Смекни!
smekni.com

Речевые коммуникации (стр. 5 из 7)

Правила: 1. нужно подготовиться к выступлению, не следует рассчитывать на удачную импровизацию. 2. надо четко сформулировать тему выступления, спросив себя: что я хочу сказать? Не следует самоуверенно полагать, что говорящему это всегда и так ясно. 3. Определите цель выступления. Чего бы вы хотели добиться? Поставить новую проблему? Опровергнуть чужую точку зрения? Изменить ход обсуждения? 4. в начале выступления сразу же сформулируйте осн.мысль выступления, осн.тезис. не следует затягивать введение тезиса. 5. определив гл.мысль, расчлените ее на отдельные составляющие. Составляющие гл.мысль компоненты д.б.соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое. 6. начинайте изложение содержания с самых главных, основополагающих тезисов. На конец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты. 7. в случае необходимости подберите к каждому тезису соответствующую инф-цию:статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты соц.опросов. 8. свое мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, кот.признано авторитетным. Целесообразно привести цитату, пересказать др.текст, воспроизвести элементы личной беседы. 9. высказываемая мысль будет более убедительной, если вы подкрепите ее примерами. 10. приводя аргументы, расположите их таким образом, что сила их док-ва возрастала. Поставьте самые сильные аргументы в конце. 11. оцените непротиворечивость всего текста в целом.проверьте, насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной реч.ситуации.

Контакт с аудиторией.

Постоянный контакт с ауд – ключевая проблема ораторского выступления. Если контакта нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность. Направления работы по поддержанию контакта: 1. коммуникативное состояние говорящего – сов-ть характеристик говорящего, кот.оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с ауд и поддерживать его (запретить себе думать о посторонних вещах, сосредоточить внимание на слушателях, внимательно следить за их реакцией, убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного, чем ваше выступление, вкладывать в реч.действие все физические и моральные силы, иметь наступательный волевой настрой). 2. контактоустанавливающие речевые действия – действия, назначение которых – установление и поддержание контакта (обращение, приветствие, комплимент, прощание). Метатекст - это те слова и предложения вашей речи, в кот.вы говорите о том, как она построена, о чем и в какой последовательности вы собираетесь говорить. 3. диалогизация выступления – любую тему, ее отдельные частные аспекты можно обозначить в виде вопросит.предложения или вопросно-ответного единства. Или говорящий в ходе выступления встает на точку зрения предполагаемого оппонента, собеседника, слушателя, и часть текста строится с этой чужой точки зрения, чтобы затем присоединиться к ней, уточнить ее, опровергнуть. 4. синтаксические особенности – обязанность выступающего – свести к минимуму затруднения при восприятии речи. (простые предл. не д.б.слишком длинными; более легко воспринимаются такие типы конструкций, кот.тяготеют к сфере разговорной речи; нежелательно употр.конструкции страдательного залога). 5. лексические особенности – восприятие речи значительно осложняется использованием отглагольных сущ, заканчивающихся на =ние, =тие; нельзя злоупотреблять терминами. 6. личностный тип общения – этот тип предполагает строить речь т.о., как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте.личностный тип общения предполагает, что говорящий в ходе выступления четко обозначает свое авторское Я: свое отношение к предмету речи, к собеседнику.

Причины неудач:

1. чрезмерное погружение в собств.переживания

2. недооценка собств.возможностей

3. чаще выступать

4. ошибочная оценка слушателей (слушатели – понимающие партнеры)

5. воспоминания о провале – потеря нити выступления (не растеряться, повторить то, что уже сказано), оратор оговорился (не обратить внимания или извиниться за ошибку), слушатели не проявляют внимания (задать вопрос), из зала реплики (игнорировать, не опускаться до оскорблений).

Тема 16 Разновидности речи. Устная и письменная форма речи

Русский литературный язык имеет 2 формы речи: устную и письменную. Они тесно взаимосвязаны и постоянно влияют друг на друга. Письменная и устная формы речи имеют много общих свойств, так как представляют один язык.

Объединяют обе формы речи:

1. Основной словарный состав;

2. Правила словообразования и изменение слов;

3. Правила сочетаемости слов и др.

Основные различия устной и письменной форм речи:

1. В устной речи выбор слов более свободен, чем в письменной;

2. В устной речи неполные предложения употребляются чаще, чем в письменной;

3. В устной речи предложения могут быть короче, чем в письменной;

4. В устной речи больше внимания уделяется правильному произношению звуков, в письменной речи – правильному обозначению звуков буквами (орфографии).

Устная речь:

1. Речь звучащая.

2. Создается в процессе говорения.

3. Словесная импровизация и нек.языковые особ-ти – свобода в выборе лексики; исп-ние простых предложений; употр.побудительны, восклицательных, вопросит.предл.

4. Повторы

5. Незаконченность выражения мысли

Разновидности устной речи:

1. Разговорная

· непринужденность общения

· неофиц.отношения

· неподготовленность речи

· исп-ние невербальных средств общения (жесты,мимика)

2. Кодифицированная

· исп-ся в офиц.сферах общения

· заранее подготавливается

· умеренное исп-ние нев.средств

Письменная речь:

Письменная речь — это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью письменного текста. Письменный текст выступает в данном случае представителем автора как участника речевой коммуникации.

· Речь графически закрепленная

· М.б. заранее обдумана и исправлена

· Характерны языковые особ-ти: преобладание книжной лексики; наличие сложн.предлогов, страдательных конструкций; строгое соблюдение языковых норм.

Виды письменной речи:

1. Диктант.

2. Реферирование.

3. Опорный конспект.

4. Рецензия.

Рецензия как жанр выполняет одновременно несколько функций:

· Информативную, дает информацию о выходе из печати нового издания, о появлении нового произведения и т. д.

· Оценочную, в которой осмысливается и разбирается это произведение

· Убеждения, стремление убедить в правильности оценки, данной рецензентом.

5. Отзыв.

Отзыв имеет следующие композиционные части: вступление, основная часть, заключение. Вступление и заключение оформляются в виде абзаца каждое, поскольку это наиболее типично для рецензии. Вступительный абзац формулирует главную мысль и представляет книгу, т.е. содержит основные сведения о ней (жанр; тема, автор, проблема и т.п.), а заключительный абзац подводит итог сказанному. При этом желательно, чтобы вступление и заключение «перекликались» между собой. Основная часть состоит из следующих абзацев: структурно-описательного, сюжетно-описательного и оценочного.

Тема 17 Текст как основа письменной коммирование уникации. Характерные особенности текста (самостоятельность, целостность, целенаправленность). Категории текстового продуцирования (автор и адресат, ситуация и материал, цель, тема, предмет, идея, проблема, жанр). Функционально – смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение)

Письмо – вид реч.деят-ти, в процессе кот.содержание высказывания передается с помощью графических знаков, т.е.письм.речь - самостоятельная, целостная, целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью текста, кот.выступает в данном случае представителем автора как участника реч.коммуникации (опосредственное общение).

1. Самостоятельность – не абсолютна, т.к. текст функционирует только с адресатом. Самостоятельность текста связана с ограниченностью во времени, пространстве.

2. Целенаправленность – реализуется единая в своей комплексности цель, кот.м.состоять из многих целей. Цель – коммуникативная (ограничена пределом данной коммуникации) и экстракоммуникативная (выходит за рамки данной коммуникации).

3. Целостность – единство содержания, наличие смысловых блоков. Лицо глагола, синтаксический параллелизм, порядок слов, стилистическое единство.

Типы внутр.текстовых структур:

1. предметно-логический – определение предмета, его признаков (научный).

2. «плетеная» структура – используется в публицистике – док-ва, обращения, осн.цель.

3. свободная, образно-ассоциативная структура – худ.текст.

4. наличие автора – индивид, коллективный, массовый автор. Он приступает к созданию текста, когда складывается опред.ситуация. автор тесно связан с материалом и адресатом.

На реч.продуцирование влияют такие факторы, как цель (внутр.и внешняя, открытая и скрытая, осознанная и неосознанная, объективная и субъективная, истинная и ложная), предмет (нек.целостная часть действительности мира, отраженная в реч.произведении), тема, жанр ( качественные выработки, кот.создаются в процессе ком-реч.опыта), проблема (мысленная задача, кот.д.решить автор).

Текстом м.б.названо любое по объему высказывание от 1 слова до целой книги, если:

· оно подчинено одной теме

· тема раскрывается и излагается в соответствии с авторским замыслом

· высказывание кому-то адресовано

· оно создано в соответствии с опред.целевой установкой

Функционально-смысловые типы речи

1. описание - это словесное изображение к-л явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними. Цель описания – создать в представлении чатетеля целостнцю картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица. Типы: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описание положения дел.