Смекни!
smekni.com

Окказионализмы в литературе на примере поэта Серебряного века В. Хлебникова и в современных СМИ (стр. 5 из 5)

Не могу не привести совсем свежие находки. «Комсомольская правда»: от 25 мая 2010 года – ОтЧЕХвостили, (пожалуй, относится к графическим); от 26 мая – мостопляска, слепоглухие. Еженедельник «Собеседник» от 19-25 мая: антисобытье, сумасшедшинки, попсофоб, ПримаДолина.

Таким образом, можно отметить разнообразие окказиональной лексики, которая, судя по полосам газет, останавливаться на этом не собирается. Появятся новые окказионализмы и новые их классификации.

Подводя итог, можно сказать, что окказионализмы представляют собой особый речевой феномен, который всегда будет звучать необычно и ново, потому что они индивидуальны и несут мысль самого автора. Своей экспрессивностью и подвижностью подобные «случайные слова» привносят в текст игру и делают его более емким и динамичным. Журналисты не зря переняли это «изобретение» великих художников слова. Подобный прием помог журналистам писать еще более красочно, емко и интересно. Газета постепенно приобретает «звук и цвет», становится насыщенным СМИ. Ну а я, как будущая «акула пера», постараюсь не забывать про всевозможные языковые приемы, в том числе и про столь специфичные слова как окказионализмы.


Заключение

Слово - корень всех вещей. Поэты и писатели в разные периоды развития литературы понимали это и уделяли ему большое внимание, стараясь как можно точнее выразить свою мысль. Для них слово – главный инструмент творчества, поэтому они старались сделать его более ярким, емким. Поэтому, нередко авторы прибегали к созданию новых, уникальных слов – окказионализмов.

Как уже говорилось, наиболее богатым случайными словами периодом русской литературы, был «Серебряный век». А самой яркой стала группа кубофутуристов, которая проводила преобразования на всех уровнях языка.

В данной работе я обратилась к творчеству Велимира Хлебникова, как к автору множества окказионализмов. Так он говорил о своем творчестве: “ Наша цель – создать общий письменный язык общий для всех народов третьего спутника Солнца, построить письменные знаки, понятные и приемлемые для всей населенной человечеством звезды, затерянной в мире”. (Творчество зар.п., стр. 38).

На примере нескольких его сборников я проанализировала, какие модели словообразования чаще всего использовал В.Хлебников в своем творчестве, большая часть его окказионализмов созданы по индивидуально-авторским моделям. Хлебников не только создавал слова, но старался объединить их в единый язык.

Что касается влияния литературы на деятельность СМИ, то оно прослеживается очень четко. Журналисты заимствуют слова, придумывают свои, подражая тем самым к поэтам и писателям прошлых веков, в частности 19 века. Примечательно, что журналистика приближается к языку литературы и в то же время остается со своим специфичным стилем разговорного языка. Сейчас явление словотворчества и экспериментов в сфере стиля языка и лексики в целом очень распространено, что позволяет говорить о развитии яркой, живой журналистики.

Библиография

1. Перцова Н.Н. Словарь неологизмов Велимира Хлебникова. Вена; Москва, 1995.

2. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке.

3. Р. Вроон. Хлебников и Платонов: предварительные заметки.

4. Успенский Б.А. К поэтике Хлебникова: проблемы композиции — в сб.: Сборник статей по вторичным моделирующим системам. — Тарту, 1973.

5. Гофман, Виктор. Языковое новаторство Хлебникова. // Язык литературы: Очерки и этюды. Л., 1936.

6. Дуганов, Рудольф. Велимир Хлебников: Природа творчества. М., 1990.

7. 2. Богомолов Н. Об этой книге и ее авторах// Серебряный век. Мемуары.\Сост. Т.Дубинская-Джалилова.М.,1990.с.5-6.

8. Русс. Лит-ра. Смирнова, 264

9. Бабенко Н. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ: Учебное пособие (Калининград,1997)

10. Сер.Век как отраж. Револ.,Москва №2, С 219-220).

11. Рус лит сер века, 325

12. В.В.Лопатин. Рождение слова. Наука. М., 73.

13. Велимир Хлебников. Библиотека поэзии. Санкт-Петербург, Диамант.,98.

14. В.Хлебников. Лирика. Минск, Харвест.,99.

15. Современный русский язык. Под ред. Леканта П.А. М.,2000.

16. Русская литература 20 века. Учебник. 11 класс. Под ред. Агеносова. М.,98.

17. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991.

18. .Намиткова Р.Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект. Ростов, 1986.

19. Немченко В.Н. Современный русский язык. Морфемика и словообразование. Нижний Новгород, 1994.

20. Ревизина О.Г.Поэтика окказионального слова//Язык как творчество. М.: ИРЛЯ РЛН, 1996.

21. РозентальД.Е., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.:Просвещение, 1985.

22. Русский язык. Энциклопедия/Главный редактор Фалин Ф.П. М: Советская энциклопедия,1979

23. Творчество поэтов русского Зарубежья в контексте нереалистических течений конца 19 – начала 20 века/Автор-составитель И.Г.Секачева. Соликамск, 1993.

24. Баевский.,223

25.Ресурсы интернет:

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Серебряный_век

2. http://ru.wiktionary.org/wiki/окказионализм

3. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Article/baben_okk.php

4. http://hlebnikov.lit-info.ru/review/hlebnikov/004/379.htm

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Хлебников_В.

6. http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/93834.html#contents


Приложение

Окказионализмы, созданные В. Хлебниковым (небольшая их часть).

1. Немь.

2. Лукает.

3. Закричальность.

4. Столика.

5. Упавном.

6. Мореречи.

7. Земец.

8. Свирел.

9. Хотель.

10. Кружеток.

11. Виденнега.

12. Крылышкуя.

13. Золотописьмом.

14. Лебедиво.

15. Времирию

16. Поюны.

17. Поюнна.

18. Вабна.

19. Очаревна.

20. Невестнейших.

21. Улыбен.

22. Дедину.

23. Серпень.

24. Осенины.

25. Оснегурить.

26. Цекавый.

27. Бух лесиный.

28. Видель.

29. Времыши.

30. Перунепр.

31. Ночери.

32. Коняшня.

33. Лалы.

34. Воздушенка.

35. Чингизхань.

36. Заратустрь.

37. Моцарть.

38. Роопсь.

39. Смелоликих.

40. Достоевскимо.

41. Пушкиноты.

42. Бесповеликая.

43. Предземшарвеликая.

44. Жарбог.

45. Грезитва.

46. Стаедей.

47. Жарирей.

48. Огнезарную.

49. Стожарною.

50. Сослоненных.

51. Оснуя.

52. Надармака.

53. Сыновеет.

54. Стыдесной.

55. Росный.

56. Дремя.

57. Дерёзы.

58. Гробеем.

59. Зня.

60. Прободают.

61. Огневом-сечивом.

62. Зыбку-улыбку.

63. Куревом-маревом.

64. Дымность.

65. Глубокожирных.

66. Вечерогривы.

67. Утровласа.

68. Сверепооки.

69. Черниловодных.

70. Печальнооких.

71. Смелоликих.

72. Синезначимой.

73. Стерх.

74. Желтострунный.

75. Бабр.

76. Лббы.

77. Мотри.

78. Зачеловеческие.

79. Девицедымный.

80. Красотинцы.

81. Ниагарится.

82. Эхнатенственно.

83. Хорошеуки.

84. Остроглазья.

85. Скорословарь.

86. Смехачи.

87. Смехами.

88. Смеянствуют.

89. Смеяльно.

90. Усмеяльно.

91. Рассмешищ.

92. Надсмеяльных.

93. Усмейных.

94. Иссмейся.

95. Рассмеяльно.

96. Надсмейных .

97. Смеячей.

98. Смейево.

99. Усмей.

100. Осмей.

101. Смешики.

102. Смеюнчики.

103. Бобэоби

104. Вээоми.

105. Пиээо

106. Лиэээй

107. Гзи-гзи-гзэо.

108. Дровоядный.

109. Желтозарный.

110. Среброрунных.

111. Пья.

112. Стройно-плечистые.

113. Мальчишески - прекрасных.

114. Морозенки.

115. Снежно-могучая.

116. Станичане.

117. Пря.

118. Омамаены.

119. Солнцеловов.

120. Тайновиденье.

121. Годую.

122. Дзыга.

123. Мра.

124. Голубо.

125. Тысячеоконных.

126. Лечилицах.

127. Провопли.

128. Смешиного.

129. Небоход.

130. Облакоход.

131. Лесины.

132. Летины.

133. Волит.

134. Вырей.

135. Грезный.

136. Миял.

137. Ячаньем

138. Обезлисили.

139. Числобог.


[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/Окказионализм

[2] Бабенко Н. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ: Учебное пособие. Калининград,1997 (Глава 1. ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ОККАЗИОНАЛЬНОСТИ).

[3] http://ru.wikipedia.org/wiki/Серебряный_век_русской_поэзии

[4] Энциклопедия «Кругосвет» (http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/5/5f/1011123.htm)

[5] Русс. Лит-ра. Смирнова, 264

[6] Агеносов, 49

[7] Баевский.,223

[8] Сер.Век как отраж. Револ.,Москва №2, С 219-220.

[9] (Рус лит сер века, 325).

[10] (Творч. Поэтов рус заруб, 38).