Смекни!
smekni.com

Иностранные инвестиции (стр. 5 из 6)

Рассмотрим тенденции привлечения иностранных инвестиций в украинскую экономику в 1996 году. По данным Министерства статистики Украины, объем иностранных инвестиций составлял 1,275 млрд. долларов 1, что в пересчете на душу населения равно приблизительно 25 долларам (для сравнения: в 1995 году эти показатели составляли, соответственно, 483,5 млн. долларов и 14,5 долларов). Наибольшие объемы инвестирования в 1996 году осуществили резиденты-доноры из США (245,3 млн. долларов), Германии (182,9 млн. долларов), Нидерландов (119,2 млн. долларов), России (114,1 млн. долларов), Великобритании (94,8 млн. долларов) , Кипра (72,9 млн. долларов). Среди отраслей отечественной экономики по объемам инвестирования лидируют внутренняя и внешняя торговля (445,1 млн. долларов), пищевая и легкая промышленность (198,2 млн. долларов), машиностроение и металлообработка (138,9 млн. долларов) 2.

Иностранные инвестиции получили 5263 предприятия Украины (из них 4117 – совместные, на них пришлось 66,8 % общей суммы инвестиций). Наибольшие объемы инвестиций вложены в предприятия Киева (556,5 млн. долларов), Одесской области (114,7 млн. долларов), Крыма (92,6 млн. долларов), Донецкой (76,3 млн. долларов) и Львовской областей (54 млн. долларов) 1.

Динамику притока ПИИ в отечественную экономику нельзя признать удовлетворительной, несмотря на устойчивую тенденцию к безостановочному микроросту, начиная с 1991 года. Анализ тенденций динамики, отраслевой и региональной структуры ПИИ за 1996 год убеждает в том, что отечественный рынок инвестиционных ресурсов остается нестабильным; это определяется малой величиной соответствующих весовых коэффициентов составляющих интегрального вектора в Украине (точно так же, как у ее ближайшего геополитического соседа – России). Это подтверждает высокую степень политических и экономических рисков на фоне нестабильного правового поля и неразвитости инвестиционной инфраструктуры.

По некоторым прогнозам, привлечение ПИИ в постсоциалистические страны Восточной Европы достигнет в 1996-2000гг. таких объемов: свыше 30 млрд. долларов получит Россия (что понятно, так как у нее есть нефть и газ, золото, лес, алмазы); а вот Польша получит в 14 раз больше чем Украина, Чехия – в 10 раз, Венгрия – в 12 раз, страны Балтии в 1,5 раза больше, несмотря на то, что по населению и по площади они в 6-7 раз уступают Украине 1. Войти в число лидеров среди реципиентов Украина смогла бы, только радикально увеличив внутренний инвестиционный рынок со всеми его атрибутами, при условии соблюдения интересов национальной безопасности.

Сегодня основными национальными инвесторами чаще всего являются средние и малые зарубежные компании при рецессивности крупных всемирно известных транснациональных компаний и корпораций (Кока-Кола, Аматил и др.). что касается, на сегодняшний день пока немногочисленной группы, существует убеждение, что потеря для ТНК нескольких, а то и десятков миллионов долларов существенно на их судьбу не повлияет. Кроме этих двух групп инвесторов существуют и те, кто спешит разбогатеть, воспользовавшись неразвитостью инфраструктуры украинского инвестиционного рынка, а также коррумпированностью государственный чиновников. Еще одна разновидность инвесторов - это те, кто хочет пристроить капитал криминального происхождения.

5. краткая характеристика типов иностранных инвесторов.

Проделаем более детальный анализ разнообразных типов иностранных инвесторов, присутствующих на украинском инвестиционном рынке, в соответствии с их экономическими и политическими интересами, уровнями возникновения противоречий, формами и методами организации бизнеса, добросовестностью либо недобросовестностью доноров.

Первый тип инвесторов (“стратегические”) – это преимущественно ТНК. Они имеют своей целью как можно шире использовать природные ресурсы Украины и достичь прибыли от инвестирования путем их экспорта, налаживания в Украине собственного производства и дилерской сети. Такие компании стремятся заключить с государственными органами соглашения на определенный срок о разведке и добыче природных ресурсов (в частности, минеральных).

К такому типу инвесторов можно отнести ТНК из США, Германии, Южной Кореи и др.

Второй тип инвесторов (“фондовые”) связан с разнообразными фондами и подобными организациями, которые во множестве появились в последнее время. Эти инвесторы стремятся, как правило в всех цивилизованных странах, и к диверсификации собственных инвестиций, чтобы обеспечить своим вкладчикам достойный уровень прибыли. В течение последних лет они активизировали свою деятельность, особенно в случаях, когда их действия получают поддержку официальных кругов и финансовых учреждений в собственных странах. Это, например, фонды Сороса, Фулбрайта, “Евразия” и др.

Третий тип инвесторов (“самый массовый”) – это те, чьей целью является выпуск на территории Украины промышленных и потребительских товаров с использованием (по преимуществу, пассивно) местных основных фондов, “сырых” материалов, дешевой рабочей силы, инфраструктуры. Это именно те инвесторы, с помощью которых страна обогащается технологическим и организационным опытом. Среди них наиболее желательны инвесторы, поставляющие украинским предприятиям оснастку, материалы, комплектующие технологические линии и др. – все то, что сокращает зависимость от импорта и соответственно содействует расширению экспортных возможностей.

Для таких инвесторов получение устойчивых доходов и возможность самореализации являются ключевыми характеристиками, и поэтому вполне понятно, что когда их ожидания не оправдываются они обращаются за помощью в украинский суд или даже к собственным законодателям (особенно если последние представляют высшие законодательные органы страны-донора, от которых непосредственно зависит размер выделяемой Украине помощи). Так, нарушение украинской стороной условий договора по Борщаговскому химкомбинату создало конфликтную ситуацию, которая рассматривалась в Сенате США. Далее, инвестиционный проект на реконструкцию Дарницкой теплоэлектроцентрали в Киеве на сумму 150 млн. долларов при участии канадской фирмы “Нортланд-Пауер” простаивает с 1992 года; получила огромный резонанс скандальная история с отказом Макулана инвестировать реконструкцию Бессарабского квартала в Киеве после заключения договора и т.д. Эти и другие факты воспринимаются зарубежными инвесторами как нежелание государства стимулировать продуктивное прямое инвестирование, как элемент ее экономической политики.

Четвертый тип инвесторов (“экспансионисты” и “сырьевики”). Основная цель этих инвесторов - импортировать инвестиционные (в первую очередь, строительные) товары и готовую продукцию в Украину (товарная экспансия), закупать “сырые” материалы и полуготовую продукцию для экспорта из Украины. Их роль заключается, с одной стороны, в насыщении отечественного рынка товаров и услуг. С другой стороны, массовый вывоз сырья превращает Украину в сырьевой “придаток” и углубляет технологическую зависимость от импортеров, не улучшая макроэкономическую ситуацию в целом.

Пятый тип инвесторов (“дочерники”) - это те, кто вкладывают свой капитал в выпуск продукции (услуг) в интересах “основных” инвесторов, то есть содействуют последним в расширении экспорта. Таковы, например, зарубежные филиалы. С помощью дочерних предприятий захватываются местные рынки и угнетаются национальные конкуренты. Размещая капитал зарубежных филиалов в принимающих странах, инвестор, пытается также достигнуть расширения мобилизации чужих ресурсов.

На решение о создании дочерней компании сильно влияет и фактор стоимости рабочей силы. Так, по оценкам эксперта Германской консультативной группы по экономическим реформам в Украине Штефана фон Крамон-Таубаделя, средний уровень заработной платы у нас сегодня составляет 80 долларов, в то время как, например, в Венгрии- 300-350 долларов, а в Германии – 3000 долларов 1. Преобразования, происходящие в Европе, содействуют появлению региональных производственных сетевых структур, и при определенных обстоятельствах украинские предприятия, войдя в состав дочерних предприятий, могут стать их отдельными звеньями.

Шестой тип инвесторов (“постсоциалистические”) – это в основной своей массе инвесторы из стран Восточной Европы и республик бывшего СССР, которые уже на новых принципах пытаются наладить кооперацию с украинскими предприятиями, используя часто неформальные отношения, производственные связи и знание рынка.

Седьмой тип инвестора (“авантюристские” и “криминальные”). К первым относятся те, кто , наслушавшись рассказов о “новых украинцах”, которые будто бы моментально стали миллионерами благодаря неразвитости украинского рынка и гиперинфляции, решили тоже пустится во все тяжкие. Но сегодня, когда годовой уровень инфляции находится в пределах 25-30 %, чудес со стремительным обогащением уже не бывает, поэтому иностранные инвесторы очень часто уходят прочь несолоно хлебавши.

Ко второй группе относятся дельцы, которые разбогатели на уголовных делах (оружие, наркотики, незаконная торговля, мошенничество и т.п.) и стремятся отмыть свои деньги. Уже пыталась вторгнуться в Украину колумбийская наркомафия; наблюдается рост инвестиций из оффшорных зон (к примеру, Кипр) – так идет активное “отмывание” денег, накопленных в результате продажи отечественных сырьевых ресурсов (химической продукции, металла, зерна, семян подсолнечника и др.).

Восьмой тип инвесторов (“экспертные”) – сравнительно нов. Они связаны, прямо или опосредовательно, с консалтинговым бизнесом в пределах или вне пределов Украины и могут выступать в качестве “основного” инвестора либо его посредника – эксперта. По оценкам специалистов, лишь около 10 % зарубежных и 1 % отечественных посредников–экспертов эффективно действует на отечественном рынке, привлекая ПИИ. Остальные просто “делают деньги”. Обещая золотые горы, “эксперты” бесплатно получают от потенциального реципиента или инвестора ценную экономическую информацию, а часто – и деньги для “консалтинговой оценки инвестиционной привлекательности” и на разработку бизнес-планов и/или поиск инвесторов, после чего бесследно исчезают. Ведь общеизвестно: владеющий информацией – владеет миром. По мировой статистике, лишь 7-8 % инвестиционных проектов находят своего настоящего стратегического инвестора.