Смекни!
smekni.com

Дворцово-парковые ансамбли России (стр. 3 из 6)

Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник "Гатчина"

Гатчинский музей - уникальный дворцово-парковый комплекс. Живописное и привлекательное природное образование трудом талантливых мастеров-архитекторов, ландшафтных кудесников, садоводов на протяжении жизни нескольких поколений превращено в ценнейшее произведение искусства, не утратившее при этом прелести живой природы. Комплекс гатчинских парков (Дворцовый, Сильвия, Зверинец) представляет собой совершенно самобытное творение паркостроительного искусства - уникальное триединство, объединенное руслами рек Гатчинки и Колпанки и цепью связанных с ними озер. К нему примыкает Приоратский парк, основной водной магистралью которого служит Приоратский водовод.

Муромцево

Имение графа В.С. Храповицкого, предводителя дворянства Владимирской губернии, в селе Муромцево недалеко от Судогды вызывало восхищение и изумление его современников.

Усадьба представляла дворцовый ансамбль, возведенный в последней четверти 19 века в формах готической средневековой замковой архитектуры. Дворцовая часть помимо замка включала в себя регулярный парк с каскадом прудов, цветниками и оранжереями. И сейчас в сохранившейся части дома просматриваются черты средневекового европейского замка. Сохранился и парк.

Кто хоть раз побывал в Санкт-Петербурге, навсегда запомнил непревзойденные дворцово-парковые ансамбли: Петергоф, Павловск, Пушкин, Гатчину. Славится Россия своими древнерусские городами знаменитого "Золотого Кольца": Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир, Сергиев Посад, Юрьев. Известны в России и за ее пределами историко-архитектурный музей-заповедник в Смоленске, Кремль и дворец Ивана Грозного в Вологде и музей-заповедник Пушкинские горы в Пскове.

Дворцово – парковые ансамбли и усадебные комплексы России - одна из важнейших составляющих отечественной культуры . Велика их роль в сохранении культурного наследия страны, влиянии на развитие рекреационной деятельности тех регионов, где они расположены. А поэтому необходимо сохранять, поддерживать и развивать эти памятные места, чтобы не прервать связь поколений, чтобы каждый мог изучать свою Родину, постигать её историю и красоту.

3. Усадебные комплексы

Старинные усадьбы - это и природный, и культурный феномен. С одной стороны, усадебный парк - это составная часть природного комплекса, а с другой стороны, он несет и символическую нагрузку: рисунок аллей, форма прудов, набор видов растений, планировка парка являются отражением философии времени создания парка. При строительстве усадьбы не только менялся ландшафтный образ территории, но и появлялся ее культурный центр, И в настоящее время остатки усадебных комплексов не только разнообразят ландшафт, но и, являясь природно-культурным наследием, дают возможность заглянуть в прошлое территории.

Дворянские усадьбы важно рассмотреть в контексте единства природной и культурной составляющей, именно в этом двуединстве их уникальность и значимость для современных сельских и пригородных территорий староосвоенных областей Европейской России. Историко-культурная среда, в которой развивались дворянские усадьбы, была уничтожена еще в начале XX в. Сейчас же уничтожается то немногое, что осталось от этой культуры. Большинство таких мест разрушается естественным порядком: зарастают пруды, гибнут деревья, определяющие планировку парков, исчезают привнесенные виды растений. Усадебные природно-культурные комплексы наряду с относительно ненарушенными ландшафтами могут служить основой для выделения особо охраняемых территорий. Ландшафт, включающий старинные усадьбы, нуждается в охране, причем, в отличие от ненарушенных территорий, здесь необходима деятельность человека по поддержанию природно-культурного комплекса.

До крестьянской реформы 1861 г. усадебной темой занимались почти исключительно лица, специальностью которых было воспевание «добродетелей» различных вельмож. Отдельные материалы заказывались им владельцами, либо понимавшими значимость своих усадеб, либо стремившимися в угоду собственному тщеславию запечатлеть на скрижалях истории результаты своей деятельности. Редкостью были специальные работы об усадьбах мемориальных, связанных с различного рода историческими деятелями или хранящих память о каких-либо существенных событиях усадебной жизни: открытие памятника, приезд представителя царствовавшей династии и т.п. Бурное развитие исторической науки и журналистики в 1861—1917 гг., издание журналов «Русский архив», «Русская старина», «Древняя и новая Россия», «Исторический вестник», сборников различных исторических обществ, отдельных частных архивов и т.п. способствовали накоплению огромного фактологического материала по усадьбам, не потерявшего своего значения до сих пор.

К пореформенному времени относятся и первые попытки систематического исследования усадеб, относящихся к конкретным исторически сложившимся территориям. Так появились описания Сетунского и Сосенского станов (бывших административно-территориальных единиц) Московского уезда, авторы которых И.Е. Забелин и Д.О. Шеппинг в подавляющем большинстве случаев обращались к усадебной тематике. Крупнейшее исследование Подмосковья было предпринято братьями В.И. и Г.И. Холмогоровыми. Они изучили и частично опубликовали так называемые исторические материалы практически по всем (за небольшим исключением) подмосковным селам и церквям, базирующиеся на документах XVI—XVIII вв., выявленных в Московском архиве Министерства юстиции. Здесь так же, как в трудах И.Е. Забелина и Д.О. Шеппинга, «усадебный материал» преобладает над остальным.

Принципиально новым шагом в историографии начала ХХ в. стало художественное изучение усадеб. Они впервые начали восприниматься в контексте развития отечественного искусства. Этому способствовали и переоценка архитектурного наследия.

В последние десять лет произошло стремительное развитие усадьбоведения (как его понимал В.В. Згура). Усадьбой стали заниматься более глубоко, чем раньше. Сложилось понимание ее как фундамента русской культуры второй половины XIX — начала ХХ в. Многие усадьбы, не будучи художественными шедеврами, обладают своеобразным архитектурным обликом. Зачастую это единственные объекты, которые позволяют придать наглядность урокам истории и москвоведения — рассказам о специфике местной истории, различных архитектурных стилях и т.п.

Термин усадьба (в понимании, близком к современному) прослеживается по крайней мере с XVII в., хотя встречался он тогда достаточно редко. В таких документах, как писцовые и переписные книги, чаще употребляются выражения двор вотчинников и двор помещиков в зависимости от существовавших тогда форм собственности на землю (до 1714 г. различались вотчины — родовые или приобретенные имения и поместья — имения, дававшиеся дворянам на время службы). В Словаре живого великорусского языка В.И. Даля, который произвел этот термин от слова усада (в западной транскрипции усадище или усадбище), определяя усадьбу как «господский дом на селе, со всеми ухожами (угодьями), садом и огородом», т.е. жилье и прилегающая к нему территория. Из современных толкований термина усадьба различными справочниками, по нашему мнению, является наиболее удачным следующее: «усадьба — это вид жилья». Однако и оно, не будучи достаточно четким, оставляет достаточно широкие возможности для различных интерпретаций специалистами.

Одни вкладывают в это понятие только основной архитектурный ансамбль с парком или вне парка, другие включают в него и хозяйственные постройки, третьи, наоборот, распространяют его на всю территорию, ранее принадлежавшую владельцам усадьбы, т.е. фактически используя как синоним термина имение — относительно крупное землевладение с исторически обусловленными границами.

Появление первых усадеб относится к далекому прошлому. Даже Москва на ранней стадии своего существования была всего лишь усадьбой. После того как она стала княжеской резиденцией, рядом с княжеским дворцом появились усадьбы придворных, которые первоначально не выходили за пределы кремлевских стен. Однако вскоре знать, которой стало там тесно, начала строить хоромы за пределами Москвы, захватывая новые территории в ее окрестностях. Так появились загородные дворы. Можно сказать, что это усадьбы в их чистом виде, где сельскохозяйственное производство, сведенное к минимуму, играло более декоративную роль, нежели действительно было направлено на удовлетворение насущных потребностей владельца. Именно загородным дворам город обязан своей исторической «усадебной» планировкой, остатки которой сохранились до нашего времени.

Большинство усадеб в Подмосковье, в том числе Алтуфьево, Воронцово и Ясенево, были стерты с лица земли в начале XVII в. во время событий Смутного времени. Поэтому ни одна древняя подмосковная усадьба полностью не сохранилась, лишь от некоторых из них уцелели каменные церкви.

Для усадеб, созданных или обустроенных после Смутного времени, таких как Виноградово, Черемушки, Знаменское-Садки, Узкое и др., характерна большая свобода планировки. Продумывая ее, владельцы обычно исходили из собственных чисто утилитарных потребностей, ориентируясь на удобство пользования угодьями.

Тогдашние господские дома представляли собой двух-трехэтажные деревянные постройки с затейливыми верхами, наподобие хором Лопухиных в Ясеневе. В приусадебных садах выращивали овощи и фрукты, иногда цветы, лечебные растения, привозные заморские деревья. Пруды обыкновенно имели только утилитарное значение. Их использовали для хозяйственных целей и разведения рыбы. Европейская эстетика стиля барокко сказалась на усадебной культуре начиная с петровского времени. Тогда по образцам западноевропейских регулярных (т.е. французских) садов владельцы стали создавать усадебные парки правильного геометрического характера. К середине XVIII в. планировка усадеб приобрела более строгое осевое построение и симметрию отдельных частей. Ее образцом в определенной степени является Ясенево, где при Лопухиных был сооружен господский дом с парными флигелями. Усложняется и регулярная планировка парков, которые украшаются различными павильонами и беседками, мостами, памятниками, скульптурой и т.п., как это было сделано графами Шереметевыми в Кускове. Вид парковых павильонов приобретают даже храмы, например церкви в Знаменском-Садках (не сохранилась) и Черемушках.