Смекни!
smekni.com

Лингвокультурные особенности русских былин (стр. 7 из 7)

«Он пускает в них золоты чары,

С теми камнями самоцветными,

В каждой чаре весу тридцать пуд».

Иногда чан заменен бочками, выставленными во дворе, из которых черпают ковшами.

Котел в былинах с их усложненным бытом уже упоминается не как пиршественная утварь, а только как предмет воинского походного быта, жизни на заставе.

Музыкальные инструменты в зеркале русских былин:

Игра на гуслях принята на эпическом пиру. Гусли, излюбленный музыкальный инструмент восточных славян, наиболее прочно вошли в русский эпос. Гусляров знают многие былины, и это не только скоморохи.

Эпитеты гуслей в былинах: «звончатые», «самоигручи», «яровчатые». Последний эпитет определяют обычно как происходящий от искаженного названия дерева «явор», из которого они якобы сделаны.

При раскопках Новгорода в 50-60-е годы было найдено около десятка экземпляров гуслей, из них два целых и две заготовки. Все они долбленые, ладьевидной формы, длиной от 20 до 70 см, доска тонкая, струн от трех до восьми.

Образ Садко, конечно, наиболее своеобразен и важен генетически для отражения древнерусской игры на гуслях в былинах. Вошедший в ряды своих собратьев – «гусельников» на древнерусских пирах и даже приглашенный Морским царем также запросто и за плату, как приглашали его на пиры новгородцы, Садко всё же несет черты древнего музыканта-чародея, завораживающего игрой стихии и духов:

«А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко…»

Песни и музыка составляли неотъемлемую часть языческих богослужений и празднеств у славян. Этим и объясняется, возможно, враждебное отношение к гуслям в церковной литературе, в то время как былины не содержат ни малейшего осуждения игры на гуслях, а, наоборот с любовью описывают виртуозное мастерство гусляров.

Заключение.

В данной курсовой работе были решены поставленные перед нами задачи:

Рассмотрев теоретические основы лингвокультурологии, мы установили связь языка и культуры, проследили, что язык выступает как выразитель особой национальной ментальности.

Был поставлен вопрос о времени и месте сложения русских былин и о специфике их историзма и выяснено, что в былинах отражена эпохи Владимира1. Была прощупана та историческая обстановка Киевской Руси, в которую органически вписываются сами былины.

И для выявления лингвокультурных особенностей в русских былинах мы обратились к Новгородскому циклу. Были исследованы три былины: «Садко», «Василий Буслаев и новгородцы» и былина о том, как Василий Буслаев молиться ездил. Рассмотрев поэтический язык данных былин, можно сделать вывод, что он богат и разнообразен. Былинам присущи многочисленные метафоры, разнообразные эпитеты и сравнения, огромное количество повторов, особая рифма, особые формы употребления глаголов.

Также были рассмотрены предметы быта, встреченные в тексте данных трех былин: это и чаши, чары, и братины, бадьи, чаны, а также один из самых значимых элементов былины о Садко – музыкальный инструмент – гусли.

Был поставлен вопрос о времени и месте сложения русских былин и о специфике их историзма

Всё это дало возможность рассмотреть различные стороны древнерусской культуры, как материальной, так и духовной. Данная работа полезна как сводка историко-бытовых реалий, запечатленных в былинах.

Реальные факты и легенды уживаются в былинном эпосе. Но можно с достаточной долей уверенности сказать, что толчком к созданию легендарно-фантастических повествований нередко являются вполне достоверные, идущие от жизни события.

Список использованной литературы:

1. Р.С.Липец «Эпос и Древняя Русь», издательство Наука, М.:1969.

2. В.П.Аникин «Русский богатырский эпос», Просвещение, М.:1964.

3. И.Я.Фроянов, Ю.И.Юдин «Былинная история», издательство Санкт-Петербургского Университета, 1997.

4. В.Я.Пропп «Русский героический эпос», Государственное издательство художественной литературы, М.:1958.

5. Р.С. Липец «Местные мотивы в былине о Садко», Летописи гос. лит. музея. М.: 1941, Т. 2, кн. 8.

6. Д.С.Лихачев «Поэтика древнерусской литературы», Л., 1971.

7. Б.А.Рыбаков «Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи», М.:1963.

8. Былины Севера. Записи А.М.Астаховой. М. – Л.: 1938–1951.

9. Ю.И.Смирнов и В.Г.Смолицкий, Новгородские былины, Наука, М.:1978.