Смекни!
smekni.com

Культура Древнего Египта (стр. 5 из 7)

Среднее царство оставило потомкам немало произведений поэтического творчества. В основном это философская поэзия светской или религиозной тематики, проникнутая либо настроениями тщеты человеческого существования, либо, напротив, восхвалениями в адрес жизни и призывами заботиться больше о сегодняшнем дне, чем о загробном существовании. Примеры двух этих направлений поэтического творчества – «Разговор разочарованного со своей душой» и «Песнь арфиста». «Песнь…», исполнявшаяся, видимо, во время пиров и праздничных застолий, исполнена бодрости и жизнелюбия. «Разговор…» же – диалог отчаявшегося человека с собственной душой. Душа старается вернуть ему радость, рисует красочные картины веселья и жизни, нов конце концов сдается перед аргументацией хозяина и соглашается с тем, что его стремление умереть вполне обоснованно, и что жизнь на земле действительно ничто. Наряду с философскими сочинениями поэты Среднего царства создали немало образцов великолепной любовной лирики, неоднократно переводившейся на многие современные языки. Египетское поэтическое наследие – малоизвестная сторона творчества Анны Ахматовой, создавшей лучшие в России переводы любовной лирики Древнего Египта.

Новое царство – время «державной» литературы. В это время, в период наивысшего расцвета Египетского царства, оформляется литературный канон. Многочисленные папирусные свитки времен Нового царства содержат изложения мифов – в поэтической и прозаической форме, жизнеописания фараонов и истории победоносных походов.

Мифология, важная составная часть религиозного мировоззрения древних египтян, ранее существовавшая почти исключительно в виде устного творчества, песнопений жрецов и лишь отчасти воспроизводившаяся в гробничных надписях и молитвах (главным образом, миф об Осирисе). Теперь же оформляется канон мифологических сказаний, в который входят и космологические мифы, и истории сотворения всего живого. Интересно отметить сходство некоторых сюжетов египетской мифологии с современной им шумерской. Особенно яркий пример пересечения – история о том, как Исида (она же Инанна шумеров) обманом выясняет у Ра-Амона, бога Солнца, его тайное имя, дающее власть над Ра. В шумеро-аккадском «Эпосе о Гильгамеше» эпизод с выяснением тайного имени верховного божества и погоня за Инанной занимает весьма значительное место.

Другой канон, формирующийся в эпоху Нового царства – «Книга мертвых» (фрагмент папируса представлен на рисунке 6). Очевидно, к новодинастическому времени культ почитания мертвых уже сложился в полном объеме, что и дало возможность свести воедино все тексты, обряды, молитвы и заклинания, связанные с отправлением этого культа. Списки «Книги мертвых» в большом количестве были найдены в египетских гробницах различных периодов, но со времени Нового царства «Книга» уже не претерпевает существенных изменений.

Развивается в это время и историческая литература. Помимо прочно вошедшего в литературную традицию жанра «автобиографий» и гробничных надписей, при дворах фараонов составляются летописи царств, создаются списки правителей разных династий и эпох. Цель составителей этих свитков – показать преемственность и божественное происхождение власти фараонов. Эти документы служат серьезным подспорьем современным историкам в воссоздании истории Древнего Египта, поскольку их данные, как правило, оказываются подтверждены различными независимыми источниками.

Рисунок 6 – Фрагмент папируса «Книга мертвых»

Часть исторических произведений этого типа представляет собой трансформацию давней гимновой традиции, берущей свое начало в гробничных надписях фараонов и распространенной еще в эпоху Среднего царства.


3. Верования, традиции, обычаи древних египтян

3.1 Религия

Религиозные воззрения древних египтян – та сторона древнеегипетской цивилизации, которая, возможно, более прочих притягивает современного человека. Европейская культура выросла из верований и мировоззрения других культур Древнего мира – с одной стороны, иудейской, с другой – греко-римской. Египетская же культура и ее основа, религиозное мировоззрение – явление абсолютно уникальное. Религиозное мировоззрение и мифология Древнего Египта сформировались в течение нескольких тысячелетий под взаимным влиянием верований охотничьих, скотоводческих и земледельческих племен.

Характерная особенность системы верований древних египтян – ее консервативность. Крайне медленное развитие государства, практически неизменный общественный уклад способствовали длительному сохранению древнейших культов, в частности, фетишизма и в особенности тотемизма. Существует, в частности, версия о том, что строительство пирамид, помимо чисто египетского культа мертвых, связано еще и с отголосками древнего фетишизма и почитания камня.

Религия Древнего Египта крайне символична, и ее символизм тесно связан с культом природы и естественных сил. Поклонение стихиям во всех их проявлениях – черта всех древнейших верований человека. Характер этих верований изменялся в стране Кеми в зависимости от того, как изменялся образ жизни ее обитателей.

Первоначальные верования древних египтян складывались как верования охотничьих племен. Этим объясняется преобладание анималистических элементов – обожествления различных животных, в которых воплощались боги-покровители племени, помогавшие охотникам. Впоследствии поклонение некоторым из этих божеств вошло и в культ скотоводческих племен. Анимализм вообще наиболее характерная черта древнеегипетской религии, сохранившаяся вплоть до позднего периода развития египетской цивилизации и лишь усилившаяся ближе к концу существования Древнего Египта.

Пантеон Древнего Египта складывается в ту пору, когда египтяне переходят к оседлому образу жизни и к земледелию. С этим переломным этапом связано обожествление земли и воды. Божества, связанные с этими началами, в более позднее время заняли главнейшие позиции в системе верований древних египтян.

Особое место занимал в этой системе культ бога Солнца. В разные исторические периоды его олицетворяли различные боги. В эпоху Древнего царства верховным богом Египта стал Ра, позднее его сменил Амон, которому поклонялись в Фивах – столице фараонов Среднего и Нового царства.

Формирование политической и административной системы страны также оказывало влияние на становление системы верований. Номы, территориально сложившиеся еще в додинастический период, имели каждый собственных богов, зачастую выступавших в разных местах в одних и тех же обличьях, но носивших иное имя. В каждом номе имелась триада верховных божеств, вокруг образов которых складывались местные мифы. По мере объединения страны происходило слияние многих богов, связанное с возвышением тех или иных политических и религиозных центров.

После объединения верхнеегипетских и нижнеегипетских номов в единое царство, после окончательного объединения страны в культурном плане сложилась и неизменная с тех пор группа общеегипетских верховных божеств, равно почитавшихся по всей стране – так называемая эннеада. Входящие в эннеаду боги считались старшими богами Египта, и их имена встречаются практически во всех религиозных текстах.

Эннеада состояла из божеств стихий, солнца и владык земной жизни и подземного царства. Основные мифы складывались именно вокруг них, что обусловило три основные темы египетской мифологии – сотворение мира, мифы о борьбе солнца со своими недругами и цикл мифов, связанных с культом мертвых (в этих последних центральное место играют мифы об Осирисе).

Египетские боги воплощались едва ли не во всех животных, которые были известны древним египтянам. В разных областях почитали своих богов-покровителей, но имелось и несколько общеегипетских персонификаций. Так, повсюду в Древнем Египте был распространен культ быков и коров. Бык (как практически во всех древних культурах) отождествлялся с вождем племени, а в династический период, особенно в эпоху Раннего царства культ быка сливался с культом фараона. Пример тому – знаменитая палетка Нармера, древнейший памятник египетской истории. На одной стороне этой резной шиферной пластинки фараон изображен в образе быка, сокрушающего стены вражеской крепости. Еще в древнейших текстах правителя нередко именовали «тельцом». Отголоски слияния культа быка с культом царя сохранились до самого позднего времени фараоновского Египта. Во время церемонии на празднестве «Хеб-сед» фараон появлялся на людях с привязанным к одежде бычьим хвостом.

С другой стороны, бык являлся для египтян символом плодородия. Эта символическая функция быка также являлась общей для древнейших оседлых культур. В различных местах Египта быка почитали как олицетворение местного верховного бога. Мемфисский Апис, воплощавшийся в черном быке с белыми отметинами, был связан с богом Птахом и с Осирисом, другой священный бык Мневис воплощал в себе бога солнца Ра.

Несколько иное значение имел культ коровы. По древнейшим египетским верованиям, небо представляло собой черную корову со шкурой, усыпанной звездами. Богиня неба Хатор, «небесная корова», тесно связана в египетских мифах с культом солнца. Впрочем, и корова почиталась как божество плодородия, и в этом плане два культа довольно близки друг к другу. Ритуалы, связанные с божествами коров и быков были, однако, различны. В культе священного быка (особенно в поздний период) играла важную роль мистерия, в течение которой жрецы оскопляли и убивали животное, чтобы его кровь окропила землю и принесла плодородие.

Животные, которых египтяне использовали в хозяйстве, олицетворяли разных богов. Где-то баран выступал как воплощение Амона, где-то он становился Хнумом. Подобное многообразие – характерная черта египетского анимализма.