Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Египта (стр. 4 из 7)

В позднюю эпоху, примерно в VII в. до н.э., иератическое письмо развилось в скоропись – так называемое демотическое письмо.

Что касается иероглифики – священного письма, то лучшей иллюстрацией может служить таблица Нармера (изображена на рисунке 4). Изображение сокола, который держит в лапе веревку, протянутую через ноздри лежащего на земле человека с растущими из прямоугольника-тела шестью стеблями тростника, является записью о том, что фараон (его символизирует сокол, это один из древнейших образов царя и бога Гора) захватил в плен шесть тысяч пленников (пленник изображен с максимальной наглядностью, каждый стебель тростника обозначает число «1000»).

Рисунок 4 – Таблица Нармера

Иератическое письмо представляет сложность не столько из-за необходимости трактовать рисунки (как это происходит в ранней иероглифике), сколько из-за необходимости для писца выразить в тексте самые разные грамматические понятия, а не одну только семантику слова. Скажем, при записи врачебного рецепта – снадобья, в которое входил корень какого-то растения, писец для обозначения корня (по древнеегипетски «корень» звучит как менит) должен был нарисовать значок слога «мен», означавший одновременно и саму букву «М», отметить далее буквы «Н» и «Т», а затем поместить рядом со словом значок-детерминатив, относящий написанное слово в группу «растительной» лексики.

Египетская письменность представляет собой определенную сложность при расшифровке еще и потому, что не существовало четкого стандарта оформления текста. Писали либо горизонтальными строчками, читавшимися как слева направо, так и справа налево, либо вертикальными колонками, которые читались только сверху вниз.

Египетские писцы не брезговали никаким материалом, пригодным для письма. Надписи иероглифическими и иератическими письменами делались на камне, на глине, на пергаменте и на папирусе (это был наиболее распространенный писчий материал).

2.2 Литература

Первоначально письменность применялась исключительно в хозяйственных или в сакральных целях. От эпохи Древнего царства до нас практически не дошло памятников письменности, за исключением иероглифических хвалебных надписей и молитв на стенах гробниц. Первые хозяйственные документы представляют собой скудные записи о том, что «принесено столько-то туш животных, собрано столько-то снопов ячменя с одного поля».

Конец Древнего царства в истории письменных памятников Древнего Египта отмечен распространением надгробных надписей хвалебного характера. Возвышение культа Осириса и связь мифа об умирающем и воскресающем Осирисе в связи с культом мертвых порождают первые памятники заупокойной литературы, которые можно причислить к литературным произведениям. На стенах гробницы богатого человека записывается от его лица вся «автобиография» – перечисляются заслуги перед фараоном, личные доблести, описывается богатство усопшего и положение, которое он занимал при жизни. Это – так называемые «Тексты пирамид», древнейшие из текстов, составивших много столетий спустя канон «Книги мертвых».

Очевидно, в эпоху Древнего царства культурная традиция сохранялась исключительно в устном творчестве. Сложилась эта традиция еще раньше – основные мифы египтян, положенные в основу значительного числа литературных произведений, относятся к периоду додинастического Египта.

Расцвет древнеегипетской литературы – Среднее царство. В это период появляются письменные произведения, составившие костяк классической литературы Древнего Египта.

Прежде всего, следует отметить произведение, продолжающее традицию гробничных надписей – «Повесть о Синухете». Это жизнеописание получило чрезвычайно широкое распространение и дошло до наших дней во множестве списков, причем сделанных и в гораздо более позднее время.

Синухет, как следует из этого произведения – вельможа, живший при дворе двух фараонов. Скорее всего, это не просто историческая личность. Синухет, возможно, сам был автором своего жизнеописания. От первого лица ведется повествование о доблестях Синухета в царской свите, о том, как после смерти фараона он бежал за границу, спасаясь от бунтов. Осев в Сирии, Синухет и там сумел, благодаря своим талантам, добиться знатности и богатства, но затем вернулся на родину и служил новому царю.

«Повесть о Синухете» представляет собой сочетание автобиографии, художественного произведения и исторического памятника. Автор не только вставил в текст отрывки из различных государственных документов своей эпохи, иллюстрирующих повествование. Он с недюжинным литературным талантом выстраивает свое сочинение, выводя стройную композицию. Образный и красочный язык произведения снискал ему вполне заслуженную славу на многие века существования Египетского царства.

Другой литературный жанр, получивший чрезвычайно широкое распространение в Египте эпохи Среднего царства – сказки. Этот жанр, несомненно, берет свое начало в традиции устного творчества. Сказки крайне разнообразны по тематике. Один из интереснейших сборников сказок – папирус Весткар (фото папируса представлено на рисунке 5) – посвящен историям из времен царствования последних фараонов Древнего царства. Среди текстов этого папируса преобладают фантастические истории – сказки о чародеях, творящих чудеса при дворе фараона Хеопса. В одной истории, например, придворный маг отрезает голову птице, затем приставляет ее обратно, и птица оживает. В этих и подобных им сказках авторский вымысел тесно переплетается с египетской мифологией. Сюжеты ряда сказок перекликаются с важнейшими мифами, как, например, «Сказка о Правде и Кривде». Многие сказки являются, по сути, литературно обработанными свидетельствами современников об определенных исторических событиях – о ссоре фараона и его военачальника, о штурме чужестранного города.

Рисунок 5 – Папирус Весткар

Египетские сказки включают в себя всевозможные жанры – описание путешествия, нравоучительную историю, даже авантюрную повесть. В большинстве этих произведений, особенно относящихся к раннему периоду формирования египетской литературы, силен элемент фантастического, характерный вообще для народной сочинительской традиции.

К эпохе Среднего царства относятся и собственно исторические произведения, в частности, Лейденский папирус и папирус Эрмитажа, на которых записаны свидетельства знатных египтян, переживших ужасы анархии в стране после падения Древнего царства. Эти произведения, известные как «Речения Ипувера» и «Пророчество Неферти», описывают события, происходившие в стране после ее распада на независимые номы, после падения власти фараонов.

Еще один жанр, оформившийся в литературе Древнего Египта в эпоху Среднего царства – всевозможные нравоучительные сочинения. Значительную их часть составляют, как можно предположить, тексты, написанные преподавателями в школах писцов в воспитательных целях. Авторы «Наставлений…» и «Речей…» внушают ученикам моральные нормы, призывают к послушанию и почтительности. Другая излюбленная тема в дидактических произведениях – восхваление преимуществ, которые дает образование и должность писца. Довольно интересно проследить, какие доводы приводят авторы этих наставлений против того или иного занятия. Главный объект критики писцов-наставников – воинская служба. Тяготы и беды, подстерегающие новобранца, описаны чрезвычайно живо. Невольно складывается впечатление, что автор хочет просто запугать ученика, а не подвести того к самостоятельному выводу о предпочтительности службы чиновника.

Иногда наставнику просто не хватает достаточно убедительных аргументов – тогда он прибегает к злой насмешке. Например, не находя достаточно причин, по которым следовало бы предпочесть работу писца гораздо более спокойной должности храмового жреца, наставник просто высмеивает жрецов, которые «моются лишь по обету, а не по необходимости».

В общем и целом «Наставления» – весьма разнообразный по языку, стилю и тематике, великолепно разработанный жанр, в котором, видимо, нашла воплощение риторическая традиция египтян. Протагонистом-наставником в таких произведениях выступает уважаемый человек-либо чиновник, добившийся высокого положения, либо крупный вельможа или придворный мудрец. Некоторые из наставлений составлялись от имени фараона и представляли собой сборники советов наследнику о государственном управлении.

Особого упоминания среди прочих литературных произведений эпохи Среднего царства заслуживает «Повесть о красноречивом крестьянине». Сюжет ее прост. Крестьянин едет по дороге, которую перегородил какой-то мелкий чиновник, собирающий с путников мзду за проезд по его земле. Крестьянину нечем заплатить, и чиновник отбирает у него осла. Тогда несправедливо обобранный крестьянин является во дворец фараона и начинает жаловаться на судьбу и на обидчика. Фараона привлекает красноречие жалобщика, необычное для простого крестьянина. Он велит подвести крестьянина поближе, и, выслушав жалобы, решает вознаградить крестьянина за такой талант, осыпает его дарами и оставляет при дворе.

«Повесть о красноречивом крестьянине» – возможно, первое в истории мировой литературы произведение, героем которого выступает представитель низших слоев населения, выступающий с обличительными речами в адрес более высокородного или богатого обидчика.