Смекни!
smekni.com

Рим. Вечный город и его проблемы (стр. 2 из 8)

Территория города представлялась римлянам, как и всякий священный уча­сток (templum), квадратом, отсюда имя палатинского города - Roma quadrata, нам известны четыре угла этого квадрата, что позволяет определить и истинную фор­му первоначального Рима, приближавшуюся, вероятно, более к трапеции, чем к квадрату. По аналогии с другими старолатинскими городами можно думать, что укрепления города шли поверх холма и состояли отчасти из искусственных со­оружений (возможно вала).

В иных местах работа фортификации ограничивалась обтесыванием и без то­го крутых склонов. Эти укрепления сохранились, в больших кусках, и до нашего времени. Так называемые fondi di capanne - углубления в почве, на которых стояли круглые мазанки древних латинов, и надгробные урны, имитирующие эти мазан­ки, с их широкими дверьми и конической крышей, - дают нам представление о тех жилищах, которые покрывали плато Палатина. Ту же форму имели, вероятно, и святилища, как показывают позднейшие круглые храмы старолатинскик божеств и жилища верховного жреца и царя.

Воспоминание об этом сохранилось в реликвиях позднего происхождения, каковы шалаш Фаустула (tugurium Faustuli) и дом Ромула (casa Romuli), сохраняв­шиеся до IV веке н.э. Возможно, что наряду с круглыми мазанками на Палатине рано стали строить и четырехугольные жилища. Может быть, уже палатинский город связан был с противоположным берегом Тибра деревянным мостом, вы­строенным еще тогда, когда ни железные, ни бронзовые гвозди не были в упот­реблении (поздн. pons SuЫicius). В связи с палатинским городом стояли, вероятно, и две древнейшие дороги (viae), позднее улицы: новая и священная (rгova, sacra), но ни их отношение к городу, ни их связь между собой до сих nop еиуе не ясны.

Среди позднейших укреплений сохранились, вероятно, старые ворота города (porta Mugonia, porta Romanula). Долго ли существовала небольшая палатинская община в своем первоначальном объеме, ни кому не известно.

В следующей стадии развития укрепленный город сильно разросся и охватил собой уже 7 холмов - Septimontium, - частью окруженных земляным валом (murus terreus). О существовании этой стадии свидетельствуют опять-таки религиозные обряды, в которых 7 гор являются одним целым. Только эти 7 холмов - отнюдь не всем нам знакомые 7 холмов Рима, а более мелкие деления, а именно, по свиде­тельству Антистия Лабеона - Палатий с Цермалом (две вершины Палатинского холма), Велия - холм между Палатином и Эсквилином, Фагутал-Карина (высота, на которой теперь стоит S. Pietro in Vincoli), Циспий и Оппий - две вершины Эск­вилина, и Субура, западный склон последних и долина между ними (может быть вместо последней надо вставить часть Целия - Sucusa). Вопрос о составе Септи­монтия остается, впрочем, спорным, неясно также, как возник Септимонтий - со­единением ли общин, сидевших на отдельных вершинах, или расширением пала­тинской общины, вероятнее последнее.

И предание, и топографические данные ясно говорят о существовании горо­да, омываемого двумя ручейками (в долинах Velabrum и vallis Murcia) и занимав­шего трапецеидальное плоскогорье, столь обычное в римской Кампанье и столь удобное для возникновения укрепленного центра. Жители общины, возникшей на Квиринале (collis Quirinalis или просто collis, отсюда название жителей общины - Collini), когда-то соединились с соседями (montani), и из этого соединения возник город, носящий в современной науке имя города четырех кварталов (urbs quattuor regionum). Три из них - regio Palatina, Esquilina и Suburana - принадлежали старому городу, четвертый составила новая община - regio Collina.

И об этом городе имеются лишь смутные воспоминания в позднейших рели­гиозных обрядах. Главным свидетельством о его существовании является то, что

сакральная граница города (померий) до времен Суллы обнимала лишь город че­тырех кварталов. Памятников этого периода жизни Рима не сохранилось, из па­мятников, упоминаемых преданием, к этому периоду обыкновенно относят святи­лища загадочных Аргеев, которые ежегодно в историческое время обходила тор­жественная процессия. Древнее происхождение процессии Аргеев, однако, оспа­ривается, и не без веских оснований. Город четырех кварталов топографически и стратегически не был цельным созданием, в его состав не входили такие важные в стратегическом отношении и тесно соединенные топографически с территорией древнего города пункты, как Капитолий и Авентин. Поэтому, вероятно, первая по­сле соединения общин попытка серьезно укрепить город привела к расширению его территории, несоразмерному с количеством населения, но необходимому со стратегической точки зрения. Размеры этого нового укрепленного города нам точ­но известны, так как его укрепления частью сохранились и до нашего времени: это - так называемая Сервиева стена, nостроение которой римская историче­ская наука ошибочно nриписывала царю Сервию. Римские историки называют семь царей[6].

Первым был Ромул, о котором говорилось выше. Вторым - Нума Помпилий, который, в отличие от Ромула, правил мирно и дал Риму первые законы, причем его советницей была нимфа Эгерия. Третий царь - Тулл Гостилий, цетвертый - Анк Марций, пятый - Тарквиний древний, затем Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Он, согласно легендам, вступил на престол через труп убитого предшественника, правил жестоко, и в конце концов был изгнан из Рима (согласно римским истори­кам - в 510 году до нашей эры). После этого в Риме была установлена республи­канская система правления, в которой решающую роль играл сенат и два консула, избиравшиеся на год.

Город в тех размерах, в которых он был обведен Сервиевой стеной, сущест­вовал до позднереспубликанского времени и вступил в новую фазу развития толь­ко при Августе. Время возникновения стены нам неизвестно, предание, относящее ее к средине VI в. до н.э., несомненно неправильно. Стена возведена гораздо позднее, как доказывает сравнение ее с подобными же постройками в Лации. Крупные крепостные сооружения были необходимы только в промежутках между холмами, т.е. между Авентином и Целием и между Целием и Эсквилином. Наибо­лее трудно было укрепить Рим с той стороны, где Эсквилин уходит в Кампанью в виде широкого плато: здесь возник часrпью сохранившийся и до нашего времени знаменитый agger - вал, представляющий действительно грандиозное сооружение (земляная насыnь в 15 приблизительно метров высоты и более километра длины была укреплена снаружи стеной 4-метровой толщины, rгеред стеной - ров в 30 м глубины и 9 м ширины).

Изнутри вал также защищен был стеной и позднее пристроенным контрэс­карпом. Со стороны Тибра укрепления доходили до самой реки, включая и часть берега реки, с единственным мостом древнего города. Многочисленные ворота давали доступ в город. Важнейшие из ник были:

• Капенские ворота, между Авентином и Целием, из которой выходила Ап­пиева дорога, porta Esquilina перед началом вала, из которой выходила via Tiburtina,

• Коллинские ворота, между Квириналом и Эсквилином, в конце вала, из ко­торой вели дороги Nomentana и Salaria,

• porta Fontinalis на северо-западе, откуда шла на север via Flaminia, и, нако­нец, porta Trigemina, в два пролета, у реки, там, где шла к морю Остийская дорога.

В пределах стены отдельные холмы имели свои специальные укрепления, например Палатин, остатки стен которого, современные остаткам Сервиевой сте­ны, сохранились до нашего времени, и Капитолий, одна часть которого носила даже техническое имя arx (укреплен он был весь). Остатки укреплений сохрани­лись и на других холмах, особенно на Квиринале. Существование этих укрепле­ний объясняется тем, что на холмах были укрепления и раньше, а также тем, что они были необходимы и укрепленному городу, у которого не было естественного акрополя[7].

При создании укреплений город отнюдь не был густо заселен, окраины его были покрыты по большей части лесом, что опять-таки требовало укрепления от­дельных холмов. Внутри Сервиевой стены развивается республиканский Рим, создаются его главнейшие артерии, возникают главные площади и общественные здания, главным образом храмы.

Центральной площадью делается долина между Палатином и Квириналом, площадь - forum кατ'έςoγήv. Отсюда расходятся важнейшие улицы: via sacra, nод­нимающаяся к главной святыне Рима - храму Юпитера Капитолийского, - nарал­лельно ей, у подножия Палатина, via nova и др. Другой важной площадью внутри

города был скотский рынок - forum boarium, у Тибра, самая оживленная торговая часть города, по соседству, но вне стен города, в prata Flaminia, лежал овощной рынок - forum holitorium. По хребту старого города на Квиринале, параллельно друг другу шли две старые улицы: длинная (vicus longus) и патрициева (vicus patricius). На Авентине главной и самой старой улицей был clivus puicius, шед­ший от Тибра вверх к храму Дианы. На Тибре, с развитием города, возникают ка­менные мосты, сначала Эмилиев - pons Aemilius, а затем, через остров, два моста: Fabricius и Cestius. Общественные постройки республиканского Рим - почти все религиозного характера: храмы и храмики, curiae - места для собраний священных коллегий, жертвенники и алтари. Все это - не монументальные, богатые построй­ки, а скромные здания, с глиняными раскрашенными украшениями.

Количество храмов республиканского Рима доказывает глубокую религиоз­ность римского народа, в каждой части города можно, на основании далеко не­полного предания, насчитать по несколько крупных святилищ. Особенно богат был старыми культами, большей частью иноземного происхождения, скотский рынок. Здесь локализировалась легенда о пребывании Геракла в Италии (древняя ara maxima, посвященная Геркулесу, и круглый его храм неподалеку от алтаря)[8]

Здесь же находился храм древней триады Ceres, Liber, Libera, построенный, по преданию, в 496г Сохранившийся четырехугольный храмик несомненно рес­публиканского времени - храм Портуна - не может быть идентифицирован ни с одним из названных в литературе храмов этой эпохи. Вне священных границ го­рода нашли приют в гостеприимном для чужеземных богов Риме и латинская Диана на Авентине, и греческий Аполлон, в prata Elaminia, и соплеменный ему Меркурий в долине цирка, и Асклепий (Aesculapius) на острове Тиберина (в 291г. до Р.Х.). Пленная Минерва (Minerva capta) из Фалерий поселилась на Целии, Ми­нерва лекарша (medica) - на границе померия, у восточного склона Оппия.