Смекни!
smekni.com

Русский язык и культура речи (стр. 4 из 7)

5. Рекомендации для произнесения речи в аудитории в учебной литературе

Учебная литература учит правилам выступления перед аудиторией и мне как будущему юристу это просто необходимо знать и помнить. Под состоянием говорящего понимается совокупность всех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его. Сформировать нужное состояние, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией, означает следующее:

• Запретить себе думать о посторонних вещах.

• Сосредоточить свое внимание на слушателях.

• Внимательно следить заих реакцией.

• Убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного и значимого, чем ваше выступление и внимание аудитории.

• Вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы.

• Иметь наступательный волевой настрой, вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у аудитории.

• Понимать, что публичное выступление – это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.

Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего находят отражение в выражении лица, в мимике, характере взгляда, в позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне. Из этого следует, что провалить свое выступление можно даже до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, безвольным, равнодушным, безынициативным. Все это сразу ощутит аудитория (пусть даже и не осознает поначалу), и ее реакция будет неблагоприятной, пассивной.

Акцио (лат. actio – действие) – раздел классической риторики, в котором даются рекомендации по непосредственному произнесению подготовленных речей.

Первое впечатление об ораторе – зрительное. Психологи установили, что 80% информации о мире мы получаем через зрение, поэтому и наши слушатели оценивают нас, прежде всего, зрительно – каков наш внешний облик, поза, выражение лица, одежда, манеры. Первое впечатление обманчиво, тем не менее, оно очень сильно. Если мы вызываем в слушателях антипатию, то разрушить ее бывает очень сложно, и выступление окажется неэффективным: оратор не сможет установить столь необходимый для успеха речи контакт с аудиторией и не достигнет свой цели.

Древние риторики уделяли большое внимание внешности оратора. Цицерон считал хорошие физические данные непременным условием успешной ораторской практики. Однако многие признанные мастера красноречия не были физически красивыми людьми: государственные деятели Наполеон, Талейран, полководец Суворов, актеры Грибов, Мочалов, Быков, Андроников. Это не помешало им завоевывать и покорять аудиторию. Античные традиции требовали использования оратором особого рода одежды и атрибутов. Сегодня риторика не выходит за рамки рекомендаций опрятности, отсутствия ярких вызывающих элементов, аккуратной прически, чистой обуви. Не стоит надевать костюмы и платья, стесняющие движения, складывать в карманы какие-либо предметы. Столь же скромны, должны быть и манеры.

В официальной обстановке произнесения речи нет свободы и равенства, как в частной беседе. Слушатель поступается своей индивидуальностью, жертвует временем, чтобы выслушать вас, поэтому если вы сразу же дадите ему понять, сколь он невежествен и как далеко вы отстоите от него в своей образованности, возникнет раздражение, и цели выступления не будут достигнуты.

Контакт с аудиторией легче бывает установить, если учитывать следующие рекомендации:

1) заранее ознакомиться с комнатой, в которой предстоит выступать, – акустика, место, где вы будете стоять, расстояние от слушателей;

2) выбрав место, стойте так, чтобы не было затруднено дыхание, в то же время будьте устойчивы – рекомендуется стоять больше «вольно», чем «смирно», не следует переминаться с ноги на ногу;

3) будьте умерены в жестикуляции и мимике – только самые необходимые движения; в процессе выступления не «мучайте» свой галстук или пуговицы пиджака, оставьте в покое уши и кончик носа, не стоит каждые пять минут поправлять прическу, иначе говоря, избегайте делать механические жесты: они выдадут волнение, которое недоброжелательный слушатель воспримет как незнание вами предмета речи;.

4) не читайте речь по написанному тексту – если вы не знаете ее наизусть, не стоит и выходить к слушателям. Вполне допустимо (если объем выступления большой) иметь перед собой его тезисный план, карточки с цифровым материалом, цитаты;

5) в процессе произнесения текста речи смотрите на своих собеседников, а не в окно, на потолок или себе под ноги, тогда вы вовремя заметите малейшие признаки усталости, невнимания или разочарованности вашей речью и сумеете улыбкой, шуткой, интересным замечанием вновь возбудить интерес ваших слушателей. Помогает восстановить утерянный контакт и обращение к слушателям с вопросом, предложением выполнить какое-либо действие, позволяющее убедиться немедленно в правоте ваших утверждений.

Контакт с аудиторией в очень большой степени зависит от дикции оратора. Дикция (лат. dictio – произнесение) – это произношение, артикуляция звуков и их сочетаний. Дикция является основой разборчивости речи и может быть отчетливой, членораздельной или косноязычной, нечленораздельной. Хорошая дикция обеспечивается исключительно точной и автоматизированной координацией психофизиологических речевых центров с органами речи – дыхательными органами, вибраторами (связками), артикуляторами (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо) и резонаторами (полость рта и носа). Дикцию можно и нужно тренировать: систематически читать вслух скороговорки, крупные предложения (20–30 слов), периоды (читаются с ускорением или замедлением темпа, приданием различных интонаций), скандировать стихи.

В устном общении, особенно в долгих выступлениях, большую роль играют паузы. Они помогают как говорящему, так и слушающему. Во-первых, облегчают дыхание и позволяют поддерживать необходимый запас воздуха в легких. Во-вторых, дают возможность обдумать предстоящие высказывания. Но главное – улучшают восприятие речи и даже ее запоминание слушателями, так как наиболее длительные паузы делаются перед самыми важными мыслями. В зависимости от этих функций, различают паузы дыхательные, ритмические (в конце или в середине стихотворной строки), смысловые или логические (между предложениями, абзацами или иными частями текста), психологические (возникают при волнении говорящего, либо намеренно, с целью сосредоточения слушателей перед особо важной частью речи). Наибольший интерес как раз и представляет последний тип пауз, так как они могут быть предусмотрены оратором заранее.

Публичное выступление может стать особо выразительным и запоминающимся, если оратор умеет пользоваться невербальными средствами общения. Мимика позволяет лучше понять аудиторию, разобраться в тех чувствах, которые она испытывает, слушая ваше выступление, усилить те или иные моменты речи. В связи с этим риторика рекомендует изучать свое лицо, придавая ему выражения, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Значительный элемент ораторской практики – жест. На вопрос, что такое хороший оратор, Демосфен ответил: «Жесты, жесты, жесты!» В античных риториках выделялись специальные главы, посвященные жестикуляции. Основная функция жеста – способствовать лучшему восприятию речи.

6. Содержательность, логичность, богатство и выразительность речи. Примеры типичных нарушений и образцов для подражания. Практические рекомендации для собственной речевой практики

Проблема культуры речевого поведения. Культура речи как совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учётом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. Речь в её отношении к неречевым структурам. Основные критерии хорошей речи: соблюдение норм, понятность адресату, целесообразность, соответствие этике общения, творческое выражение интенций адресата. Коммуникативные качества речи – это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего.

Логичность, как качество речи, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументировано оформлять выражаемое содержание. Базовая оппозиция: «речь – соответствие законам логики». Логика рассуждения и логика изложения. Условия соблюдения логики рассуждения: соответствие требованиям закона тождества, закона противоречия, закона исключённого третьего, закона достаточного основания. Речевые ошибки, связанные с нарушением логики рассуждения: подмена понятия (употребление родового понятия вместо видового, нечёткое разграничение конкретных и отвлечённых понятий), смешение несопоставимых понятий (нарушение отношений дизъюнкции, нарушение отношений эквиполентности), сопоставление несопоставимых понятий; несоответствие посылки и следствия. Условия соблюдения логики изложения как актуализация знаний языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры.

Богатство, как свойство речи, возникающее при условии свободного использования говорящим разнообразных языковых средств, позволяющих оптимально передать мысль. Основные условия, обеспечивающие богатство речи: большой объём активного словарного запаса, учёт говорящим смысловой наполненности слова, разнообразие используемых говорящим грамматических средств, владение интонационными возможностями, предоставляемыми языком. Ошибки, нарушающие богатство речи: понятие речевых стереотипов (клише и штампы); различные виды речевой избыточности (повторы одного и того же слова, тавтология). Понятие вынужденной тавтологии.