россией Соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных инвестиций, а также ее участия в Ва­шингтонской и Сеульской Конвенциях является ее от­ход от поддерживающейся ранее Советским Союзом ус­тановки соблюдения строгого иммунитета государства от рассмотрения его имущественных споров с ино­странными частными лицами.

В соглашениях о взаимной защите и поощрения иностранных инвестиций обычно устанавливается по­рядок регулирования инвестиционных споров между принимающим государством и иностранным инвестором. Этот порядок регулируется также подготовленной Всемирным банком Вашингтонской конвенцией 1965 года «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами», со­гласно которой был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между госу­дарствами и лицами из других государств (ICSID). В конвенции участвуют свыше 100 государств, включая Россию.

Предприятия с иностранными инвестициями приоб­ретают возрастающее значение в экономике России. Так, с 1990 по 1996 г. число зарегистрированных предприятий увеличилось с 1535 до 11189, а дейст­вующих - с 620 до 8422.[10]

Таким образом можно сделать следующие выводы:

· инвестиционный процесс, в целом, и прямые иностранные инвестиции, в частности, играют важную роль в мировой экономике;

· иностранные инвестиции и отношения возникаю­щие с ними, находят свое отражение в деятель­ности таких международных институтов как ООН, ЮНКТАД, ВТО, ОЭСР и других.

· в настоящее время основной тенденцией транс­ферта капитала является увеличение притока иностранных инвестиций в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой при одновре­менном уменьшении их притока в развитые страны

· другой тенденцией трансферта капитала явля­ется то, что в странах с переходной экономи­кой и, в частности, в России принимаются меры с целью большей либерализации экономики, до­казательством чего могут служить меры по пе­ресмотру законов и нормативных актов, касаю­щихся иностранных инвестиций, по устранению препятствий на пути свободного функционирова­ния субъектов инвестиционной деятельности.

II. Участие КБ «Центр-Инвест» по реализации проце­дуры заимствования средств на зарубежных финансо­вых рынках

2.1. Экономико-правовые условия создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями

В экономических понятиях СНГ не существует од­нозначного терминологического единства «предприятие с иностранными инвестициями». В раз­личных нормативных документах можно встретить та­кие определения, как «смешанное общество», «совместное предприятие», «совместная компания», «предприятие с иностранными инвестициями» и др. Это связано как с правовыми так и экономическими аспектами проблемы.

В Государственный реестр за период с января 1991 года по сентябрь 1997 года внесено около 23 тысяч коммерческих организаций с иностранными ин­вестициями[11].

Как считают эксперты, актуальной проблемой ос­тается привлечение инве­стиций в экономику Ростов­ской области. В 1997 году в совместные и иностран­ные предприятия действующие на территории области, иностранными партнерами внесено 17,8 млн. $ и 43,0 млрд. рублей инвести­ций. 34 % долларовых поступле­ний составили прямые инвестиции иностранных парт­неров (взносы в устав­ный фонд и кредиты) и 66 % - прочие инвестиции (торговые и прочие кредиты). В объеме рублевых вкладов на долю прямых инвестиций приходится 100 %. Объем поступивших в истекшем пе­риоде валютных инвестиций распределился в разрезе отраслей эконо­мики между совместными предпри­ятиями: связи (услуги сотовой связи) - 58 %, про­мышленными - 34% и торговыми предприятиями - 8 %. Инвестиции в про­мышленной сфере разделились сле­дующим образом: пи­щевая промышленность (производство безалкогольных напитков) - 24 % от общего объема поступлений, легкая промышленность (пошив верхней одежды)- 9 %, металлообработка (ремонт автомобилей) - 1 %. По рублевым вкладам преобладали инвестиции в СП тор­говли и общепита - 78 %. По сравнению с 1996 годом приток долларовых инвестиций в экономику области в целом сократился в 1.5 раза, в том числе в пищевую промышленность- в 5 раз. Однако без наиболее капи­талоемкого в 1996 году проекта «Кока-Кола Ботлерс» долларовые посту­пления в 1997 году увеличились в 2,6 раза. Вклады в развитие легкой промышленности возросли в 4,4 раза, связи - 3.5 раза. Соответст­венно возросли рублевые инвестиции (в21.7 раза) в связи с созда­нием в нашей области агроиндустриаль­ной корпора­ции, осуществляющей экспорт сельхозпро­дукции. В уставный фонд корпорации швейцарскими партнерами внесено 33.2 млрд. рублей (часть из них- в виде оборудования), что составило 77 % всех рублевых поступлений. Основными инвесторами высту­пают пред­принимательские круги из стран дальнего зарубежья. Ведущими странами-инвесторами, кроме Швейцарии (77 % рублевых вкладов), явились: США, Турция, Люксем­бург (36 %, 25 % и 21 % долларовых вкладов).[12]