Смекни!
smekni.com

Акцентная структура многосложных слов современного английского языка (стр. 2 из 6)

Фонетическая структура слова в речи представляет собою весьма сложное явление как в артикуляторном и акустическом отношении, так и с точки зрения слухового восприятия: в ней проявляются в сложном взаимодействии все элементы фонетического строя языка. Фонетическая структура слова как отрезка связной речи — это не только определенная последовательность звуков, связанных друг с другом фазами своих артикуляций, слогостроением и ударением: на нее как на отрезок целого высказывания неизбежно накладываются черты, присущие не данному слову, а данному предложению, целому высказыванию. В зависимости от конкретного высказывания слово получает добавочную характеристику в отношении ритма, мелодики, силы, тембра и темпа произнесения.

Изменения по высоте, т.е. мелодические модификации, относятся явно не к словам как таковым, а к предложениям, поскольку эти модификации обусловлены местоположением слов в предложении, оформляющемся определенной мелодической кривой в зависимости от его функционального (коммуникативного) и грамматического типа и вида, его модальности, смыслового и стилистического членения, смыслового веса слов в данном предложении, эмоциональной окраски и общей стилистической характеристики. В языках, не обладающих музыкальным ударением, слова стоят вне высотной характеристики. В подобных языках, а к ним принадлежит и английский, слово как таковое безразлично к мелодике. Мелодический компонент ошибочно включают в состав компонентов словесного ударения именно потому, что на слово как на отрезок связной речи неизбежно накладывается мелодическая характеристика. Она же обнаруживается при изолированном произнесении слова, т.е. без коммуникативных заданий предложения, в силу прочно сложившегося артикуляторного навыка оформлять всякое произнесение интонационно. Таким образом, в реальном произнесении слова неизбежно присутствует мелодический компонент ударения, но он принадлежит не словесному ударению, а привнесен из фразового ударения.

Словесное ударение - это не просто выделенность слога. С артикуляторной точки зрения, это определенный способ произнесения всего слова. В артикуляторно-слуховом отношении словесное ударение является определенным соотношением всех слогов слова по компонентам ударения, т. е. по фонационной и артикуляторной напряженности (определяющих громкость и отчетливость качества звуков) и долготе. К ним добавляется привнесенный из фразового ударения мелодический компонент, который является весьма действенным средством выражения различий в степени выделенности, слогов в слове. Если функции фразового ударения — выражение смысловых отношений и ритмическая организация предложения (и составляющих его синтагм), то функция словесного ударения — акцентно-ритмическая организация слова в качестве целостной артикуляторно-слуховой единицы (через соответствующие соотношения его слогов

В акцентной структуре английского слова как такового, константным оказывается компонент напряженности непосредственно артикулирующих органов речи, а долгота является вариативным компонентом. Как уже упоминалось выше, напряженность артикулирующих органов повышает отчетливость, определенность качества звуков: в противопоставлении ударного слога безударным этот качественный компонент словесного ударения присутствует всегда, что находит свое отражение в осциллографических и спектрографических записях.

Расстановка ударения и его степень определяются в английских словах несколькими разнородными факторами

Во-первых, место ударения и, в известной мере, его степень определяется семантическим фактором, который проявляется весьма отчётливо в тенденции выделять ударением корневую морфему, префикс с ясным собственным значением (обычно продуктивный), равноважные в смысловом отношении основы сложных слов, а также слоги сложносокращенных слов инициального типа, например: reading, re-read, good-natured, M.P. Как известно, в древнеанглийском языке в словах без префиксов ударение падало на корневой, т.е. на первый, слог. В словах с префиксами ударением выделялся либо корень (преимущественно в глаголах и в отглагольных именах, например forʒytan, forʒytol), либо префикс (в именах и отымённых глаголах, например åndswaru, åndswarian). Таким образом, традиционное английское словесное ударение не было полностью фиксированным, механически действующим в силу количественного преобладания слов с ударением на первом слоге: место ударения достаточно последовательно регулировалось сложным семантико-морфологическим принципом. Этот принцип определяет ударность начала английских слов: ударение падает либо на первый, либо на второй слог, или же на тот и другой. В произносительных словарях современного английского языка приводится всего несколько слов, в которых ударение падает на третий слог от начала, например: inasmuch, forasmuch. В некоторых случаях семантико-морфологический используется как словообразовательное средство, например в противопоставлении существительного import

Во-вторых, место и отчасти степень ударения определяются ритмическим фактором – тенденцией чередовать ударные и неударные слоги, распределять ударение через относительно равные промежутки времени, например: B.B.C. /┴ ─ ┴ /, justifiable /┬ ─ ┴ ─ ─/ (сравните /┴ ─ ─ ─ ─/), municipality /─ ┬ ─ ┴ ─ ─/ (сравните /┬ ─ ─ ┴ ─ ─/). В последних двух примерах последний безударный слог несколько сильнее предпоследнего, чем подчёркивается правильность чередования ударения через один слог. В-третьих, расстановка и отчасти степень ударения определяются местом ударения в заимствованных словах. В них часто сохраняется место ударения, присущее оригиналу (прототипу), характерное для языка, из которого заимствуется данное слово (посредством устного общения или через соответствующее обучение), например: storiette /┬ ─ ┴/, sonorous /─ ┴ ─/ (sǒnōrus); сравните английский вариант /┴ ─ ─/, stagnate /─ ┴/ (латинск. stagnāre); сравните английский вариант /┴ ─/. Этот принцип ударения может быть назван прототипическим. Взаимодействие всех этих факторов, подчас противоречивое, создаёт в английском языке большое разнообразие акцентных типов слов. Акцентные типы слов являются особыми структурными единицами фонетической системы языка. В совокупности английской лексики существует одиннадцать акцентных типов, различающихся по количеству и степеням ударения, по последовательному распределению главных и второстепенных ударений.


1.2 Акцентные типы английских многосложных слов

Акцентный тип /┴/, т.е. с одним ударением в слове, оформляет как простые, так и сложные слова, например: after, government; gaspipe, mother-in-law. Этот тип широко распространён в тех сложных словах, которые состоят из двух слогов; для слов, состоящих из большего количества слогов, более характерны акцентные типы /┴┴/ и /┴┬/. Тип /┴/ представлен весьма большим количеством простых и сложных слов. В простых словах ударение падает либо на корень, например в legislative, либо на префикс (обычно с отчётливым собственным значением), например в subgroup. Ударение на суффиксе в этом акцентном типе, например в grotesque, - редкое явление. В сложных словах ударением выделяется обычно первый компонент, например gaspipe; в некоторых случаях ударение падает на второй компонент, например в mankind.

Акцентный тип /┴┴/, т.е. с двумя равносильными ударениями, оформляет, во-первых, сложные слова, например: week-end, goodhumour, highspirited, radioactive; во-вторых, простые слова, например: trustee, adversely, illegally, impracticable; в-третьих, сложносокращённые слова инициального типа, например: M.P. (MemberofParliament), B.A. (BachelorofArts). Подавляющее большинство простых слов с двумя равносильными ударениями – слова с префиксами, имеющее отчётливое собственное значение. В сложных и сложносокращённых словах ударение падает на компоненты, в простых – на префикс и корень, редко на корень, редко на корень и суффикс: trustee. Акцентный тип /┴┴/ представлен весьма большим количеством сложных слов с префиксами, имеющими отчётливое собственное значение.

Акцентные типы /┴┴┴/ и /┴┴┴┴/, т.е. с тремя и четырьмя равносильными ударениями, встречаются только в сложносокращённых словах инициального типа, например: G.P.O. (GeneralPostOffice), U.S.S.R. (TheUnionofSovietSocialistRepublics). В количественном отношении сложносокращённые слова занимают в английской национальной лексике незначительное место.

Акцентный тип /┴┬/, т.е. с первым главным и вторым второстепенным ударениями, оформляет как сложные, так и простые слова. Последние все имеют префиксы с отчётливым собственным значением, например: hair-dresser, pack-animal, powder-magazine; substructure, subvariety. Ударение в сложных словах падает на компоненты, в простых – на префикс и корень.

Акцентный тип /┬┴/, т.е. с первым второстепенным и вторым главным ударением, оформляют весьма большое количество простых и незначительное количество сложных слов, например: magazine, legislation, hospitality, unaccountably; whereunto, heliocentrically, onomatopoeia. Сложные слова, обнаруживающие этот акцентный тип, резко отличаются от исконно английских характером своих компонентов, греческих и латинских по происхождению: они оформлены как простые многосложные слова. В сущности, в большинстве случаев они являются лишь этимологически сложными словами. Ударение в сложных словах падает на компоненты, а в простых – на префикс и корень, например: unaccountably, intercessor, на корень и суффикс, например в legislation, на префикс и суффикс, например в configuration, disorganization.