Смекни!
smekni.com

Языковое выражение категории времени в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" (стр. 7 из 10)

Она приходила ко мне каждый день, а ждать я её начинал с утра. (Явление героя)

Данный пример употребления форм прошедшего времени интересен тем, что в одном предложении встречаются две разные по употреблению формы прошедшего несовершенного: в первой части автором использован глагол приходила с имперфектным значением (повторяющееся действие, усиленное лексическим конкретизатором каждый день), тогда как во второй части глагол начинал имеет аористическое значение в относительном употреблении (аористическое несовершенного вида выступает в функции «предпрошедшего» действия).

Она вливалась в окошки и гнала с кривых улиц людей в дома. Она не спешила отдавать свою влагу и отдавала только свет. Лишь только дымное чёрное варево распарывал огонь, из кромешной тьмы взлетала вверх великая глыба храма со сверкающим чешуйчатым покровом. Но он угасал во мгновение, и храм погружался в тёмную бездну. Несколько раз он выскакивал из неё и опять проваливался, и каждый раз этот провал сопровождался грохотом катастрофы. (Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кариафа)

Гигантский чёрный Нептун выбрасывал из пасти широкую розовую струю. Одуряющий запах шампанского подымался из бассейна. Здесь господствовало непринуждённое веселье. Дамы, смеясь, сбрасывали туфли, отдавали сумочки своим кавалерам или неграм, бегающим с простынями в руках, и с криком ласточкой бросались в бассейн. (Великий бал у Сатаны)

3) глаголы прошедшего несовершенного обозначают имевший место в прошлом факт безотносительно к единичности или повторяемости действия.

- А вы соглашались с вашим собеседником? – осведомился неизвестный, повернувшись в право к Бездомному. (Никогда не разговаривайте с неизвестными)

- Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слыхали? (Явление героя)

- А вам, что же, мои стихи не нравятся? – с любопытством спросил Иван.

– Ужасно не нравятся.

– А вы какие читали? (Чёрная магия и её разоблачение)

Прошедшее время совершенного вида представлено в тексте романа двумя основными значениями:

1) глаголы обозначают действие как факт, событие в прошлом или как сумму фактов, ряд следующих друг за другом событий в прошлом (аористическое значение):

Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной. (Никогда не разговаривайте с неизвестными)

Выведя арестованного из-под колонн в сад, Крысобой вынул из рук у легионера, стоявшего у подножия бронзовой статуи, бич и, несильно размахнувшись, ударил арестованного по плечам. (Понтий Пилат)

Однажды в выходной день явился в квартиру милиционер, вызвал в переднюю второго жильца (фамилия которого утратилась) и сказал, что того просят на минутку зайти в отделение милиции в чём-то расписаться. (Нехорошая квартира)

Пошевелив пальцами ног, Стёпа догадался, что лежит в носках, трясущейся рукою провёл по бедру, чтобы определить, в брюках он или нет, и не определил. (Нехорошая квартира)

Добродушная фельдшерица Прасковья Фёдоровна навестила поэта во время грозы, встревожилась, видя, что он плачет, закрыла штору, чтобы молнии не пугали больного, листки подняла с полу и с ними побежала за врачом. (Раздвоение Ивана)

Во всех приведенных примерах выделенные глаголы обозначают прошедший факт без указания на результат прошедшего действия в настоящем.

2) глаголы обозначают результат действия в прошлом, существенный для момента речи или фиксируемый в момент речи (поэтому такое значение часто появляется в прямой речи):

- Почему же ты не позвонил? Что означает вся эта петрушка с Ялтой? (Слава петуху!)

Солнце зашло, и теперь светила земля своим сокровенным, таинственным светом.

Последний пример является иллюстрацией выражения перфектного значения прошедшего совершенного – действие относится к прошлому, а результат – к настоящему. Действие свершилось и закончилось, но результат его продолжает сказываться.

2.2.3 Семантика форм будущего времени

Среди значений форм будущего времени несовершенного вида в тексте романа «Мастер и Маргарита» можно выделить:

1) будущее конкретного единичного действия:

Будем глядеть правде в глаза, - и гость повернул своё лицо в сторону бегущего сквозь облако ночного светила. (Явление героя)

Господин артист сегодня дома. Да, будет рад вас видеть. (Неудачливые визитёры)

«Я приглашаю вас к иностранцу совершенно безопасному. И ни одна душа не будет знать об этом посещении. Вот уж за это я вам ручаюсь». (Маргарита)

2) глаголы обозначают действие как обобщённый факт в отвлечении от характера его протекания. Обычным контекстом для этого значения является вопрос, выясняющий, будет иметь место действие или нет:

«Ты будешь в дальнейшем молоть всякую чушь?» – грозно спросил Фагот у плачущей головы. (Чёрная магия и её разоблачение), логическое ударение падает на вспомогательный глагол будешь.

Формы будущего времени совершенного вида обозначают:

1) конкретное единичное действие:

Оставим, повторяю, мою фамилию, её нет больше, - ответил гость. (Явление героя)

- Нет, не могу больше! Пойду приму триста капель эфирной валерьянки! – и, повернув к Поплавскому совершенно заплаканное лицо, добавил: - вот они, трамваи-то! (Неудачливые визитёры)

2) глаголы будущего простого в контексте абстрактного настоящего с модальным оттенком – оттенок уверенности в том, что обычное, типичное действие непременно должно осуществиться:

Стукнет калитка, стукнет сердце, и, вообразите, на уровне моего лица за оконцем обязательно чьи-нибудь грязные сапоги. (Явление героя)

Использован лексический конкретизатор – обязательно.

3) глаголы будущего простого в контексте абстрактного настоящего с модальным оттенком – выражается уверенность в постоянной готовности субъекта к осуществлению действия.

«К ней камеристка приставлена, - пояснил Коровьев, - и тридцать лет кладёт ей на ночь на столик носовой платок. Как она проснётся, так платок уже тут» (Великий бал у Сатаны).

В последнем предложении частицей как подчёркивается повторяемость действия глагола проснётся.

2.3 Функциональный анализ глагольных форм времени

2.3.1 Настоящее время и особенности его употребления

Рассмотрим периферийные формы настоящего времени, ограниченные специфической целью и сферой употребления. Как уже говорилось, они непосредственно не связаны с обозначением протекания действия в момент речи, т. е. представляют собой функциональные разновидности настоящего неактуального или относительного времени.

Употребление форм настоящего времени, которые обозначают изобразительное (описательное) в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» мы можем показать при помощи следующих предложений:

Прокуратору казалось, что розовый запах источают кипарисы и пальмы в саду, что к запаху кожи и конвоя примешивается проклятая розовая струя. (Понтий Пилат)

Прокуратор понял, что там на площади уже собралась несметная толпа взволнованных последними беспорядками жителей Ершалаима, что эта толпа в нетерпении ожидает вынесения приговора и что в ней кричат беспокойные продавцы воды. (Понтий Пилат)

Он знал, что теперь у него за спиною на помост градом летят бронзовые монеты, финики, что в воющей толпе люди, давя друг друга, лезут на плечи, чтобы увидеть своими глазами чудо – как человек, который уже был в руках смерти, вырвался из этих рук! Как легионеры снимают с него верёвки, невольно причиняя ему жгучую боль в вывихнутых на допросе руках, как он, морщась и охая, всё же улыбается бессмысленной сумасшедшей улыбкой. (Понтий Пилат)

И если бы нестойкое трепетание небесного огня превратилось бы в постоянный свет, наблюдатель мог бы видеть, что лицо прокуратора с воспалёнными последними бессонницами и вином глазами выражает нетерпение, что прокуратор не только глядит на две белые розы, утонувшие в красной луже, но постоянно поворачивает лицо к саду навстречу водяной пыли и песку, что он кого-то ждёт, нетерпеливо ждёт. (Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа)

В этих предложениях явно выявлена художественно-изобразительная функция, которая и определяет художественное описание. Действия происходят перед взором писателя, но они не относятся к моменту речи. Употребление форм настоящего изобразительного позволяют читателю представить перед собой всю картину, которую автор изображает (описывает) в своём произведении.

Известно, что настоящее комментирующее употребляется в сценических ремарках и сценариях. Обозначается действие, одновременное не с моментом речи, а со временем существования и восприятия той ситуации, которая комментируется.

Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. Но ввиду того, что безумные, утопические речи Га-Ноцри могут быть причиною волнений в Ершалаиме, прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима и подвергает его заключению в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора. (Понтий Пилат)

И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена притворяется, что не замечает его состояния, и торопит его ложиться спать. Но сама не ложится и сидит у лампы с книгой, смотрит горькими глазами на спящего. Она знает, что на рассвете Иван Николаевич проснётся с мучительным криком, начнёт плакать и метаться. (Эпилог)

Ситуации данных предложений как бы комментируются автором. При изложении содержания произведения к настоящему комментирующему тесно примыкает употребление форм настоящего времени.

Далее выделяем такие типы переносного употребления форм настоящего времени, как настоящее историческое и настоящее при обозначении будущих действий.

В настоящем историческом форма настоящего времени используется в рассказе о прошлом как средство образной актуализации прошедших событий:

- Множество разных людей стекается в этот город к празднику. Бывают среди них маги, астрологи, предсказатели и убийцы, - говорил монотонно прокуратор, - а попадаются и лгуны. Ты, например, лгун. Записано ясно: подговаривал разрушать храм. Так свидетельствуют люди. (Понтий Пилат)