Смекни!
smekni.com

Классицизм XVII-XVIII (стр. 4 из 5)

Под воздействием идей французской революции национальное музыкальное искусство приобрело гражданско-демократический характер. Наиболее яркий образец революционной песни – «Марсельеза» Клода Жузефа Руже де Лилля (1760 – 1836), написанная им в 1792 году. Был французским военным инженером, поэтом и композитором. Писал гимны, песни, романсы.

Появление в музыке героических тем дало жизнь искусству революционного классицизма. Крупнейшие композиторы того времени стали – Ф.Ж.Госсек, Э.Мегюль, Ж.Ф.Лесюэр, Л.Керубини. Франсуа Жозеф Госсек (1734 – 1829) стал родоначальником французской симфонии. Луиджи Керубини (1760 – 1842), итальянский композитор, живший во Франции, - один из создателей жанра «оперы спасения».

Музыкальное искусства Германии первой половины XVIII ознаменовалось расцветом творчества великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха (1685 – 1750). В его музыке получили обобщение и завершение почти все предшествовавшие музыкальные течения полуторавекового периода. За 50 лет творчества лишь в течение пяти из них интересы Баха были сосредоточены на светской музыке. Большую часть жизни он работал при церкви. Композитор, отдавший дань почти всем областям музыкального искусства, миновал ведущий жанр своего времени – оперу. Баху, далёкому от всего поверхностного и развлекательного, была чужда придворная опера. Его творческим исканиям, тесно связанный с лютеранской традицией, соответствовала атмосфера собора. Однако важнейшие художественные завоевания музыкальной драмы глубоко проникли в его произведения, смягчив суровую музыку лютеранства.

Громадное наследие Баха, содержащее более 1000 произведений различных жанров, охватывает три сферы – органную, вокально-драматическую и инструментальную. В органном творчестве композитора сформировались закономерности малого полифонического цикла, которые были закреплены в его 48 прелюдиях и фугах «хорошо темперированного клавира». Среди инструментальных сочинений Баха выделяются шесть Бранденбургских концертов для оркестра (concertogrosso). В которых он продолжил традиции Вивальди.

Вокально-драматические произведения Баха включают около 300 духовных кантат, ораторий («Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» и другие.) Светские кантаты мало отличаются от духовных. Особый интерес представляют «Кофейная кантата» и « Крестьянская кантата», предвосхитившие немецкую комическую оперу.

Иначе сложилась судьба Георга Фридриха Генделя (1685 – 1759), получившего европейское признание при жизни. Его стремление к общественному утверждению своего искусства, широкой демократической аудитории, к яркой театральности светских жанров не нашло почвы в Германии. С 1717 года он постоянно жил в Англии; здесь его деятельность сыграла большую роль в развитии английской музыкальной культуры. Гендель легко приспособился к вкусам и художественным требованиям английской публики, создав свыше 40 опер в итальянском стиле. Он стал великим мастером ораторий, в которых немецкие национальные традиции умело сочетались с чертами, присущими английским вокально-инструментальным жанрам.

В музыкальном искусстве Австрии произошли существенные перемены. Представители так называемой старовенской школы содействовали развитию инструментальных жанров (соната, концерт) и пытались ввести в оперу драматическое начало.

В 1748 году постановки опер в «Бургтеатре» возглавил К. В. Глюк; при нём театр превратился в один из центров музыкальной европейской жизни. С 1754 года развивался балет как самостоятельный жанр. Балет Глюка «Дон Жуан» во многом предвещал его реформаторские начинания в опере. В 60-е годы разгорелась борьба между противниками и защитниками венской народной комедии, уходящей корнями в XVII веке. Потребность в национальной опере одержала верх, и австрийский зингшпигель утвердился на сцене «Бургтеатра». По указу императора в 1778 года была создана отечественная оперная труппа. Во второй половине XVIII века в Австрии сформировалась венская классическая школа. Одним из её основоположников был Йозеф Гайдн (1732 – 1809). Наряду с Глюком и Моцартом он определил характерные особенности школы. Гайдн – родоначальник венской классической симфонии и преобразователь в области инструментальной музыки. Автор 104 симфоний, он утвердил четырёхчастный симфонический цикл и закрепил постоянный, так называемый классический, состав симфонического оркестра.

Творчество великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 – 1791) – один из важнейших этапов в мировом развитии оперы, симфонии, концертной и камерной музыки. Гармонически ясное и яркое по выразительности искусство Моцарта – представителя венской классической школы – родственно просветительскому классицизму с его культом разума и в то же время сентиментализму.

Огромное наследие композитора. Им написано около 50 симфоний, среди которых особое место занимают последние три. Будучи выдающимся клависинистом и скрипачом. Он стал основоположником нового типа сонаты и концертом. Решительный шаг сделал Моцарт в пересмотре принципов и традиций музыкального театра. Он преобразовал бытовую комическую и сентиментальную оперу и создал новый тип реалистической оперы. В синтезе музыки и драмы Моцарт оставлял главенство за музыкой, выработав систему полного подчинения либреттиста композитору. Известно его изречение: «Поэзия послушная дочь музыки».

На основе итальянской оперы-буффа (и отчасти оперы-сериа) Моцартом были написаны опера-комедия «Свадьба Фигаро» (1786) и опера-драма «Дон Жуан» (1787) – лучшие из его сценических произведений. Одно из важнейших заслуг Моцарта-драматурга является создание классического национального зингшпиля – «Похищение из сераля» (1782) и «Волшебная флейта» (1791).

Работа над «Реквиемом» началась за пол года до смерти композитора. Эта траурная месса для хора, квартета солистов и большого оркестра – одно из глубочайших по мысли и выражению новаторских произведений Моцарта. «Реквием», заказанным анонимно графом Ф. Вальзегг-Штуппахом, остался незавершённым (недостающие номера написаны учеником Моцарта – Ф. Кс. Зюсмайром).

Русская музыка.

Новую эру в развитии русской музыки открыл XVIII век. После долгих лет изоляции профессионального музыкального искусства и подчинение его церкви началось бурное развитие светских жанров. Стремительное освоение достижений западноевропейской музыкальной культуры привело к созданию своей национальной традиций. В последней трети столетия сложилась русская композиторская школа.

Развитие русской музыки до конца 1720-х гг. было связано с реформами Петра I, которые подготовили почву для распространения европейских форм музицирования. Военные оркестры звучали на общественных торжествах, придворных балах и ассамблеях.

До середины XVIII века продолжал развиваться хоровой партесный концерт. Среди мастеров этого жанра прославились Николай Калашников, Николай Бавыкин и Фёдор Редников.

В XVIII сформировали панегирические, застольные, матросские канты. Зарождались канты любовного содержания. В них нередко использовались мелодии европейских галантных танцев, чаще всего менуэта (канты на миновет).

При императрице Анне Иоанновне в 1734 году в Петербург приехала первая итальянская оперная труппа. В её репертуар в основном входили интермедии и комедии в стиле dellarte. Однако величию дворцового ритуала более соответствовала итальянская опера-сериа. Значительную роль в развитии оперы-сериа в России сыграла итальянская труппа под руководством Франческо Арайи.

Важное значение имела постановка оперы Арайи «Цефал и Прокрис»(1755), либретто которой написал А.П. Сумароков. Это был первый оперный спектакль, исполнявшийся на русском языке, а в главных партиях блистали молодые отечественные певцы.

В конце 1750-х годах оперу-сериа сменил более демократичный жанр – опера-буффа. С 1757 года в России выступали итальянские оперные труппы. Немалый вклад в развитие русской музыкальной культуры внесли Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Паизиелло и Д. Чимароза.

Галуппи Бальдассаре(1706 – 1785), итальянский композитор. Руководил капеллой собора Сан-Марко в Венеции. В 1765-1768 работал в России. Представитель венецианской школы, мастер оперы-буффа («Деревенский философ», 1754, и другие).

Траэтта Томмазо (1727 – 1779), итальянский композитор. В 1768 - 1776 придворный капельмейстер в С.-Петербурге. Преобразовывая и обновляя традиции опера-сериа, подготовил оперную реформу Глюка. Оперы (всего свыше 50): «Ифигения в Тавриде» (1763), «Антигона» (1772), «Луций Вер» (1774) и другие; оратория, «страсти», месса и другие церковные произведения.

Чимароза Доменико (1749 – 1801), итальянский композитор, клавесинист, скрипач, певец. В 1787 - 1791 работал в С.-Петербурге. Мастер оперы-буффа (свыше 70, в том числе лучшая – «Тайный брак», 1792). Оперы-сериа «Горации и Курации» (1796) и другие.

Не менее важную роль в развитии русской музыки и, в частности, оперного жанра сыграла французская опера комик. Французской оперной группой, приглашённой Екатериной II, были представлены два варианта оперы комик: бытовая сатира (Ф. Филидор) и сентиментальная опера (А. Э. М. Гретри и П. А. Монсиньи).

Французские оперы с успехом разыгрывались и в крепостных театрах Москвы и Петербурга. Крепостной театр Н. П. Шереметьева был одним из самых блестящих очагов французской музыки.

Композиторская школа России сформировалась в последний трети XVIIIвека. Русские композиторы стремились объединить принципы и формы раннего европейского классицизма с мелодическим складом отечественной народной песни. Появились первые сборники русских песен – В. Ф. Трутовского, Н. А. Львова и И.Прача. Ещё в 1740 - 1760 годы появился «Сборник Кирши Данилова», основой которого были эпические песни. В творчестве русских композиторов важнейшее место занимал оперный жанр. Вначале отечественная опера продолжала традиции французского музыкального театра. Первым образцом оперного театра был «Мельник-колдун, обманщик и сват» (1779) Михаила Матвеевича Соколовского. Музыка оперы в основном заимствована из сборника Трутовского. В том же году появилось и сочинение выдающегося оперного композитора XVIII века Василия Алексеевича Пашкевича (1742 – 1797) «Несчастье от карета». Пашкевич снискал славу мастера ансамблевого письма («Скупой», «Как поживёшь, так и прослывёшь»). Оперы, написанные Пашкевичем по заказу Екатерины IIна её либретто, были менее удачными.