Смекни!
smekni.com

Дворцово-парковые ансамбли России (стр. 5 из 6)

Усадебный дом Поленова не был типичной помещичьей постройкой с колоннами, антресолями и балконами. Этот бревенчатый дом отличается простотой фасадов, и разнообразием перспектив и ракурсов. Вся его красота в удивительных интерьерах, в которых даже дверные ручки выполнены по эскизам Поленова. Белое кирпичное здание мастерской с угловой башенкой под красной черепичной кровлей было построено в 1904 г. Оно удачно вписалось в архитектурный ансамбль усадьбы. Сам Василий Дмитриевич называл архитектуру своих построек "скандинавской", но теперь мы знаем, что верно было бы назвать её "поленовской"... В здании Аббатства, неповторимом и эклектичном, просматриваются черты романского стиля.

Скромная постройка в глубине парка с громким названием Адмиралтейство - всего лишь лодочный сарай. Ныне, всё это - Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова.

Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна»

Ясная Поляна – типичная русская дворянская усадьба, где родился и творил Лев Николаевич Толстой. Гостей ждет экскурсия по дому писателя с сохранённой подлинной обстановкой. Здесь есть возможность прогуляться по паркам и аллеям, насладиться красотой яснополянской природы. Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна», включающая дом Толстого, литературный музей, дом Волконского, могилу Л.Н.Толстого и около 400 гектаров заповедника — старинный липовый парк, пруды, леса, луга, пашни, сады, была создана в 1921 году, Десятки мемориальных объектов, богатейшие фонды бесценных реликвий, связанных со всеми сторонами жизни писателя, находятся в Ясной Поляне. Самым дорогим для всех нас памятником является дом-музей Л.Н.Толстого. Внешний облик дома, расположение его комнат, обстановка — все сохраняется в том виде, как было в последний год жизни писателя. Здесь Толстой провел около пятидесяти лет своей жизни

Музей-усадьба А.Т. Болотова «Дворяниново» (Заокский р-н)

Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833) - известный русский ученый, писатель, энциклопедист, один из родоначальников русской агрономической науки. Всесторонне одаренный, обладающий незаурядным, пытливым умом и необычайной работоспособностью. А.Т.Болотов оставил свой след во многих областях науки и культуры, причем многое открыл или совершил впервые. самым главным результатом деятельности Болотова в имениях Екатерины II явился созданный им замечательный парк.

Пруды, каналы, искусственные каскады-водопады украшали этот парк, равно как и прекрасные беседки, гроты и другие "затеи". Каким был парк, можно представить, перелистывая созданный им альбом с акварельными зарисовками "Виды имения Бобринских, Богородицк 1786 г."

Поместье Богучарово

Когда-то оно принадлежало философу Алексею Хомякову. Уникальное деревянное здание - имение Богучарово - гордость земли тульской как Ясная Поляна или Поленово… Больше двухсот лет без ремонта. Здесь часто бывал Гоголь и друзья философа Хомякова славянофилы. Спустя столетие в каминном зале гостит вековой холод. Камины сровняли со стенами. Все хозяйские ценности давно переправили в Исторический музей Москвы. Главная достопримечательность богучаровской усадьбы - церковная колокольня. Построена сыном Хомякова к 90-летию помещика - такой подарок ко дню рождения. Это точная копия колокольни Кампанелла на площади Сан Марка в Венеции. Парадокс, но второй такой во всем мире не найти - оригинал Кампанеллы был разрушен. Современная итальянская - лишь приблизительный ее вариант. Этот храм для села проектировал сам Хомяков, в советское время он стал хозяйственным складом, потом ему вернули христианский вид, теперь пытаются сделать, как при Хомякове. Отец Сергий, настоятель храма Сретения господня села Богучарово: "В той арке была резьба деревянная - густо увитая виноградная лоза - пока восстановить не получается…"

Невозможно в одной работе рассказать о всех прекрасных «жемчужинах» огромной России, о их историческом и культурном значении. Тем более, что и старинные усадьбы являют собой своеобразный природный и культурный феномен.

Несмотря на революционные перемены последнего десятилетия, проблема сохранения памятников в нашей стране осталась нерешенной.

Это касается всех ее аспектов — будь то выявление, обследование, изучение памятников или даже публикация документов и издание литературы. Не может не внушать тревоги и состояние большинства усадеб некоторые из них подверглись серьезным разрушениям в самое последнее время. Очень медленными темпами идут реставрационные работы. Перспективы по части сохранения памятников пока оптимизма не внушают. Тем актуальнее представляется изучение усадеб всеми, кому небезразличны история русского искусства и собственной страны в целом.

5. Основные направления использования и сохранения памятников культурного наследия

Сегодня необходима полноценная программа работ по возрождению национального достояния, которая бы включала систему мероприятий по выявлению, восстановлению, изучению, сохранению и использованию культурного и природного наследия. Причем решение подобной задачи должно быть комплексным, ибо практика показывает, что ни само выявление памятника, ни постановка его на учет и государственную охрану, ни ведение реставрационных работ еще не могут обеспечить его сохранения как национального богатства. Без использования памятник быстро приходит в запустение, да и можно ли сопоставить понятие "неиспользуемый памятник" с задачей сохранения и передачи будущим поколениям национального достояния? Охрана и использование единичных объектов не может быть эффективной вне окружающего их исторического и природного пространства. Оно необходимо не только с точки зрения восприятия памятника, но, прежде всего – его жизнеспособности.

Организация уникальных исторических территорий предполагает сочетание возрождения и развития традиционных форм деятельности, сформировавших исторически эти территории, с инновационными видами – туризмом, сельскохозяйственным и промышленным производством. Новые виды деятельности должны дополнять, но не подавлять сложившиеся природные, хозяйственные и социокультурные процессы. В основу современного освоения уникальных исторических территорий должны быть положены исторический, экологический и ландшафтный принципы.

Создание природно-исторических парков позволяет спасти ценнейшие памятники истории и культуры как целостные архитектурно-ландшафтные и культурные комплексы. В природно-исторических парках предусматривается охрана и восстановление как памятников истории и культуры, так и окружающего исторического рукотворного, природного или традиционного сельского ландшафта, который также рассматривается как непреходящая историческая и экологическая ценность, национальное достояние. При возрождении усадебных и дворцово-парковых комплексов должен применяться ансамблевый принцип и индивидуальное проектирование каждого объекта инфраструктуры.

Чтобы вдохнуть жизнь в умирающие культурные центры, существовавшие в русской усадьбе, в последнее время группой специалистов Российского международного фонда культуры была выдвинута концепция освоения уникальных исторических территорий как особой формы организации культурного ландшафта. Эта перспективная концепция предполагает полифункциональное использование усадебных комплексов: научно-просветительское, туристско-экскурсионное и хозяйственное. Просветительская деятельность может включать, помимо создания музеев, организацию лицеев, постоянно действующих семинаров, посвященных изучению творчества выдающихся деятелей истории и культуры, с именами которых связаны конкретные усадьбы. Культурная деятельность в усадьбе должна охватывать как местное население, так и туристов. Необходимо, чтобы она осуществлялась в традициях дворянской усадьбы, для которой было типично широкое общение хозяев усадьбы с соседями и друзьями. Возможно создание литературно-музыкальных салонов, постановка любительских спектаклей, проведение балов, организация фестивалей, посвященных памятным датам, приглашение в усадьбу известных писателей, художников, артистов, которым предоставлялся бы творческий отдых в усадьбе, сопровождающийся встречами с местным населением и туристами.

Хозяйственная деятельность должна получить самое широкое развитие. Она может иметь два основных направления: возрождение художественных промыслов и ремесел и сельскохозяйственное производство.

Дворянский особняк или дворцовый ансамбль целесообразно использовать только как "живой" музей с широкой культурной программой, являющийся местом общения интеллигенции. Все старые хозяйственные постройки усадьбы следует восстановить в соответствии с их первоначальной функцией и историческим обликом, а необходимые новые объекты инфраструктуры строить в гармоничном архитектурном единстве с усадебным ансамблем. Особое значение имеет восстановление исторического природного ландшафта.

Использование объектов культурного и природного наследия вместе с развитием туризма, научно-образовательной сферы, возрождением традиционных производств и технологий могло бы определить будущий экономический потенциал региона.


Заключение

Подводя итог моей работе, можно сделать следующие выводы:

- В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий. Посещая такие места можно познать ценность, уникальность родной территории и ощутить ее частью нашей огромной страны.