Смекни!
smekni.com

Мастит в молочном скотоводстве (стр. 9 из 10)

Высокий риск заболеваемости сухостойных коров маститом побуждает специалистов изыскивать превентивные меры. На сегодня известно несколько путей решения проблемы: профилактическое введение антибиотиков в вымя: создание наружной защиты от патогенных возбудителей: стимуляция неспецифических факторов локальной резистентности.

В последнее время на российский рынок усиленно продвигаются высокотехнологические средства для профилактики мастита у коров в начале сухостойного периода: орбенин DC. нафпензал DC. Предпосылками к применению названных препаратов является высокая молочная продуктивность коров (не менее 4500 кг за лактацию) и проведение стоп-запуска (А.Олейник, 2006). Между тем в сельхозпредприятиях РФ стоп-запуск коров, по существу, не практикуется, доля же высокопродуктивного поголовья относительно невелика. При этих условиях окупаемость столь затратного мероприятия (200 руб. на животное) весьма проблематична.

При этом общеизвестно, что санация вымени сухостойных коров пролонгированными антибиотиками оправдывает себя лишь как средство облегчения стоп-запуска. Следует также учитывать негативные последствия длительного пребывания антибиотиков в вымени. Кроме того, способ не защищает вымя от новых случаев заражения через сосковый канал.

Для создания наружной защиты молочной железы сухостойных коров от патогенных возбудителей создано пленочно-антисептическое покрытие - ПАП (Н.И. Полянцев, Л.Г. Роман). Оно соединяет свойства санирующего вещества (поверхностного и дистанционного действия) и защитного пленочного покрытия. В качестве антисептика использовали йодвисмутсульфамид, а пленочного покрытия - биополимер. Последний, подсыхая, образует тонкую эластичную пленку, которая хорошо удерживается на кожной поверхности, изолируя ее от контакта с внешней средой. По результатам производственных испытаний, применение ПАП снизило заболеваемость коров маститом в первые 2 недели сухостоя с 22,0 до 4,0%, то есть в 5,5 раза; профилактическая эффективность нафпензала была в 2,1 раза ниже. Согласно расчетам, прямые затраты на двукратную с интервалом 7 дней профилактическую обработку вымени сухостойных коров ПАП составляют 7,5 руб. на животное, что в 26,6 раза дешевле по сравнению с нафпензалом DC. (11)

ВЛИЯНИЕ МАСТИТА СУХОСТОЙНЫХ КОРОВ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДИСПЕПСИИ У ТЕЛЯТ

Мастит - наиболее распространенный и экономически значимый вид незаразной патологии молочных коров. Он регистрируется постоянно, причем число больных животных на фермах достигает 25-40%. На мастит сухостойных коров как один из этиологических факторов диспепсии у телят профилакторного периода обратили внимание лишь отдельные авторы (Г. А. Абзалова, 1976; Н. Кондрахин с соавт., 2005). В задачу исследователей входило установить распространение мастита клинически выраженного и скрытого среди коров групп сухостоя и выяснить влияние «маститного» молозива на заболеваемость телят диспепсией. Работу проводили на молочных фермах СОООАФ «Петродолинское» и СОООАФ «Нива» Одесской области (Украина). Для обнаружения мастита первый раз исследовали вымя клиническими методами на 14-15-й день сухостойного периода, второй - за 10-14 дней до предполагаемого отела.

В отличие от лактирующих коров у сухостойных признаки мастита выражены нечетко. Наиболее информативны результаты органолептической оценки секрета. При ее проведении следует учитывать, что в секрете отсутствуют казеин и другие компоненты молока. В процессе постлактационной инволюции молочной железы формируется специфический секрет, характерным признаком которого является высокая клейкость. При воспалении вымени она в той или иной мере утрачивается, так как происходит разрушение полисахаридных комплексов гиалуронидазой микроорганизмов. У лактирующих коров мастит вызывает резкое снижение секреции молока. В сухостойном

периоде в пораженных маститом долях количество секрета, напротив, увеличено по сравнению со здоровыми долями вымени.

Секрет выдаивали в лунку специальной пластины отдельно из каждой доли. Учитывали объем, цвет, степень мутности, клейкость, консистенцию, однородность секрета.

Нормальный секрет сухостойной коровы имел соломенно-желтый или шафрановый цвет, консистенция варьировала от полужидкой до медовой, клейкость хорошо выражена. Объем секрета, который можно извлечь из одной доли, не превышал 5 мл. При остром катаральном мастите секрет в объеме 10-20 мл, серого цвета, однородный (без хлопьев гноя и слизи), с пониженной клейкостью. Подострый катаральный мастит характеризуется следующими признаками: секрет в объеме 30-50 мл, жидкий, серого цвета, с наличием гноя и слизи, клейкость отсутствовала. В случае перехода болезни в хроническую форму секрет приобретал густую (сметанообразную) консистенцию, был непрозрачным, в нем преобладали гной и слизь; клейкость отсутствовала, объем свыше 100 мл.

Диагностику субклинического мастита сухостойных коров проводили визуальным экспресс-методом, который был предложен авторами. Метод прошел широкую производственную апробацию.

Метод основан на том, что в пораженных субклиническим маститом долях вымени постлактационная инволюция протекает замедленно, в результате чего формирование специфического секрета запаздывает.

Наиболее выраженные различия выявили на 30-35-й день сухостойного периода. В этот срок секрет здоровых долей вымени имел густую консистенцию (подобно майскому меду), хорошо выраженную клейкость, соломенно-желтый или шафрановый цвет, его объем не превышал 5 мл. Секрет из больных долей - объем 10-15 мл, полужидкий, клейкость слабо выражена, цвет варьирует от серого до светло-желтого. Следовательно, для скрытого мастита характерна задержка инволюции паренхимы вымени на срок 2-3 недели. Визуальный экспресс-метод в 95% случаев совпал с цитологическими данными.

Всего обследовали на мастит 781 сухостойную корову. Выявили больных клиническим маститом 160 голов (20,49%), субклинической формой - 141 (18,05%). Таким образом, в постлактационный период заболели маститом 38,5% коров.

Диспепсия телят имеет полифакторную этиологию. В. В. Матюшин с соавт. (1982), В.В. Матюшин (1989), приводя обширный перечень причин возникновения данной патологии, совершенно упустили из виду возможную этиологическую ее связь с маститом сухостойного периода у коров-матерей. Правомерность такой постановки вопроса вытекает, с одной стороны, из значительного распространения мастита среди коров, находящихся в сухостое, а с другой - из ранее полученных нами данных (Л.Г. Роман с соавт., 1989) о том, что «маститное» молозиво существенно отличается от нормального по ряду биохимических, иммунологических показателей и санитарному качеству. Так «маститное» молозиво имело пониженное содержание сиаловых кислот, ДНК, РНК, лактозы, общего белка, сывороточных белков, иммуноглобулинов. В частности, содержание иммун-нолактоглобулинов было в 2,9 раза ниже по сравнению с молозивом здоровых коров. Сыворотка молозива из больных долей вымени имела лизоцимную активность 34,26% против 47,7% в контроле (Р<0,05).

Критерием суждения о санитарном качестве молозива служила общая микробная контаминация. В молозиве из больных долей микробное число составило 11,47 тыс/мл, это в 6,86 раза больше по сравнению со здоровыми долями (Р<0,001).

Таким образом, по всем контролируемым параметрам молозиво больных коров отличалось от молозива здоровых животных. В связи с этим предстояло выяснить последствия использования такого молозива для выпойки телят. С этой целью ежедневно вели наблюдения за четырьмя группами новорожденных телят полученных: от коров со здоровым выменем (I группа), от коров-матерей, больных скрытым маститом (II), от коров, больных клиническим маститом (III), от коров, прошедших курсовое лечение по поводу мастита в конце сухостоя (IV).

Заболеваемость телят диспепсией в зависимости от состояния молочной железы коров-матерей

Группа n Заболело диспепсией Пало
голов % голов %
I 25 3 12,0 - -
II 26 10 38,5 1 3,9
III 25 23 92,0 5 20
IV 25 4 16,0 - -

Из данных, приведенных в таблице, следует, что по группе телят, которым выпаивали молозиво от больных субклиническим маститом коров-матерей, заболеваемость диспепсией была в 3,21 раза выше по сравнению с контрольной группой (выпойка молозива здоровых коров-матерей) (Р<0,05). При этом регистрировали в основном простую диспепсию, которая характеризовалась частой дефекацией, наличием водянистых фекалий неприятного запаха, с примесью слизи, при удовлетворительном общем состоянии; температура тела повышена незначительно на 0,1-0,4°С.

При своевременно начатом комплексном лечении такие животные на 5-7-е сутки выздоравливали. При выпойке молозива от коров-матерей, которые перенесли мастит в сухостойный период, но до отела прошли курс лечения, заболеваемость телят диспепсией снизилась с 38,5 до 16%, то есть в 2,4 раза (Р<0,05).

Если клинически выраженный мастит сухостойных коров сохраняется до отела, то с наступлением лактации накопленный в емкостной системе пораженной доли экссудат, будучи многократно разбавлен молозивом, обычно остается незамеченным. Поступление же продуктов воспаления в желудочно-кишечный тракт теленка приводит к тяжелым расстройствам пищеварения, с токсическими проявлениями и высоким процентом летальности. При использовании для выпойки телятам молозива коров-матерей больных клиническим гнойно-катаральным маститом, заболеваемость их диспепсией в 7,67 раза превышала таковую контрольной группы (Р<0,05), при этом пало 5 телят (20%). При выпойке телятам молозива от коров, больных клинически выраженным маститом, регистрировали в основном токсическую диспепсию. Она характеризовалась угнетенным состоянием, мышечной дрожью, адинамией. У больных телят была понижена кожная чувствительность, взъерошен волосяной покров, глаза запавшие, носовое зеркало сухое. При использовании для выпойки молозива коров-матерей с персистирующим субклиническим маститом диспепсией заболело 38,5% новорожденных телят, это в 3,1 раза больше, чем при выпойке молозива здоровых коров. Молозиво коров-матерей, больных клиническим гнойно-катаральным маститом, увеличивает заболеваемость телят до 93%, причем диспепсия протекает с картиной токсемии и в 20% случаев завершается летально.