Смекни!
smekni.com

Образ жизни сусликов (Citellus) (стр. 5 из 7)

Длиннохвостый суслик. Размножение длиннохвостого суслика в Западном Забайкалье начинается по завершении спячки. Первыми из нор выходят взрослые самцы, большинство которых появляется на поверхности до конца марта. Подобное проявление полового диморфизма во времени выхода из спячки, является, по-видимому, универсальным для большинства видов сусликов.[23]

В отловах в конце марта самки не фигурировали (Бадмаев, 1991). Они стали попадать в капканы с первой декады апреля. Гон у сусликов начинается после выхода самок из спячки и продолжается около месяца.

Сразу после выхода из нор самцы готовы к результативному спариванию. Это подтверждается данными о состоянии их генеративных органов. Наибольшие вес и размеры семенников самцов длиннохвостого суслика зарегистрированы в марте и апреле. В конце апреля уже начинается инволюция семенников и наименьших показателей они достигают в июле.[24]

Пробуждение якутского длиннохвостого суслика от спячки начинается с конца марта – начала апреля. Сроки пробуждения в отдельные годы во многом зависят от погодных условий весны. Та же причина приводит к тому, что в один и тот же год в долине Лены суслики пробуждаются раньше, чем на аласах Ленно-Вилюйского междуречья. Отмечено, что первыми пробуждаются самцы.

Гон у якутских длиннохвостых сусликов начинается через 3-4 дня после появления самок – 23-24 апреля (П. Д. Ларионов, 1943). Сроки гона сильно зависят от метеорологических условий. Спаривание, судя по нескольким самкам, добытым 25-26 апреля, было 2-3 дня назад, 4 мая были добыты 3 самки с эмбриональными пузырями длиной 11.5мм при ширине 9.1мм. У двух самок, добытых 13 и 16 мая, длина эмбриональных вздутий была соответственно 18.9 и 27.9мм при ширине 15.5 и 21.7мм, а вес эмбрионов соответственно 0.23 и 3г. В этот период массовый выход самок был 19-20 апреля, хотя отдельные особи добывались и ранее (9 апреля).

Исходя из того, что массовый выход самок в Центральной Якутии 15-20 апреля и уже в конце этого месяца наблюдаются почти у всех у них развивающиеся эмбрионы, можно сказать, что большинство самок оказываются оплодотворенными в первые же дни после выхода на поверхность. Следовательно, гон у якутских сусликов проходит в короткие сроки – в течение 10-15 дней. Об этом говорят и данные взвешивания семенников самцов. Семенники достигают наибольших размеров к середине апреля и уже к концу этого месяца начинают уменьшаться. В течение первой декады мая масса семенников падает очень быстро и к середине месяца становится близкой к летней.

Рождение молодых зверьков у якутских сусликов происходит в 3-й декаде мая. Подобные короткие сроки размножения отмечены М. П. Тарасовым (1959) у длиннохвостых сусликов Гоби-Алтая. В Джунгарском Алатау, по А. Букунову (1965), беременные самки отмечались с 21 апреля по 21 июня. В Хакасии – с 24 апреля по 1 июня (Кохановский, 1965). Короткий период размножения у якутской популяции длиннохвостого суслика имеет адаптивное значение.

Другим адаптивным признаком можно считать более высокий уровень воспроизводства по сравнению с репродуктивным уровнем более южных популяций. По данным Ю.В.Лабутина и Н.Г. Соломонова(1967), плодовитость самок у якутских сусликов в среднем равняется 8.2, в то время как у южных популяций она составляет 4-6.9 (Тарасов, 1959; Устьянцев, 1937).[25]

Так же у сусликов наблюдается маркировочное поведение во время гона. Феномен маркировочного поведения длиннохвостого суслика, как впрочем, и большинства других палеарктических видов, практически не изучен. В одной из последних работ, посвященной ранневесеннему периоду жизни длиннохвостого суслика, также не упоминается о его маркировочной деятельности (Попов, Вержуцкий, 1990). Маркировочное поведение сусликов в брачный период включает мечение территории и своего тела (самомечение).

Мечение территории осуществляется самцами на участке, занятом ими после выхода из спячки. Контур охраняемой и маркируемой территории суслика определяется в основном расположением на ней нор. Самец, занявший участок, активно перемещается по нему и метит его. В наблюдениях авторов самец обычно проводил мечение на сусликовинах нор.

При появлении чужака на территории самец прогоняет его, причем не обязательно вступает с ним в агрессивные столкновения, но они обычны. У самцов, отловленных в брачный период, на теле много ран и укусов. Наибольшее количество ран от укусов в брачный период среди 41 самца получены животными с весом тела в 330 – 530 г. (27 особей). Напротив, самцы, вес тела которых превышал 530 г., меньше подвергались агрессивным нападениям с нанесением ран в соперничестве за обладание самкой и закрепление территории.

После преследования чужаков обязательно повторное мечение индивидуального участка. Вероятно, цель подобных операций заключается в том, чтобы исключить оставление запаха чужого самца и сохранить лишь собственный запах.

Самцы при мечении трутся боками головы о субстрат, в результате чего сзади от ушей образуются оголенные участки шкурки, размерами около 2,0 х 2,3 см. У самок не наблюдали ни оголенных участков на шкурке, ни проявления маркировочного поведения в брачный период.

Мечение своего тела осуществляется непосредственно перед сближением и взаимодействием зверьков разного пола. Последнее представляет собой довольно сложный комплекс действий, связанных с преследованием, сближением, убеганием и звуковыми сигналами, степень проявления которых различна в зависимости от времени предыдущего общения особей. Инициация таких поведенческих взаимоотношений, как правило, исходит от самца, хотя в редких случаях наблюдалось противоположное. Непосредственно перед сближением зверек касается лапками в области углов рта, затем, наклонив голову, производит поступательные движения по ней передними лапками сверху-вниз. Затем потирает последовательно верхнюю часть туловища, брюшко, и в конце – хвост. Подход зверьков друг к другу осуществляется боком с изогнутым дугообразно туловищем, при котором положение партнеров «реципрокное» (боковая стойка), т.е. голова каждой особи у хвоста другой, причем хвост каждой особи направлен под углом в сторонц головы парнера. При таком положении партнеров самец находится близко к гениталиям самки и, возможно, получает ольфакторную информацию о ее репродуктивном статусе.

Функциональное значение маркировочного поведения. Территориальный самец, занявший данную территорию, интенсивно перемещается по ней и метит главным образом норы, возле которых держатся самки. Мечение у входа норы, на его сусликовинах почти обязательно сопровождается заходом в нее. На эту деятельность затрачивается в совокупности 35% из бюджета поведенческих актов самца в брачный период. На мечение своего тела самцом затрачивается 8,9%, а на взаимодействие с самкой – 37% из совокупного поведенческого репертуара.

В результате выраженной активности самца, который метит территорию, вступает в стычки по разрешению территориальных конфликтов с чужаками и взаимодействия с брачным партнером, участок обитания сусликов, являющийся ареной этих событий, приобретает заметные изменения. Последние выражаются в образовании многочисленных тропок, которые соединяют норы на участке. Это подтверждает значимость нор как ориентиров, к которым адресованы внешние проявления наибольшей активности сусликов.

Репродуктивный статус самцов и самок длиннохвостого суслика после выхода их спячки различен. Самцы, как указано выше, готовы к оплодотворению самок. Напротив, самки не готовы к спариванию, что подтверждается отсутствием их рецептивности в начале гона.

Наблюдения позволяют предположить, что маркировочная активность самцов, направленная главным образом на норы, возле которых держатся самки, наряду с установлением территориальных отношений, вероятно приводит к образованию «феромонального фона» (Бадмаев, 1990), который может служить пусковым механизмом (триггером) для наступления у самок экструса. [26]


Межвидовые отношения

Реликтовый суслик. С 700 осмотренных зверьков собрано 1537 блох, принадлежащих к 9 родам и 16 видам (Масленникова, Сапаров и др., 1979, 1982). Наиболее часты Ceratophellus relictus Fedina, Neopsylla serose Wagn. – специфические формы по всему ареолу грызуна. Один из видов блох – Frontopsylla kunitskyiMet. K. оказался новым для науки. Всего блохами оказалось заражено 40% реликтовых сусликов.

Реликтовый суслик пользуется норами серого сурка и между этими грызунами происходит обмен эктопаразитами: суслиная блоха – Pulex irritons найдена на сурках, а сурочья – Rh. LinopsyllaventricosaJoffetTifl. – на сусликах, что имеет важное эпизоотологическое значение.[27]

Длиннохвостые суслики. Фауна блох, клещей и вшей якутского длиннохвостого суслика включает 29 видов. Наиболее многообразные связи с различными видами грызунов и зайцеобразных суслик имеет посредством представителей рода Ceratophyllus: C. penicilliger, C. tamias, c. advenarius, C. rectangulatus, C. tesguorum. Из этих паразитов блоха C. penicilliger отмечена также у ондатры и водяной полевки и C. tesguorum у зайца. Общим паразитом суслика с лесной мышью является блоха Amphipsylla primaris, с землеройками – Doratopsylla birulai (через клеща Haemogamasusambulans).

Фауна клещей якутского суслика включает 13 видов, среди которых есть виды, обитающие и на водяной полевке – Androlaelapspeolovski, Hyperlaelapsamphibious, ондатре – A. peolovski, лесной мыши – Haemolaelapsglasgovi. Интересна также находка Haemogamasus mandshuricus – клеща, паразитирующего также и на домовой мыши (Центральная Якутия).

Цестода M. Pectinata является одним из обычных паразитов зайцев и заражение ею сусликов происходит при заселении ими небольших лесных полян, которые посещают зайцы.

Трематода Pl. Eutamiatis – обычный паразит бурундуков, а цестода Passerilepis passeris – паразит отряда воробьиных. Заражение ими сусликов связано с их совместным обитанием.