Смекни!
smekni.com

Рим. Вечный город и его проблемы (стр. 4 из 8)

В долине между Палатином и Эсквилином возник и теперь еще стоящий ам­фитеатр - Колизей, вокруг него - ряд построек служебного характера, недалеко от­туда, на Целии, вырос колоссальный храм, окруженный портиками и посвящен­ный памяти божественного Клавдия. Веспасиан и в этом храме Клавдия, и в храме Мира, почти примкнувшем к форуму Августа, повторял идею императорских fora. Храм и форум Мира, возникший в связи с прежними площадями, но по направле­нию к Колизею, а не к Марсову полю, показывает, что Веспасиану желательно бы­ло связать центр города с территорией золотого дома. В том же направлении идет деятельность его преемников: Тит воздвигает рядом с Колизеем свои термы, До­мициан связывает форум Мира с комплексом площадей первых императоров так называемой nроходной площадью (forum transitorium), с храмом Минервы, no­стройку этой площади заканчивает Нерва.

Деятельность первых императоров блестящим образом довершает Траян, он окончательно связывает ряд императорских площадей с Марсовым полем своей колоссальной площадью (forum Traianum). Создание места для площади потребо­вало сноса склона Квиринала, препятствовавшего соединению низины форума с Марсовым полем, не меньше труда и затрат потребовало внутреннее украшение площади, в центре которой находились храм приемного отца Траяна и Колонна Траяна. С другой стороны Траян продолжал деятельность Флавиев: рядом с тер­

мами Тита возникают его термы, гораздо более колоссальных размеров и гораздо более богатые.

Главным созданием Адриана был Храм Венеры и Ромы на Велии, которым закончено было превращение центральной части города в ряд блестящих постро­ек, связывавших форум с Марсовым полем с одной стороны и с площадью у Коли­зея - с другой. Судя по сохранившимся остаткам, промежутки между храмом Ми­ра и храмом Венеры были заполнены зданиями общественного характера, может быть остатками Нероновского дома, на которых впоследствии возникла колос­сальная базилика Константина. За Тибром Адриан выстроил себе мавзолей, суще­ствующий еще и теперь в виде крепости св. Ангела, там же возник в это время и новый цирк. Много крупных перестроек Адриан произвел на Палатине, особенно на склоне к форуму и на склоне к via Appia, где ему обязаны своим существовани­ем стадий-палестра и прилегавшие к нему бани, входившие в комплекс новой час­ти дворца. Пантеон, в том виде, в каком он теперь существует, возник всецело во

времена Адриана: и ротонда, и купол nринадлежат этому времени, об этом сви­детельствуют кирпичные штемпели времени Адриана, преобладающие во всем здании. Те же штемпели находятся во множестве и в других зданиях. Деятель­ность кирпичных заводов Адриана была настолько широка, что целое поколение после него живет заготовленными им материалами. То же надо сказать и о при­возных мраморах, наводнивших в это время доки на берегу Тибра[12].

Деятельность Антонина и Марка Аврелия не ознаменовалась выдающимися постройками, последнему принадлежит только погребальное место династии Ан­тонинов около колонны, воздвигнутой в честь Антонина, и pendant к Траяновой колонне (так называемая Колонна Марка Аврелия). В правление Коммода про­изошел разрушительный пожар 191 года, потребовавший при Септимии Севере ряда восстановлений и исправлений. В своей монументальной деятельности Сеп­тимий следовал Адриану. Все постройки последнего в северо-восточном углу Па­латина выросли вверх: и стадий, и прилегавший дворегу. У подножия Палатина возникло колоссальное декоративное здание Септизония, а также термы Севера, вероятно незначительных размеров, до нас от них ничего не сохранилось. Импо­нирующие руины свидетельствуют о великолепии и колоссальных размерах терм Каракаллы в той же части города. Север и Каракалла были последними императо­рами, строительная деятельность которых сильно изменила физиономию Рима,

после них если и возникает новое, то оно только пополняет или скорее переполня­ет строительную деятельность первых веков империи, не создавая ни новых архи­тектурных форм и даже не достигая оригинальных эффектов новым применением старых форм.

Рим в эту эпоху вполне оправдывал те гимны, которые пелись его великоле­пию. Если постройки его и не отличались красотой деталей, то они поражали ко­лоссальностью и декоративностью. Даже грубоватые детали терм Каракаллы в надлежащем освещении и на надлежащем расстоянии декоративно безупречны. Декоративный блеск вызывался главным образом материалом: разноцветными

мраморами античных зданий жила строительная деятельность nan, бронза па­мятников служила предметом грабежа начиная с V до XVI вв., наконец, памятни­ки искусства наполняют собой и до сих nop сотни общественных и тысячи част­ных собраний.

При Севере на внутренней стене Храма Мира была размещена подробная карта города - Forma Urbis Romae, фрагменты которой были найдены в 1562 году антикваром и скульптором Джованни Антонио Дозио близь Базилики Косьмы и Дамиана и помещены в Капитолийские музеи.

Монументальный характер придавала Риму масса общественных построек. Наиболее характерными для Рима являются следующие архитектурные формы, повторявшиеся и варьировавшиеся на массу ладов. Во-первых, так называемые императорские площади, т.е. храмы с большим периболом со множеством почет­ных памятников и произведений искусства: статус, и конных, и пеших, и на ко­лесницах, колонн - nростых и с изображениями, бюстов в нишах, жертвенников и алтарей, изображений богов, по большей части греческого nроисхождения, и т. д.

Здесь, на этих площадях, сидели императорские чиновники в своих канцеляриях, здесь же помещались архивы и библиотеки. Под понятие императорской площади подходит и ряд зданий, не носивших этого технического имени, тот же характер имеют многие храмы, например храм Аполлона на Палатине - настоящий музей произведений греческого ваяния, рядом с которым имелась обширная библиотека, - храм Венеры и Ромы на Велии, храм Клавдия на Целии и другие, и Капитолий был в сущности выразителем той же архитектурной формы. Близко подходили к ней и многочисленные портики, наполнявшие в особенно большом числе Марсово поле[13].

Это - такие же площади, только без центрального храма, здесь также поме­щались канцелярии и другие общественные учреждения, а иногда и торговые за­ведения. Эти портики и площади можно считать дальнейшим развитием той идеи, которая осуществлена была в республиканской базилике, недаром между базили­ками Августа и Константина лежит только одна баилика Траяна, составная часть его форума. Портики часто входили в состав комплекса зданий, соединенных с те­атрами. Число последних со времени Августа не увеличилось, продолжали суще­ствовать все те же три - Помпея, Марцелла и Бальба, все на Марсовом поле. Уве­личилось число других зданий для зрелищ: постоянно расширялся большой цирк,

nоднимаясь все дальше и дальше по склонам холмов, nод конец своего существо­вания он вмещал колоссальное число зрителей, сильно утрированное, однако, в

литературном предании. Рядом с ним продолжал существовать Фламиниев цирк и возникали за Тибром цирки Калигулы и Адриана. Греческие упражнения нашли себе приют в стадии Домициана на Марсовом поле. Только избранная публика имела доступ в дворцовый стадий на Палатине. Гладиаторские игры устраивались в большом амфитеатре Флавиев, для гвардии существовал особый амфитеатр, в восточной окраине города (amph. Castrense). Для морских гладиаторских боев был

устроен ряд навмахий, все почти за Тибром, точнее известна одна из них, вырытая Августом. Чем-то новым в архитектуре древнего мира были и императорские тер­мы, как по соединению обычных греко-римских банных помещений с музеями, библиотеками, палестрами, так и по исполнению.

Такое соединение вызвало к жизни громадные здания, где римская архитек­тура, с ее сводами и куполами, покрывающими колоссальные пролеты, нашла наиболее полное развитие. По всему Рим раскинулись эти термы: на Марсовом

поле - термы Агриппы и Нерона, на Квиринале - Константина, на Виминале - Ди­оклетиана, у Эсквилина - Тита и Траяна, у Авентина - Севера и Каракаллы, все больше на окраинах города, так как там только можно было найти необходимое пространство для этих великанов. Не уступали в великолепии общественным

зданиям и многие частные дома знатных людей, стекавшихся в центр империи. Особенное значение для общего характера города имели, однако, не столько эти дома, сколько сады императоров и частных людей - городские виллы, покрывав­шие все окраины города, особенно соседний Марсовому полю холм садов (collis hortorum, ныне Monte Pincio). Их легче всего представить себе путем сравнения их с подгородными и загородными виллами, например виллой Адриана или виллами

знати Возрождения: то же богатство воды в фонтанах, нимфеях, гротах, та же подрезанная зелень, те же десятки павильонов и других мелких зданий, возникав­ших по капризу владельцев. Наряду с блестящими общественными и частными зданиями продолжал царствовать в Рим прежний тип многоэтажных домов с сот­нями отдельных квартир, где ютился бедный и средний класс.

Нижние этажи заполнялись лавками, мастерскими, кабачками и т. п. заведе­ниями. Все это было широко открыто на улицу, все делалось на виду у проходя­щих, как и теперь, например, в Неаполе. Улицы оставались узкими, тесными и грязными, хотя безобразиям республиканского Рим и был положен конец. Все улицы вымощены, некоторые регулированы, везде правильная канализация, везде обилие воды, которую несут в город 19 водопроводов. Улицы обрамлены порти­ками, от времени до времени возвышаются над ними мраморные триумфальные арки, образцами которых служат для нас арки Тита, Константина, Севера. Сотни частных бань удовлетворяют потребностям, для которых недостаточными оказы­ваются термы. Оживленная торговая и деловая жизнь продолжает кипеть на рын­ках и особенно на берегу Тибра, где один за другим вырастают императорские и частные склады и магазины, здесь выгружают все то, что шлют в Рим провинции, особенно Восток - Египет, Сирия, Малая Азия, Индия. Главную роль играют хлебные склады, где хранились запасы для прокормления римской черни, рядом с ними огромное пространство занимали склады мрамора и строительных материа­лов (теперь marmorata). Сотни магазинов имелись для других предметов, так, на­пример, в horrea (для бумаги и для перца) заняты были тысячи рабочих и около них возникает особый большой рабочий квартал. Здесь Тибр служит главной тор­говой артерией, выше он отделяет новый, затибрский квартал от старого города, через него перекинуто 8 мостов, из которых императорами построены мосты Aurelius (Марк Аврелий), Aelius (Адриан) и Probi (Проб). За пределами города, по главным дорогам, раскинулись гробницы богатых и бедных людей и виллы горо­жан.