Смекни!
smekni.com

Символика света в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (стр. 2 из 7)

Не все символы в литературе имеют столь длинную историю. Многие из них заново построены по образцу общекультурных символов. Таковы, например, символические названия многих реалистических произведений девятнадцатого века: «Мёртвые души», «Обрыв», «Фальшивый купон» и др. Реализм, особенно реализм 19 века, явился мощным и многогранным литературным направлением в мировой и русской словесности.

Реализм открыл неограниченные возможности для проявления творческой индивидуальности писателя, потому что снял все ограничения в выборе темы произведения и способов её художественного осмысления и раскрытия. В последней трети 19 века реализм стал утрачивать принадлежавший ему в культуре середины 19 столетия статус господствующего художественного направления. Его принципы всё чаще подвергались критике или пересмотру со стороны заявивших о себе новых школ, главным образом, натурализма и символизма. Идеалист и поэт В.С. Соловьёв представлял, что старый мир зла и обмана на грани полной гибели, что в мир сходит божественная Красота, (Вечная Женственность, Душа мира), которая должна «спасти мир», соединив небесное (божественное) начало жизни с земным, материальным, создать «царство божие на земле». Таким образом, в поэтику русской литературы входит понятие символа. Красота понимается как гармония, земная жизнь – сон, тень, человеческое «я» - Бог, свободная личность, прямое изображение реальности скользит по поверхности жизни. Символ-намёк помогает эмоционально и интуитивно постичь «тайны мира». Итак, миропонимание становится глубоко идеалистичным, индивидуализм и полная свобода личности оправданы, искусство выше «пошлой» реальности.

Выводы:

1) С.С.Аверинцев, считает, что символ – это универсальная категория эстетики, лучше всего поддающаяся раскрытию через сопоставление со смежными категориями образа, с одной стороны, и знака – с другой. А.Ф.Лосев предлагает такое определение символа: «Символ есть принцип бесконечного становления с указанием всей той закономерности, которой подчиняются все отдельные точки данного становления». Квятковский А.П. говорит, что символом является многозначный предметный образ, объединяющий собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности.

2) Для символа очень важно наличие смысла потому, что он символизирует наличность «смысла» у мира и жизни.

3) Понятие символа в поэтике русской литературы: красота понимается как гармония, земная жизнь – сон, тень, человеческое «я» - Бог, свободная личность, прямое изображение реальности скользит по поверхности жизни. Символ-намёк помогает эмоционально и интуитивно постичь «тайны мира» в реалистическом искусстве.


Глава 2. Исследование работ по символике света Достоевского

Существует множество замечательных работ о творчестве Достоевского: К.В.Мочульский, например, рассуждает о трёх аспектах «Преступления и наказания»: единство места, времени и действия, пишет о христианских мотивах; Иосиф Бродский уверен, что: «великим писателем Достоевский стал не из-за неизбежных сюжетных хитросплетений и даже не из-за уникального дара к психологическому анализу и состраданию, но благодаря инструменту или, точнее говоря, физическому составу материала, которым он пользовался, т.е. благодаря русскому языку»[8], А.Ф.Анненский выделяет «в романах Достоевского два типа совести. Первый - совесть активная: она действует бурно, ищет выхода, бросает вызовы, но мало-помалу смиряется и начинает залечивать свои раны. Другая - это совесть пассивная: эта растет молча, незаметно, пухнет, как злокачественный нарост, бессильно осаждаемая призраками, и человек гибнет, наконец от задушения в кругу, который роковым образом оцепляет его все уже и уже»[9], В.С.Соловьёв считал, что «общий смысл всей деятельности Достоевского, или значение Достоевского как общественного деятеля, состоит в разрешении двойного вопроса: о высшем идеале общества и о настоящем пути к его достижению»[10], Л.В.Карасев выделил следующие символы Достоевского: «1)такая минутка, 2)чистое белье, 3)тлетворный дух, 4)«заклад» Раскольникова 5)железо и медь, 6)камень на Вознесенском проспекте»[11] и мн. др.

Но только в двух работах есть элементы символики света. В своей книге «Достоевский. Гоголь. Соловьёв», К.В.Мочульский в книге «Достоевский. Жизнь и творчество» выделил некоторые световые символы романа как элементы пейзажа. А А.Ф.Лосев в статье «Достоевский» (в своей книге «Проблема символа и реалистическое искусство») выделил и доказал только символику косых лучей заходящего солнца в творчестве Достоевского. Эти работы мы рассмотрим ниже.

К.В.Мочульский в своей книге о Достоевском[12] очень хорошо описывает психологизм в его романах, но в то же время, мимоходом, обращает внимание на ключевые моменты романа, связанные с символикой света, где-то он даже даёт толкование тому или иному символу, но при этом наибольшую часть внимания он уделяет психологизму Достоевского.

«Так же «психологично» описание квартиры старухи, - пишет Мочульский - ростовщицы: темная и узкая лестница, четвертый этаж, слабо дребезжащий колокольчик, дверь, приотворяющаяся на крошечную щелочку, темная (здесь и далее в текстах Достоевского полужирный курсив мой – Е.С.) прихожая, разгороженная перегородкой, и, наконец, комната «с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах». «Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана, с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам, да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках,– вот и вся мебель. В углу, перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто - и мебель, и пол были оттерты под лоск: все блестело». Герой сразу же переводит свое впечатление на язык психологии; «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота». Как точно и тонко подметил Мочульский: «Поразительна безличность этой обстановки, бездушность порядка, мещанская пошлость «немецких барышень» и ханжеское благочестие лампадки».

«День обличает Раскольникова, ночь поглощает в своем темном лоне его двойника Свидригайлова» - полагает он.

«А между тем весь роман пронизан воздухом Петербурга, освещен его светом. - считает Мочульский. - Душа города воплощается в Раскольникове, звучит в нем, как тоскливая песня уличной шарманки. «Я люблю,- говорит он,- как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледнозеленые и больные лица; или еще лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? а сквозь него фонари с газом блистают...»

Ключевые моменты романа приводятся с выделением важных для нас символов: «Раскольников совершает преступление «в начале июля, в чрезвычайно жаркое время». Он бродит по городу. «Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца». Когда, после преступления, убийца идет в контору, его слепит солнце: «На улице опять жара стояла невыносимая, хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные... Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась - обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день». Раскольников - ночной человек; в его каморке почти всегда темно; он - гордый дух тьмы, и его мечта о господстве порождена мраком». Очень верно подметил Мочульский: «Ему чужда земная жизнь, освещенная солнцем, он отрезан от «дневного сознания». Но вот «идея» толкает теоретика на действие: ему приходится из сумерек отвлеченной мысли выйти в жизнь, столкнуться с реальностью. Свет дня ослепляет его, как ночную птицу. Из холода абстракции он попадает в летний Петербург - жаркий, зловонный, душный. Это усиливает его нервную раздражительность, развивает зародыш болезни. Солнце обличает его беспомощность и слабость. «Он даже убить не умеет», совершает промах за промахом и, как муха на свечку, летит прямо в сети Порфирия Петровича».

Мочульский даёт такое толкование символа света - солнца: «Солнце у Достоевского - символ «живой жизни», побеждающей мертворожденную теорию. Раскольников входит в комнату старухи, ярко освещенную заходящим солнцем. В уме его мелькает страшная мысль: «И тогда, стало быть, так же будет солнце светить!» В ужасе преступника перед солнцем уже заключается предчувствие гибели».

«Хаос душевный сливается с хаосом природным, - пишет он и приводит прекрасный отрывок из романа, - описание этой грозовой ночи - вершина «мистического реализма» Достоевского «Вечер был душный и мрачный. К десяти часам вечера надвинулись со всех сторон страшные тучи - ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти в продолжение каждого зарева». В полночь он идет на Петербургскую сторону, снимает номер в грязной деревянной гостинице, но и эта крошечная клетушка не спасает его от разбушевавшихся стихий. Они преследуют Свидригайлова».

Символика света у Достоевского рассматривается и А.Ф.Лосевым. «Символ косых лучей заходящего солнца,- по словам Лосева.[13]- которые, как показывает исследование, появляется в романах Достоевского в самые ответственные и глубокие моменты развития действия, свидетельствуя в композиционном смысле как раз о переломном значении этих моментов. Достоевский прежде всего противопоставляет эти косые лучи заходящего солнца мрачному и злому виду старого Петербурга, который всегда переживался Достоевским как некий призрак и мутное наваждение.