Смекни!
smekni.com

Ономастическая модель наименований предметов одежды в русском и английском языках (стр. 6 из 9)

хомбург– мягкая фетровая шляпа с узкими, немного загнутыми полями и продольной вмятиной на мягкой тулье. Названа по г. Гамбургу (Германия), где первоначально изготавливались такие шляпы.

Группа «Головные уборы» в английском языке получила наименования по топонимической модели в 28,8% единиц выборки, в русском языке это количество составляет 20%.

Тематический класс «Одежда» можно проиллюстрировать следующими примерами:

norfolkjacketнорфолкская куртка (мужская, однобортная, с двумя нагрудными карманами). Некогда такие куртки носили охотники в графстве Норфолк;

бермуды– брюки довольно широкие, доходящие до колен, обычно с отворотами, шьются из пестрых хлопчатобумажных тканей. Были популярны в 1980-е годы, когда появились многочисленные публикации о Бермудском треугольнике;

далматика — 1) верхняя узкая одежда с рукавами длиной до колен или несколько ниже. Далмация (историческая область на западе и северо-западе Балканского п-ова);

джодпуры– мужские и женские бриджи для верховой езды, сапожки для верховой езды, до щиколотки, надеваются к бриджам, используются также при игре в поло. Названы по г Джодхпуру, Индия;

испанские штаны – короткие округлые брюки на толстой подкладке;

ольстер– длинное просторное пальто из грубошерстного сукна, обычно с кушаком, иногда с капюшоном. Названо по исторической области в Ирландии.

В данном тематическом классе преобладают русские наименования предметов одежды, образованные по топонимической модели.

Английские наименования группы «Одежда» составляют 20% выборки, русские наименования, образованные на основе топонимов составляют 16,6% единиц выборки.

Рассмотрим следующий тематический класс предметов одежды – «Аксессуары». Представить его можно следующими примерами:

brusselslace– брюссельское кружево,орнаментывыполнялись отдельно друг от друга, а затем соединялись с помощьютюлевогофона;

кружево валансьен– прозрачная, тонкая правильная ромбическая сетка-фон плелась одновременно с узором, так что рисунок не имел никакой рельефности. Кружево названо по французскому г. Валансьен;

кружево шантильи– черное шелковое плетеное кружево, производство которого было основано в 18 в. Екатериной де Роган;

михайловское кружево – счетное цветное кружево;

нюрнбергское яйцо– в эпоху Возрождения часы, носили их на цепочке, прикрепленной к поясу. Изобретены в г. Нюрнберге (Германия);

фер – айл – орнамент, трикотажные изделия с таким рисунком. Первоначально такие изделия производились только на острове Фер-Айл (Шотландские острова).

«Аксессуары» в английском языке составляют 8,5% выборки, в русском – 10%.

Следующий класс предметов одежды «Деталь одежды» мы проиллюстрируем следующими примерами:

genevabands – полотняные ленточки (две свободно свисающие белые полоски из полотна, заканчивается воротник священника, судьи и форма учащихся некоторых учебных заведений);

воротник английский– из двух полукружий, стоячий, на каркасе. Появился в 16 в., пришел на смену фрезе. Иногда использовался вместе с фрезой;

воротник итонский– мужской отложной крахмальный воротник, широкий, круглый отложной воротник на женском платье;

воротник саксонский– женский воротник эпохи Реформации жесткий, плотно прилегающий к шее, отделанный золотом;

воротник французский– округлый, стоячий, на каркасе;

галстук а–ля штенкерк– галстук, появившийся в 90-х гг. 17 в., представлял из себя свободно развевающийся шарф.

Топонимическая модель наименования предметов одежды в английском языке нашла отражение в 5,7% выборки, тогда как в русском языке эта модель функционирует в 26,6% наименований.

Проанализировав классы предметов одежды, образованные по топонимической модели, можно сделать следующие выводы – в английском языке наиболее полно отражается топонимическая модель наименования в тематических классах «Ткань» и «Головные уборы», в русском языке эта модель представлена в группах «Деталь одежды» и «Головные уборы

2.3 Этимологический анализ ономастических наименований предметов одежды

В лексике каждого языка имеется значительный фонд слов, связь формы которых со значением непонятны носителям языка, поскольку структура слова не поддаётся объяснению на основе действующих в языке моделей образования слов. Этимология определяет когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели, на базе какого языкового материала, в какой форме и с каким значением возникло слово, а также какие исторические изменения его первичной формы и значения произошли.

2.3.1 Антропонимическая модель

В ходе анализа ономастических наименований предметов одежды нами были выделены тематические классы, на основе которых образовались наименования:

«Военные», «Изобретатели», «Политические деятели», «Племена», «Спортсмены», «Художники/Писатели».

Группа «Военные»:

bluchers– тяжелые кожаные короткие сапоги или высокие ботинки − Гебхард Леберехт фон Блюхер − прусскийфельдмаршал, участник ряда наполеоновскихвойн, командующий прусскими войсками вбитве при Ватерлоо;

eisenhower jacket − куртка Эйзенхауэра Короткая застегивающаяся на поясе куртка по образцу американской военной формы периода второй мировой войны - любимой формы генерала Эйзенхауэра. Вошла в моду после войны;

hessian boot − гессенские наемники, гессианцы. Отборные немецкие солдаты-наемники, воевавшие на стороне Британии в период Войны за независимость. Колонисты часто презрительно называли их "гессенскими мухами". Их общая численность составляла около 30 тыс. человек, и они участвовали во многих кампаниях.Их поражение под Трентоном в декабре 1776 подняло моральный дух американцев, ранее считавших гессианцев неуязвимыми. После этого события многие немцы дезертировали, с окончанием войны значительная часть осталась в США и Канаде. Характерной частью униформы наемников были шнурованные сапоги;

havelock – защитный материал, закрывающий шею. Сэр Генри Хавелок, британский генерал – майор, отличился в во время индийского восстания;

montgomeryberet – темно – синий берет с эмблемой. Подобный берет носил сэр Бернард Монтгомери во время Второй Мировой войны;

roughriderhat – «Мужественные всадники», популярное название Первого полка волонтеров кавалерии США, состоявшего из ковбоев, владельцев ранчо и студентов, созданного по инициативе Т. Рузвельта и Л. Вуда в начале испано-американской войны (1898);

бекеша − верхняя мужская одежда, в талию, с разрезом сзади, спереди отде ланная шнурами. Шилась на меху или на вате с меховым или бархатным воротником. Названа по имени венгерского полководца XVI в. Каспара Бекеша. Вошла в моду в 50-х годах XIX в.;

блюхеры или блюхеровские сапоги − короткие сапоги из толстой кожи; высокие мужские ботинки на шнуровке, с отворотом на передке. Обувь 19 в. Названа по имени прусского фельдмаршала Г. Л. Блюхера (1742-1819);

буденовка− красноармейский суконный головной убор, сделанный по типу древнерусского богатырского шлема.Но уже в 1920 году, поступив на обмундирование Первой Конной армии, которой командовал С. М. Буденный;

галифе − брюки, узкие в голенищах и широкие в бедрах. Названы по имени французского генерала Гастона Огюста де Галифе (1830-1909);

гавелок- элегантный длинный «английский» мужской плащ с пелериной, без рукавов. Назван по имени английского генерала Генри Гавелока (1795-1857);

реглан − особый фасон одежды со специфическим кроем рукава, впервые примененный командующим британскими войсками в 1854 г. в Крыму Фицроем Джеймсом Генри Сомерсетом Регланом (1788-1855);

треуголка Наполеона − весь период истории Империи символизируется всего одной шляпой − это «маленькая шляпа» Наполеона. Именно шляпа, а не треуголка или двууголка. Таких терминов в эпоху Империи не существовало. Следует заметить, что шляпа не соответствовала униформе ни одной из частей французской армии и являлась личным «ноу хау» императора. Покрой этого известного во всем мире головного убора уходит своими корнями в конец XVIII века. Именно такую шляпу носил юный Бонапарт, будучи воспитанником Бриенской военной школы. Модель шляпы Наполеона практически не изменялась с годами, (она только становилась выше и несколько уже) и первым модельером собственной шляпы был сам Наполеон. Головной убор изготавливался из черного фетра и имел минимальные украшения - трехцветную кокарду, закрепленную на галуне из черного шелка. Император в такой шляпе впервые изображен на портрете художника Изабе, датируемом 1802 г.;

френч – куртка военного образца. По имени британского фельдмаршала Д. френча;

шляпа а – ля веллингтон − двухугольная шляпа начала XIX века, названная по имени английского полководца. Имела угловой выступ спереди и сзади.

Группа «Изобретатели» представлена несколько меньшим количеством имен:

gibus− складной цилиндр на проволочном каркасе. Эту шляпу, которая легко уплощалась до блина и пряталась под мышку, в 1835 году изобрел парижанин Гибус. До 1914 года шапокляк, как дополнение к фраку, был принадлежностью бального туалета мужчин. Слово «шапокляк» можно перевести как «шляпа-хлопок», потому что цилиндр при нажатии пружинки складывался в лепешку с характерным щелчком;

батист − назван в честь его автора Батиста Камбрэ из Фландрии, изготовившего эту ткань еще в XIII веке. Сначала батист производили только из льняной пряжи высокого качества, позже стали использовать для его выработки хлопчатобумажную пряжу;

жаккард− сложный многоцветный узор на ткани или трикотаже, получаемый с помощью специальной технологии, когда рисунок не набивается, а вплетается. Назван по имени французского изобретателя Ж. М. Жаккаpa (1752-1834), создавшего в начале 19 в. машину для выработки крупноузорчатых тканей (ковры, скатерти и др.) за счет раздельного управления каждой нитью основы;