Смекни!
smekni.com

Классицизм XVII-XVIII (стр. 5 из 5)

Евстигней Ипатович Фомин (1761 – 1800) в своих произведениях поднялся до уровня крупнейших итальянских музыкантов («Ямщики на подставе», «Орфей»). Тонкое изящество и комедийный элемент присущий опере Дмитрия Степановича Бортнянского (1751 – 1825) – «Соколов» и «Сын-соперник». Он работал в самых разных жанрах.

Новый тип камерных песен с сопровождением – «российские песни» - появился в середине XVIII века. К концу XVIII века выдвинулись мастера камерного вокального жанра - Фёдор Михайлович Дубянский (1796 – 1860) и Осип Антонович Козловский (1757 – 1831).

Крупнейший композитор XVIII века, сочинивший главным образом инструментальную музыку, - Иван Евстрапович Хандошкин (1747 – 1804). Он автор многочисленных вариаций для скрипки соло или двух скрипок на тему русских народных песен, сольных скрипачных сонат. Вариации для фортепьяно писали Трутовский и Караулов. Сонатную форму раннеклассического типа развивал Бортнянский. Элементы русского симфонизма созревали в оперных увертюрах, отчасти в балетной музыке.

Видный мастер хоровой музыки - Максим Созотович Березовский (1745 – 1777) совершал переходы от барокко к классицизму в области гармонии и музыкальной формы. Березовский и Бортнянский определили новый этап в развитии русской церковной хоровой музыки. Творчество этих композиторов отличается глубиной выражения человеческих чувств, классической ясностью и стройностью формы. Они создали тип хорового концерта, в котором использованы достижения оперы, полифонического искусства XVIII века классических жанров инструментальной музыки.

Из истории

***В XVIII веке профессия музыканта приравнивалась почти к ремеслу. В отличие от литературного творчества труд музыканта, как, впрочем, и живописца, для людей дворянского звания был зазорным. Русские композиторы XVIII столетия были в основном выходцами из простолюдинов - крепостных (Дегтярев), солдат (Фомин), ремесленников (Хандошкин). В социальной иерархической лестнице они стояли на одной ступени с лакеями. Их функции заключались в развлечении публики.

***С 1776 года ведёт свою историю Большой театр в Москве. Князь П. В. Урусов получил тогда привилегию «Быть содержателем всех театральных в Москве представлений…» и вместе с антрепренером М. Е. Медоксоном построил специальное театральное здание («Петровский дом», или «Оперный дом»). Это был первый постоянный театр. Здесь наряду с оперными шли балетные и драматические спектакли.

Рождение Мариинского театра относится к 1783 году, когда в Петербурге был построен Каменный(Большой) театр и указом Екатерины II организована труппа «… не для одних комедий, но и для оперы…»