Смекни!
smekni.com

Институт президентства и его влияние на мировую политику (стр. 13 из 17)

Рассмотрим влияние главы государства на процесс гражданской консолидации казах­станского общества, и его внешнеполитическую деятельность, с точки зрения создания благоприятных предпосылок для политической и социально-экономической модернизации, в процессах сохранении межэтнического согласия и консолидации общества.

Мировой опыт свидетельствует о том, что этнодемографический состав населения оказывает не последнее влияние на систему правления в стране. Не вызывает сомнений, что оптимальное решение вопросов межнациона­льных и межконфессиональных отношений всегда остается одной из цен­тральных повесток дня правительства в любом этнически разнообразном обществе. В связи с этим, в политологической литературе развернулась широкая дискуссия о том, какую систему правления можно считать эффек­тивной, если во главу угла поставлена стратегия достижения политическо­го единства в таком обществе. При этом краеугольным камнем остается дилемма совмещения двух важнейших целей - политической стабильности и демократичности решения межэтнических и межконфессиональных во­просов. Ведь не всегда удается достичь оптимального согласования этих целей, особенно если речь идет о странах, переживающих период полити­ческой модернизации.

В процессе анализа концепций многосоставного общества и сообщественной демократии, разработанных А. Лейпхартом[59], можно прийти к выводу, что они отражают в основном опыт парламентских режимов Западной Европы.

С другой стороны, вопрос об эффективности президентской системы правления с точки зрения ее влияния на стабильность многосоставного об­щества остается менее исследованным. Как известно, если для парламент­ского правления во главу угла ставятся приоритеты представительства, то для президентского режима ключевыми остаются приоритеты эффектив­ности.

По результатам переписи населения 1999 года, из более ста представи­телей этносов на территории республики, казахи составили 53,4%, русские - 30%, и 16,6% - приходятся на остальные этнические группы[60]. Таким образом, отличительная особенность этнополитической ситуации Казах­стана проявляется во взаимоотношениях его крупнейших этносов - казах­ского и русского. Подобные общества называют «централизованными», или биэтническими, и в них преобладают и приблизительно равны два эт­носа, а остальные относятся к национальным меньшинствам.

Несмотря на стабильность взаимоотношений двух крупных этносов в Казахстане, все же они носят сложный, многоуровневый, и порой даже противоречивый характер. По мнению ряда отечественных ученых, они могут быть проинтерпретированы как кон­куренция этносов, которая наиболее отчетливо выражается в политической и культурной сферах общества[61].

Главной целью казахстанской этнополитики является формирование единого народа Казахстана как политической и культурной общности гра­ждан различной этнической принадлежности. Ведущая роль в этом при­надлежит Президенту страны Н.А. Назарбаеву. В своих ежегодных посла­ниях народу Казахстана, в различных выступлениях о текущей деятельно­сти Н.А. Назарбаев наметил основные направления и приоритеты нацио­нальной политики государства. Важнейшее значение для формирования национальной политики государства имеет президентская стратегия «Ка­захстан-2030». Особый вес в русле рассматриваемой темы имеет второй долгосрочный приоритет, нацеливающий на внутриполитическую стабиль­ность и консолидацию общества. Имея различные аспекты, консолидация общества своей основной целью ставит формирование единой гражданст­венности для представителей различных этнических и конфессиональных групп Казахстана[62].

Как и другие постсоветские многонациональные государства, Казах­стан руководствуется в своей государственной национальной политике стратегией формирования народа «сверху». Это означает, что особую роль в этом процессе берет на себя государство. В частности, правительство и иные государственные органы составляют краткосрочные и среднесрочные программы действий на основе долгосрочных приоритетов стратегии «Ка­захстан-2030».

В настоящее время языковая политика государства является неотъем­лемым элементом курса на демократизацию политической системы. Это значит, что, отказавшись от советской политики по завуалированному ис­коренению языков малочисленных народов и насаждению единого языка, руководство республики взяло ориентир на конституционное обеспечение прав и возможностей для всех этнических групп и диаспор использовать и развивать свой язык.

Осуществление конституционного права на свободу совести регулиру­ет принятый 15 января 1992 года Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Данный закон обеспечил право граждан на свободное волеизъявление своих религиозных чувств, на распространение религиозных взглядов и убеждений, освободил религиоз­ные организации от государственной опеки. Впервые за годы существова­ния Казахстана свобода вероисповедания стала объективной реальностью.

Государственная политика направлена на поддержание устойчивости этнополитической ситуации. Однако, невоз­можно административными методами бесконечно долго поддерживать этнополитическую стабильность при объективно сложившейся в обществе противоположности интересов этнических групп. Устойчивость межэтни­ческих отношений может стать долговременной лишь при условии пре­одоления разделенности этносов и выхода обществ на новый, надэтнический уровень интеграции[63].

Анализ эволюции национальной политики Казахстана за последние десять лет показывает переход от этноориентированной, примордиалистской политики к приоритетам модернистского понимания нациестроительства. Особенно важно то, что указанная смена акцентов в реализации нацио­нальной политики Казахстана совпадает с выбранным курсом на построе­ние демократической политической системы[64]. В противном случае, провоз­глашение принципов построения нации-государства в условиях многосо­ставного общества республики могло бы вступить в острое противоречие с демократическими принципами.

И.А. Назарбаев на Первом форуме народов Казахстана (1992 год) впер­вые высказал идею о создании общественного органа консолидации граж­дан всех национальностей. Результатом стало появление в 1995 году Ас­самблеи народов Казахстана. Ее создание было обусловлено стремлением к гармонизации общественных отношений, сохранению межнационально­го, межконфессионального и гражданского согласия в республике. Сейчас Ассамблея народов Казахстана играет важную роль в национальной поли­тике, объединяя национально-культурные центры проживающих в респуб­лике этносов. Ассамблея вносит свой посильный вклад в поддержание ми­ра и согласия в стране.

С обретением независимости и выходом на новый уровень отношений Республики Казахстан вопросы внешней политики обрели особую акту­альность. Необходимость защиты суверенитета республики выдвинула на одно из первых приоритетных направлений - защиту национальных инте­ресов и национальной безопасности. И именно от внешнеполитических инициатив президента зависело дальнейшее развитие государства.

2 марта 1992 года на 46 сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была единогласно одобрена резолюция 46-224 о приеме Республики Казахстан в члены ООН. Вступление Казахстана в ООН стало отправной точкой его интеграции в систему международных организаций в качестве независимого государства[65].

Выступив инициатором созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), целью которого является создание новых струк­тур безопасности на всей территории азиатского региона, Президент Н.А. Назарбаев заложил основы для начала общеазиатского процесса расшире­ния доверия в сфере развития сотрудничества и укрепления безопасности. Успешное проведение в Алматы Первого саммита СВМДА еще одно сви­детельство активной позиции президента Казахстана на мировой арене.

Придавая большое значение повышению эффективности мер по обес­печению международной безопасности, Казахстан активно поддерживает миротворческую деятельность ООН. Участие в системе международной безопасности в рамках ООН дало Казахстану возможность развития отно­шений и в сфере социально-экономических и культурно-образовательных программ. Об этом свидетельствует расширение представительств ООН в республике.

Краеугольным камнем внешней политики Республики Казахстан яв­лялся вопрос выработки ядерной политики. Унаследованное от СССР, ба­зировавшиеся на территории нашей страны, ядерное оружие не позволяло успешно вести переговоры по целому ряду важных вопросов. Продолже­нием мер, начавшихся с подписания в декабре 1991 года Алматинской Декларации о механизмах совместного контроля над ядерным оружием, находившемся на территории стран СНГ, стала выработка позиции отказа от ядерного оружия. Твердая позиция по этому вопросу Президента Рес­публики Казахстан Н.А. Назарбаева сыграла важнейшую роль в усилении безопасности и экономического развития суверенного государства[66].

Выбор такой позиции объясняется рядом разумных причин.

Во-первых, обладание ядерным оружием являлось тяжким бременем для молодой республики, как в эко­номическом, так и техническом плане относительно его содержания и ус­тановления контроля над ним.

Во-вторых, казахстанская общественность считается с тем фактом, что последствия ядерных испытаний до сих пор сказываются на жизни и здоровье населения республики.