Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Египта (стр. 7 из 7)

В мифе о Горе Бехдетском роль победителя сил зла отводится Гору-соколу, сыну Ра и одному из воплощений бога солнца. Гор, сопровождающий барку Ра в путешествии по подземному миру, расправляется с чудовищами – крокодилами и гиппопотамами, а также с верховным божеством сил зла – богом Сетом, одним из старших богов. Помощь Гору в этом подвиге оказывает Исида. Богиня дает ему слиток меди, из которого Гор изготавливает себе копье.

Современные исследователи видят в мифе о Горе отображение политических реалий Древнего Египта периода первых династий. Гор как олицетворение царской власти очищает Нил от сил зла подобно тому, как фараон, царь единого Египта, побеждает своих врагов. Видимо, именно в связи с этим мифом Гор стал почитаться как покровитель фараонов.

Вершиной развития солярной мифологии египтян стал культ Амона, одного из воплощений бога солнца, культ которого был более всего развит в Фивах. С тех пор, как во времена Среднего царства этот город стал политическим центром страны, религиозный центр естественным образом переместился в Фивы. Амон стал верховным божеством египетского пантеона. В его образе сосредоточились основные черты культов Ра и Гора. Культ Амона в короткий срок получил распространение в самых широких кругах египетского общества. Он считался богом-покровителем и заступником бедняков. На период Среднего и Нового царства Амон стал самым «демократичным» божеством.

Именно такое широкое распространение и укорененность культа Амона в сознании подавляющего большинства египтян в конце концов привели к неудаче религиозной реформы фараона Эхнатона, учредившего в стране единобожие и поклонение не богу солнца, а непосредственно солнечному диску, воплощению бога Атона. Вскоре после смерти Эхнатона культ Атона был забыт, а страна вернулась к почитанию Амона-Ра.


Заключение

Но ещё очень долго, даже когда Египет перестал быть самостоятельным государством, его многотысячелетняя культура исподволь питала культуру Средиземноморья. Египетский город Александрия в 4 веке до нашей эры стал местом скрещения и синтеза греческой и египетской культур; правивший Александрией правитель македонской династии Птолемеев называл себя фараоном, «избранником Ра, любимцем Амона». Знаменитая Александрийская библиотека и Александрийский музей – храм муз и оплот науки – были обязаны своим существованием не только грекам, но и египтянам, обладавшими обширными познаниями в астрономии, математике, ремёслах и искусстве. Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, геометрии Герона, исследовании дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика седьмого века нашей эры Анания Ширанского. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов, и проводили много лет у них в ученичестве.

«Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры до сих пор ещё не оценена должным образом, – пишет русский египтолог М.Э. Матье. – Ряд открытий в науке и технике всё ещё приписывается то грекам, то арабам, ибо мы узнаём о появлении этих открытий из античных или средневековых арабских источников, не подозревая подчас о том, что, в сущности, речь идёт о плодотворном использовании культурного наследия древности».


Список литературы

1. Алексеева В.В. «Что такое искусство?», М., «Советский художник», 1991 г.

2. Васильев А.А. «История средних веков», М., «Республика», 1994 г.

3. Литература и искусство. Универсальная энциклопедия школьника. Сост. Воротников А.А., Минск, «Валев», 1995 г.

4. Серия «Малая история искусств», М., «Искусство».

5. «Искусство средних веков». Тяжелев Е.В., Сапоцинский О., 1975 г.

6. Культурология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 г.