Смекни!
smekni.com

Рим. Вечный город и его проблемы (стр. 6 из 8)

• площадь Колонна (с колонной Марка Аврелия, посередине улицы Корсо - наиболее оживленный пункт города),

• площадь Монте-Читорио, перед зданием парламента, с древнеегипетским обелиском,

• площадь Навона, с 3 колоссальными фонтанами и обелиском Бернини (1650),

• Испанская площадь, со знаменитой лестницей (1725) к церкви Санта­Тринита-де-Монти,

• площадь Треви с одноименным фонтаном работы Н. Сальви (1762), Кампо деи Фиори с овощным рынком.

Из храмов в стилях Возрождения и барокко выдаются:

• Сант-Агостино (1479), с фресками (пророк Исаия) Рафаэля и«Мадонной» Сансовино,

• Сант-Андреа-делла-Валле (1591) и С. Карло-аи-Катинари (1612) - обе с фресками Доменикино и великолепными куполами,

• Сан-Карло-аль-Корсо (1612),

• Иль-Джезу (Виньола, 1568) - главный иезуитский храм,

• С.-Игнацио (1626-75), с фресками Поцци,

• С.-Джованни-деи-Фиорентини, начатая Сансовино и оконченная Джакомо делла Порта по проекту Микеланджело,

• С.-Лоренцо-ин-Дамазо (1495),

• С.-Луиджи деи Франчези, главная церковь французских католиков, с фре­сками Доменикино, построена Джакомо делла Порта (1589),

• Санта Мария делл'Анима, главная церковь немецких католиков, построена Джулиано ди Сангалло (1507),

• Санта Мария делла Паче, с сивиллами Рафаэля и расписанной папертью Пьетро да Кортоны ,

• Санта Мария дель Пополо (1477), с фресками Пинтуриккио и капеллой Киджи,

• Санта Мария-ин-Валличелла (называемая также Кьеза Нуова), построена Филиппо Нери в 1550г, с живописью Рубенса,

• Санта Мария делла Виттория, построена в 1620г в память сражения под Белой горой, со знаменитой группой св. Терезы (Бернини),

• Сантиссимо Номе-ди-Мария, в память освобождения Вены от турецкой осады (1683),

• С. Онофрио, с гробницей Тассо,

• церковь С.-Пьетро-ин-Монторио, главная церковь испанских католиков (1500), с фресками Себастьяно дель Пьомбо,

• в примыкающем к ней монастырском дворе так называемая ротонда Тем­пиетто ди Браманте (1502), на предполагаемом месте крестной смерти апостола Петра,

• Сантиссима Тринита де Монти (1495), с фреской Даниеле да Вольтерра.

Из дворцов:

• Ватиканский - резиденция папы,

• Латеранский,

• Квиринальский - резиденция папы, затем короля, ныне президента,

• палата депутатов помещается во дворце ди Монте Читорио (начат построй­кой Бернини в 1650г, окончен Карло Фонтаной и Маттиа ди Росси, прежде Курия Инноценциа - резиденция папского правительства),

• дворец Мадама - местопребывание сената,

• Капитолийский дворец - местопребывание городского управления, дворец папской канцелярии (построен при Сиксте N),

• Венецианский дворец (XV в.) - местопребывание австрийского посла при папском престоле.

Главные из дворцов римской знати - Барберини, Боргезе, Корсини, Киджи, Одескальки, Дориа-Памфили, Роспильози (знаменитая фреска -«Аврора» , Гвидо Рени), Браски (теперь министерство внутренних дел), Каффарели (германское по­сольство), Фалькониери, Массими алле колонне (1535, Бальдассаре Перуцци), Скиарра, Маттеи (Мадерны ), Спада, новый дворец Пьомбино, с музеем Лудовизи.

Из вилл:

• Маттеи на Целийском холме,

• Медичи на холме Пинчио (построена в 1540г Аннибале Липпи, принадле­жала герцогам тосканским, в 1775г отсюда вывезены во Флоренцию знаменитые статуи Венеры Медицейской, Ниобид и др., теперь здесь помещается французская академия художеств),

• Боргезе у ворот дель Пополо, со знаменитой картинной галереей,

• Альбани у ворот Салария, с музеем древностей,

• Торлония,

• Дориа Памфили, у ворот С.-Панкрацио, с огромным парком,

• Мадама (построена, по проекту Рафаэля, для кардинала Юлия Медичи, принадлежала Маргарите Пармской (откуда и название ее), герцогам Фарнезе и королям неаполитанским (теперь в запустении). Знаменитая прежде вилла Лудо­визи, между воротами Салария и Пинчиана, разрушена.

Рим после 1871 года. Внешний вид города стал сильно изменяться с объяв­лением в 1871 году Рима столицей Итальянского королевства. Переселение в Рим двора, высших государственных учреждений, министерств и суда вызвало ожив­ленную строительную деятельность.

Для помещения новых учреждений перестраивались секуляризованные мона­стыри и воздвигались новые здания. Ввиду ожидавшегося притока населения спроектирована была новая часть города, на северо-восток от Тибра. Пустевшие прежде холмы Виминальский и Эсквилинский стали быстро покрываться новыми улицами. Строительная деятельность, поддерживаемая специальными банками, приняла лихорадочно спекулятивный характер.

В старинных, с узкими и кривыми улицами частях города прорубались широ­кие, удобные для движения улицы. Еврейский квартал (гетто) уничтожен в 1887г Тибр заключен в отвесных стенах, спроектированы широкие и красивые набереж­ные. Построено несколько мостов и спроектирован ряд других, монументальных. У замка св. Ангела, на месте виллы Лудовизи, на Монте Тестаччио, на Прати ди С. Козимати, возникли новые, обширные кварталы. Эта строительная деятельность, вызвавшая со стороны археологов обвинение в«разрушении Рима»

3. ИСТОРИЧЕСКАЯ РОЛЬ РИМА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕН­НОСТИ.

Когда говорится о Риме как об империи, как правило, утверждается, что его миссией была реконструкция, восстановление элементов эллинистической культу­ры в искусстве, литературе и науке. И это относительно верно. Однако, если древний Рим в каких-то своих элементах и наследует эллинизму, все же надо при­знать, что на древнем полуострове было много самобытного, делающего Рим уни­кальным явлением. Его корни идут не только от таких малоизвестных народов, как тирренцы или сабиняне, но и от одной из великих империй - империи этру­сков. Тот факт, что сегодня невозможно прочитать их древние трактаты, не дает нам основания отрицать влияние, которое этруски оказали на развитие других ци­вилизаций.

В каждой стране есть нечто замечательное, достойное внимания, что в каждой стране можно увидеть следы в камне - будь то арка, стена, каменная плита - с глубоко человечным содержанием, которое сумел вложить в них Рим. Из раз­дробленного эллинского мира, из разделенного на части, фраг­менты и течения мира Александра Рим сумел создать единое це­лое, соединить все. Он создал плавильную печь, где из разных металлов возник удивительный сплав - римская цивилизация. Сколько можно бы говорить о Риме, как много нам могут пове­дать эти древние камни!

В местечке Сегобрига в Кастилии есть огромная расколотая мраморная плита, на которой по-латыни было написано: "Смот­ри, о странник, здесь прошли легионы Августа. И помни, мы проходим быстро, подобно ветру". Сегодня из всей этой фразы цитируются лишь последние слова, все остальное забыто. Но разве даже в этих словах не чувствуется нечто истинно римское, нечто великое? Разве в этих словах не слышится нечто от Оракулов?

Вспомним одну легенду времен начала существования Рима, далекого 507 го­да до н.э., когда пала древняя монархия. Царь этрусков не смог взять приступом город, впоследствии названный Вечным, и подверг его осаде. Отважный римский юноша вместе с небольшой группой людей попытался убить завоевателя. Но он ошибся, потому что некоторые приближен­ные этрусского царя были одеты лучше своего господина - сейчас этого, наверное, не бывает, но цари древности были царями не столько по одежде или регалиям, сколько благодаря своему авторитету и любви к своему народу, - и случилось так, что вместо правителя юноша убил его писца. Храбрец был пойман и на допросе сказал, что единственное его желание - убить царя. Его спросили: "Ну и сколько вас, желающих убить гуаря? Кто они?". Юноша не отвечал. "Что ж, если не скажешь, мы будем держать твою руку в огне до тех пор, пока не заговоришь ". Гай Муций Сцевола (так звали юношу) сам положил руку на огонь и держал ее, пока от руки не остались лишь обуглившиеся кости. И только тогда сказал царю: "Есть еще триста юношей, которые тоже поклялись убить тебя ". -"Мы пришли, - сказал царь, - чтобы сражаться с людьми, а не с богами. Если таких, как ты, сотни, тогда нам лучше уйти "[14].

Необходимо обратить внимание, что именно после этих событий появился символ - ладонь руки, который позднее стал символом Мира Августа (Рах Augusta). Что такое Мир Августа? И кем был Август?

Давным-давно, две тысячи лет тому назад, Август был гражданином мира. Он построил алтарь - Ara pacis, Алтарь мира. Алтарь с раскрытой ладонью, пред­ставляющей символ мира и согласия между всеми людьми. Он созвал правителей разных стран, представителей различных религий, всех и отовсюду, чтобы создать великое Государство, чье кровоточащее сердце должно исцелиться. И он провоз­гласил Согласие как самое разумное, самое прекрасное, самое гуманное и самое естественное равенство. Что такое Согласие - Concordia?

Чем оно было для Августа? Что такое римское Согласие? Для Августа оно означало то, что означает и само слово con-cordia -"сердце с сердцем". Сегодня, пытаясь объединить людей на основе равенства, многие забывают, что одинаковое отталкивает друг друга, а противоположности притягиваются. Забываем, что за днем следует ночь, а за холодом - жара, забываем, что основой семьи является не связь мужчины с мужчиной или женщины с женщиной, а союз мужчины и женщины.

Согласие Мира Августа было единством. Что получится, если захочется все уравнять, сделать одинаковым, если скажем, что эта картина такая же, как та, что столбы равны лампам или что светильники равны полу? Чтобы быть гармонич­ным, этот зал нуждается в разных предметах: ему нужны колонны, потолки, крес­ла, ковры, разные столы, нужна люстра, освещающая всех нас, нужен и этот красивый узор паркета. И Август это понял, Август открыл Согласие, не исклю­чающее индивидуальности, Согласие, не подавляющее индивидуальность, не тре­бующее, чтобы люди отказались от собственной силы, от того, что каждый несет в себе. И прежде всего, он дал возможность каждому жить с честью - с той древней честью, которая и сегодня присутствует в мире, но сокрыта от большинства глаз.