Смекни!
smekni.com

Дворцово-парковые ансамбли России (стр. 2 из 6)

Реализации этих планов помешала Великая Отечественная война.
В конце 1950-х годов вновь потребовалась реставрация павильонам «Миловида» и «Нерастанкино», беседке «Золотой сноп» и ряду парковых мостиков. Работы осуществлялись в 1958—1961 годы.

Восстановительно-реставрационные работы начались с особым размахом и скоростью после того, как в 2005 году Царицынский комплекс был передан в городскую собственность. В 2005—2007 годах проведена полная реконструкция Царицынского парка; восстановлены и благоустроены аллеи и дорожки, расчищены самосевные заросли, кустарниковые чащобы, вырублен сухостой. В 2006 году завершились реставрация и реконструкция под музейно-выставочные нужды «Хлебного дома». Здание приобрело стеклянный купол над внутренним двором, превратившим его в атриум; «Хлебный дом» стал основным зданием для музейных коллекций. В 2006—2007 году отреставрированы Башня-руина, парковые павильоны «Миловида» и «Нерастанкино», гротесковые мостики. В то же время в пейзажном парке вновь появилась садовая скульптура: установлены несколько статуй работы А. Н. Бурганова. Также проводилась экологическая реабилитация Царицынских прудов, реконструкция плотин, восстановление лодочных пристаней в их исторических местах; воссоздан Оранжерейный пруд. На Среднем Царицынском пруду, в обрамлении восстановленного острова-подковы, в 2007 году был открыт светодинамический фонтан — крупнейший в Москве.

Наконец, в августе 2007 года завершилась самая большая стройка на территории музея-заповедника — восстановление Большого Царицынского дворца. За два года живописная руина, постепенно разрушавшаяся последние двести лет, превратилась в современный музейно-выставочный комплекс. 2 сентября 2007 года, в День города, состоялось торжественное открытие реконструированного дворцового ансамбля.

Коломенское — бывшая царская вотчина, подмосковное село; ныне — государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Расположен к югу от центра Москвы, занимает территорию 390 га; входит в Московский государственный объединённый музей-заповедник Коломенское-Лефортово-Люблино-Измайлово. В Коломенском, в Казанском храме, пребывает одна из почитаемых в современной России икон Богородицы — «Державная».
Село Коломенское, находившееся на дороге из Москвы в Коломну, было основано, по преданию, жителями города Коломны, бежавшими от Батыя. Первое письменное упоминание — в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты в 1339 г. Изначально это была вотчина Московских великих князей, затем царей. В 1606 г. Коломенское служило ставкой Ивана Болотникова, в 1610 г. — Лжедмитрия II. Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича — Коломенское было его любимой резиденцией. В 1667 г. возводится великолепный деревянный дворец, имевший 270 помещений; дворец окружается оградой и садом, со зданиями приказов, воротами с башенными часами и т. д. С Коломенским связаны события Медного бунта 1662 г. Позже здесь нередко живал юный Пётр I; под Коломенским, на Кожуховском поле, он устраивал знаменитые «потешные бои». После смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское приходит в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец был разобран, и на его месте выстроен новый (тоже деревянный), где императрица жила летом во время пребывания в Москве. Екатерининский дворец, в свою очередь, был разобран при Николае I; от постройки последнего сохранился только один флигель. Музей Коломенское был основан в 1923 г. В него был перенесен ряд деревянных построек (например, домик Петра I из Архангельска, башня Братского острога, сруб медоварни из села Преображенского).

Интересные факты

Интересно, что на территории музея находилось до начала 80-х годов XX века село Коломенское, в котором проживали местные жителей, ведшие по устным преданиям свой род от дворовых людей царя Алексея Михайловича. Строения, в которых они проживали, были построены из толстых бревен, однако внешне скорее напоминали не классические русские избы, а современные двухэтажные бараки или многоквартирные дома. Причем возраст некоторых строений был более 300 лет. Эти здания охранялись государством, о чём свидетельствовали соответствующие таблички на зданиях. Однако после выселения жителей села с территории музея-заповедника через некоторое время дома пришли в упадок, частично сгорели и были разобраны.

Дворцово-парковые ансамбли Ломоносова

Дворцы-музеи и парки города Ломоносова - ценнейшие памятники русской культуры и искусства 18-го века, созданные выдающимися архитекторами и русскими мастерами.

Ораниенбаум - единственный из пригородов, который в годы Великой Отечественной войны не подвергся разрушению фашистскими захватчиками. Поврежденные, но не разрушенные в годы войны, дворцы-музеи и парки города Ломоносова сохранили во всей своей достоверности и неповторимости декоративное убранство 18-го века. Поэтому они представляют собою огромную художественную ценность как подлинные архитектурные памятники, знакомящие нас с историей и искусством прошлого. Дворцово-парковый комплекс города Ломоносова состоит из Нижнего и верхнего парков. В них расположены Большой дворец, Каменный зал, дворец Петра 3-его с въездными воротами, Китайский дворец, павильон Катальной горки, Кавалерский корпус, Китайская кухня. Одним из лучших интерьеров дворца, полностью сохранившим отделку XVII века, считается Зал муз. Отличительная особенность его архите6ктуры – органическая связь с парком, благодаря прорезанным большим окнам-дверям. В декоративном убранстве использована живопись, выполненная художником Торелли. В простенках изображены музы – покровительницы искусств и наук.

На территории Верхнего парка много прудов. Напротив Японского павильона Большого дворца расположен Нижний пруд, называвшийся в 18-ом веке "Малым увеселительным морем". Восточнее – Красный пруд, ранее называвшийся Верхним. Вокруг дворца Петра III в парке произведена в 1952-1953 годах реконструкция. с южной и западной сторон здания сделаны площадки, разбиты три цветника с рисунками орнаментального характера. Посадки деревьев и кустарников, осуществленные в 70-х годах 19-го века, дополнены в послевоенное и настоящее время. Продолженная в 30-х годах 19-го века Рябиновая дорога проходит среди лугов и небольшого леса, мимо причудливых прудов "Карпиного" и "Подковы". Этоодна из живописнейших частей Верхнего парка. Картины природы разнообразны здесь во все времена года. Летом радует глаз сложная гамма оттенков зеленой листвы, а осенью кроны деревьев поражают яркостью и контрастностью зеленых и желто-красных тонов. Зимой своеобразный пейзаж создают красные прутья корнуса, а также вечнозеленые ели и пихты. Красота этого участка парка, кажущаяся естественной, на самом деле является плодом большого мастерства садоводов и архитекторов.

Архангельское – парадная подмосковная усадьба, один из последних дворцово-парковых комплексов, построенная в регулярном стиле, когда в паркостроении уже господствовал пейзажный стиль. В 1780 году владелец усадьбы князь Н.А. Голицын, вернувшись из заграничного путешествия, набравшись впечатлений от европейских резиденций, решает построить дворец и парк, который соответствовал бы его положению в свете и подчеркивал бы древность и незыблемость его рода. Во время Отечественной войны 1812 года часть ценностей удалось спасти, но многое было испорчено и разграблено французами. На восстановление имения понадобилось несколько лет и вскоре усадьба Архангельское приняло великолепный торжественный и величественный вид с красивейшим дворцом, большими открытыми пространствами зеленых партеров, липовых боскетов, обильной скульптурой и довершением всего – прекрасным видом на долину реки с полями, лесами и «хороводами деревенских барышень-крестьянок».

В планах владельца – создание уникального ботанического сада, для чего начинается благоустройство и озеленение ближайших лесов и полян. Но, к сожалению, задуманное осуществить не удалось.

Только в начале XX века снова появляется интерес к Архангельскому и последние владельцы занимаются восстановлением дома и парка. Все элементы паркового дворцово-паркового комплекса удивительно гармонично вписаны в окружающий ландшафт, не нарушая его, а в большей степени дополняя. Величественность и парадность дворца и террасс незаметно переходит в простоту красоты русской природы. Архангельское – это лучшее, что было создано в русской садово-парковой архитектуре на рубеже XVIII – XIX веков, блестящий памятник этой эпохи

Сегодня усадьба Архангельское находится в стадии реставрации, так как ее, как и множество других художественно-исторических памятников, не прошли стороной нелегкие времена 80-90-годов XX века, времена разорения и забвения. Особенно тщательной работы требует дворец. В целом же дворцово-парковый комплекс сохранил свою архитектуру и формы и мы можем оценить его величественность и красоту.