Смекни!
smekni.com

Сущность занимательных уроков родного языка (стр. 4 из 7)

В языковых играх, несомненно должно быть «усилие мыслей». Игры должны способствовать расширению и укреплению навыков устной речи, они должны быть не только занимательными, но и обучающими.

В дидактических познавательных играх на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков.

Сущность дидактических игр заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Усваивая или уточная в дидактической игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, проявлять сообразительность, находчивость, а главное – развивать коммуникативную активность.

Каждая дидактическая игра имеет свою структуру:

цель игры – обучающая;

правило игры – пути решения задачи;

игровые действия – реализация поставленной задачи;

окончание игры;

итог игры и оценка учителем деятельности участников игры – оценки корректные, даже либеральные, мягкие.

Успех игры зависит от четкого объяснения правил.

Занимательность может проявляться в различных формах:

- в неожиданной постановке вопроса;

- в создании проблемной ситуации;

- в необычной форме проведения урока (виде интервью, путешествия, инсценировки и пр.).

к занимательности, используемой на уроках русского языка, предъявляются следующие требования:

1. задания должны соответствовать психофизическим возрастным особенностям школьника;

2. задания должны быть доступны в исполнении;

3. задания должны соответствовать изучаемой грамматической теме;

4. игра не должна быть самоцелью;

5. учитель не должен вмешиваться в игру, но только корректировать ее;

6. нельзя во время игры делать негативные замечания, наоборот, надо всячески поощрять участников игрового процесса;

7. игра или выполнение занимательного задания обычно должны проводиться на этапах закрепления, повторения, обобщения учебного материала;

8. игра не должна занимать много времени

§ 3. Классификация дидактических игр

Обращение к игре на уроках русского языка объясняется тем, что в игровой деятельности легче воспроизвести основные факторы, определяющие коммуникацию, лексические особенности и грамматический строй русского языка. Игра создает в классе атмосферу свободного общения, привлекает внимание всего класса. В игре учащиеся попадают в ситуации, позволяющие им самим критически оценить свои знания. Игры в веселой форме способствуют развитию речи, прививают навыки практического применения знаний по языку. Игра - это и школа социальных отношений. Именно в условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение в коллективе, правила речевого этикета в разных речевых ситуациях. Игра полезна и тем, что речь учащихся оценивается не по косвенным критериям (скорость говорения, чтения, число ошибок языковых и речевых), а по коммуникативному эффекту: учащиеся справились с заданием, достигли поставленной цели, следовательно, владеют изучаемым материалом и получают хорошие оценки.

Все языковые игры можно разделить на несколько групп:

1. игры графические - основная цель которых усвоение значений, написаний и употреблений всех букв русского алфавита (примечание: графические игры можно проводить тогда, когда дети изучили все буквы алфавита, умеют свободно читать и писать);

2. игры словарные - основная цель обогащение словарного запаса учащихся, совершенствование лексического строя их речи;

3. орфографические игры - закрепление навыков правописания слов, морфем; такие игры направлены на совершенствование знаний тех орфограмм, которые уже изучались, например, правописание безударных гласных после шипящих, правописание безударных гласных в корне слова, правописание прописной буквы, Ъ и Ь знаков, звонких и глухих согласных, правила переноса слов и пр.;

4. игры грамматические, прививающие навыки практического применения правил фонетики, орфоэпии, словообразования, морфологии, синтаксиса

5. игры, развивающие связную речь учащихся, умение пользоваться разнообразными речевыми средствами в той или иной ситуации, имение использовать правила речевого этикета и т.п.;

6. логические игры - основная цель которых, способствовать развитию

логического мышления учащихся, умение выделять предмет из совокупности подобных, устанавливать связь между предметами реальной действительности, а также включать предмет в разряд однородных. Логические игры - это проверка интеллектуальных способностей человека Обучать логике мышления следует на всех уроках, но на уроках язык в первую очередь, так как язык -это средство выражения логически понятий, суждений, умозаключений.

Формы игровых и занимательных заданий разнообразны. На уроках должны происходить удивительные события: в гости к детям приходят известные сказочные герои - Буратино, Незнайка, Карлсон, Вини Пух, Чебурашка, диковинные звери. Они просят у ребят помощи, совета, рассказывают о своих проблемах. Так, например, Буратино не знает, как составить схему слова или предложения, а Карлсон ко всем словам дописал Ь, и что получилось? Чебурашка не знает, какие слова в песенке о дне рождения обозначают предметы и т.п. Игра - это начало трудного пути к познанию. Она помогает учащимся усвоить грамматический материал, развивает любознательность, инициативу, эмоциональную память. Во время игры улучшается психологическое состояние учащихся, снимается напряженность, создается обстановка доверительности и непринужденности.

Но нужно помнить, что игра не предшествует обучению и не чередуется с ним. Игра - это форма организации учебной деятельности, форма контроля знаний и умений учащихся.

Игры могут быть:

инструментальные (манипуляции различными предметами с комментированием своих действий);

имитационные – учащиеся выполняют мнимые действия, но без предметов;

игры соревнования. Такие игры проводятся по командам. Их задача достичь экстралингвистического и экстраметодического результатов;

лингвистические или словесные игры - игры в слова и со словами;

ролевые игры – микроэтюды, макроэтюды (инсценировки);

деловые игры как разновидность ролевых игр. Основная цель расширить проблемную задачу, наладить взаимодействие, взаимоотношение с партнерами;

интеллектуальные игры, типа «Эрудит», «Кто хочет стать миллионером?» и т.п.

Игры можно организовывать и по сюжетным картинкам. Картинка как бы является отправным моментом в игре. Учащиеся дают имена персонажу, составляют для них диалоги.

Можно организовать и игру «Картонное лото», составление сказок по динамическим картинкам и т.д. Но такие игры должны быть целенаправленны на закрепление какой-либо темы по русскому языку. Например «Картонное лото» на тему «Несклоняемые имена существительные».

Особенно детей привлекают ролевые игры, где они могут свободно двигаться, проявлять инициативу, осуществлять общение. Дети очень любят рисовать. Эта любовь к изобразительному искусству может быть использована и на уроках русского языка. Например, при изучении безударных гласных предлагается нарисовать предметы, в названии которых есть эта орфограмма.

Даже начиная такой, казалось бы, скучный урок, как чистописание, можно внести элемент занимательности. «Дети, сегодня я открою вам одну тайну, - говорит шепотом учительница, - мы с вами поплывем на корабле в страну Лингвинию. Но попасть туда может лишь тот, кто красиво напишет две строки буквы Л и назовет 5 слов - имени существительных, начинающихся (оканчивающихся) букой Л».

Итак, занимательные дидактические игры – это творческая лаборатория учителя. И владеть ею можно только при условии любви к детям, любви к своему учительскому труду, любви и восхищения красотой и мощью нашего одного языка.


§ 4. Использование занимательных и игровых заданий при изучении имен существительных в четвертом классе

Игра: " Ушел олень с олененком".

Задача: Уметь употреблять в речи правильно Т. п.

Учитель рассказывает, что на праздник в лесу собрались звери с детёнышами. Первым ушел олень с оленёнком. Кто ушел за ним? Дети придумывают свои предложения, определяют падеж.

2. На день рождения к Тане пришли её друзья: Ира пришла с Колей, Петя с Тарасом и т.д.

В начальной школе дети воспринимают и запоминают поначалу все самое яркое, эмоционально-впечатляющее. Урок должен быть построен с использованием всех элементов занимательности, игры. В, А. Сухомлинский отмечает: «Я считаю, что в начальной школе иг­норируется сказка! Надо возвратиться к сказке! Сказка - это детское творчество, присущее ребёнку. Без сказки нельзя представить детства». ( Сухомлинский В.А. «Без сказки нельзя представить детство» и «Комсомольская правда». 1976, 20 октября).

Ведь урок тоже может превратиться в сказку. Например, необя­зательно изучать тему «Имя существительное». Можно просто отпра­виться с детьми в удивительную страну предметов, где они познакомятся с шестью падежами, с интересными заданиями деда Всеведа. И из урока в урок эта сказка будет продолжаться.

Например, фрагмент урока, хотя бы введение в тему.

Л. Успенский в книге «Слово о словах» пишет, что занимательной науку о языке сделать вовсе не просто, хотя в жизни сам язык играет огромную роль: люди к языку относятся по-разному. Одни пользу­ются или более или менее. Другие интересуются им, задаются вопро­сами. А ведь в школе так не бывает, чтобы ребёнок сам стал чем-то интересоваться. Прежде в нём нужно воспитать интерес, заинтересовать какими-либо вопросами, занимательными заданиями.

Игра: "Волшебные яблоки". На доске записываются словосочетания: встретить товарищ...

рассказать о поездк...

подарить книг... дру …

писать ручк…

На плакате нарисована яблоня с яблоками.

Это необычная яблоня. На ней растут яблоки с буквами. Сорвать их может только тот, кто правильно подберет для него слово на доске.