Смекни!
smekni.com

Институт президентства и его влияние на мировую политику (стр. 6 из 17)

3. Вся законодательная власть принадлежит Конгрессу США. Законы, принятые Конгрессов, обязательны для бе­зусловного исполнения всеми должностными лицами, начи­ная с президента. Со своей стороны, президент может стать противовесом законодательной власти в том случае, если он наложит вето на закон, принятый Конгрессом, а Кон­гресс при повторном голосовании не сможет набрать требу­емые Конституцией две трети голосов для отклонения пре­зидентского вето. В свою очередь, Верховный суд США вправе признать неконституционным любой закон, приня­тый Конгрессом и подписанный президентом, и тем самым отменить его.

4. Президент - полномочный глава всей федеральной исполнительной власти. Все государственные служащие обязаны неукоснительно выполнять его решения. Кабинет министров имеет лишь совещательный статус при главе го­сударства и правительства. Со своей стороны, Конгресс по­стоянно, в осуществление своей контрольной функции над деятельностью исполнительной власти, следит за тем, как администрация президента исполняет законы и расходует ассигнованные Конгрессом средства.

5. Президент имеет право издавать исполнительные приказы (указы), которые касаются главным образом сфе­ры деятельности органов федеральной исполнительной власти. Конгресс не вправе отменять указы президента, но Верховный суд США полномочен аннулировать их, если со­чтет, что они не соответствуют Конституции.

6. Важнейший инструмент президентской власти - госу­дарственный бюджет. Только президент имеет право еже­годно представлять проект госбюджета на рассмотрение Конгресса. Однако окончательный вариант госбюджета принимается высшим законодательным органом страны.

7. Президент - верховный главнокомандующий воору­женными силами. Он руководит армией и флотом, но право объявления войны и заключения Мира принадлежит Кон­грессу, который к тому же утверждает все расходы на со­держание вооруженных сил и на все программы вооружений.

8. Президент представляет страну в сфере международ­ных отношений и подписывает международные договоры, но эти договоры утверждаются или отклоняются сенатом Конгресса США[23].

9. Президент может по своему усмотрению использо­вать внутренние войска и вооруженные силы для обеспече­ния общественного порядка, но он имеет право вводить по всей стране чрезвычайное положение только с санкции Конгресса.

10. Верховный суд может признать неконституционным любой закон, принятый Конгрессом, и любой указ, издан­ный президентом, но действует он не по своей инициативе, а только в ответ на апелляцию по поводу решения нижесто­ящей судебной инстанции, уже определившей свое отноше­ние к действиям законодательной или исполнительной власти. Судебная власть, согласно Конституции, независима от законодательной. Президент может повлиять на дея­тельность Верховного суда путем назначений на появивши­еся в нем вакансии сторонников своего политического кур­са. В свою очередь Конгресс может принять закон или предложить поправку к Конституции, изменяющие юрис­дикцию Верховного суда.

11. Президент может уволить в отставку любого члена своей администрации, но он не полномочен увольнять в от­ставку высших лиц исполнительной власти штата или мес­тных органов власти, избранных местными избирателями.

12. Конгресс не может уволить в отставку кого-либо из должностных лиц исполнительных органов власти, но он вправе путём процедуры импичмента отстранить от дол­жности президента и других должностных лиц, включая фе­деральных судей.

13. Срок полномочий президента ограничен 4 годами, и он может переизбираться только один раз. Члены сената Конгресса США избираются на 6 лет, а члены палаты пред­ставителей - на 2 года, и они могут переизбираться на новый срок. Члены Верховного суда назначаются пожиз­ненно. Таким образом, высшие должностные лица всех трех ведущих органов государственной власти имеют раз­личные, не совпадающие между собой сроки полномочий и не зависят друг от друга.

Такова в общих чертах американская модель президен­тского правления. Как видно, президент по этой модели на­делен широкими и разнообразными полномочиями, но он действует лишь в пределах федеральной исполнительной власти и в силу конституционного принципа разделения властей не может единолично управлять всем государствен­ным аппаратом. Его полноправными партнерами и проти­вовесами в этой сфере выступают не зависимый от прези­дента Конгресс и не менее независимый Верховный суд. При всей силе своей власти, помноженной на личную ак­тивность, ни один президент США не был в состоянии до­биться сколько-нибудь значительных перемен во внутрен­ней и внешней политике американского государства без поддержки высшего законодательного органа страны. По­литическая система США позволяет сильному президенту сосредоточить в своих руках огромную власть, но только при одном условии: его должно поддерживать большинство членов Конгресса. В этой тесной зависимости президен­тской политики от позиций и действий парламента - одно из важнейших отличий американской модели президент­ства от авторитарных моделей президентской власти.

Можно спорить о степени демократичности американ­ской политической системы в целом, но бесспорно, что и президент, и Конгресс, и Верховный суд постоянно испыты­вают на себе давление со стороны самых разнообразных общественно-политических сил - предпринимателей, фер­меров, профсоюзов, других многочисленных и влиятельных общественных организаций. Кроме того, мощное воздей­ствие на политику американского президента оказывает межпартийное противоборство и наличие эффективной оп­позиции в Конгрессе. В действия президента может неза­медлительно вмешаться Верховный суд. К тому же каждый публичный шаг главы государства находится под присталь­ным вниманием средств массовой информации, чья свобода от правительственной цензуры узаконена Конституцией. В целом над деятельностью президента со стороны различ­ных политических и общественных институтов в США осуществляется весьма серьезный контроль[24].

В силу всех этих достаточно надежных ограничителей и противовесов президентская власть в США, независимо от субъективных желаний того или иного президента, не может превратиться в режим личной власти. Любые стремления на­рушить баланс властей в свою пользу получают эффектив­ный отпор. Наиболее четко этот механизм саморегулирова­ния американской политической системы сработал тогда, когда президент Р. Никсон попытался резко усилить прерога­тивы высшей исполнительной власти и ослабить контроль над правительством со стороны высшей законодательной власти. Такие действия президента, усугубленные грубыми нарушениями законности, допущенными рядом сотрудников его администрации, а также яростная борьба оппозиции про­тив ряда инициатив Никсона во внутренней и внешней поли­тике, сплотили в мощную антиниксоновскую коалицию Кон­гресс, Верховный суд, прессу и различные общественные группы. В результате президент Никсон оказался перед ре­альной угрозой импичмента и в 1974 году был вынужден уйти в отставку.

Будучи единоличным главой исполнительной власти, президент США не располагает какими-то явно силовыми рычагами воздействия на Конгресс, оппозиционную и свою собственную партию, прессу, органы власти в штатах и на местах. Президент Г. Трумэн как-то высказался в том смыс­ле, что у президента США нет никакой иной власти, кроме власти убеждения Конгресса, партий, прессы, широких кру­гов общественности в правильности его политики. Это ут­верждение Трумэна явно упрощает сложную и многогранную модель президентской власти, в арсенале которой име­ется достаточно эффективных средств политического, эко­номического и морального воздействия и на сторонников, и на противников президента. Однако в то же время, очевид­но, что благодаря самой конституционной конструкции по­литической системы США и ее дальнейшей эволюции глава американского государства по существу обречен искать и находить взаимодействие и с Конгрессом, и с оппозицион­ной партией, и с различными общественно-политическими группировками.

Американская модель президентства также отличается своей рациональностью: в ней отсутствует присущий ряду других стран дуализм исполнительной власти, при котором президент и премьер-министр часто соперничают за преоб­ладающее влияние на правительственную политику. Кроме того, эта модель доказала свою высокую степень устойчи­вости с точки зрения преемственности президентской влас­ти. За всю историю США, несмотря на различные полити­ческие и экономические кризисы, войны и другие потрясе­ния, президентские выборы в этой стране ни разу не были отменены или перенесены и всегда проводились в установ­ленные Конституцией США сроки. В случае внезапной смерти того или иного президента правовой механизм пере­дачи власти также срабатывал неизменно четко. Даже убийство нескольких президентов США не создало в стране политического вакуума, смуты или борьбы за власть. В слу­чае смерти того или иного президента его место незамедли­тельно занимал вице-президент, и его легитимность ни у кого не вызывала сомнений[25].

Американская модель президентства не допускает и возникновения двоевластия в политической системе США, когда президент проводит свою политику, а Конгресс осу­ществляет свой курс. Система разделения и баланса властей даже в условиях, когда президент представляет одну пар­тию, а большинство в Конгрессе принадлежит оппозицион­ной партии, обеспечивает единство государственной поли­тики. Результатом любого, даже самого острого, полити­ческого противоборства в этой стране является принятие того или иного закона, который иногда вступает в силу против воли президента или многих парламентариев, но с этого момента его исполнение становится обязательным для всех - от президента и его министров до законодателей и рядовых граждан. При этом и должностные лица, и американское общество в целом признают и соблюдают кон­ституционные и иные правовые нормы, определяющие объем и пределы полномочий президентства и других поли­тических институтов в этой стране. Наконец, специфика политической культуры в США такова, что американцы привыкли рассматривать своего президента не как всемогу­щего "отца нации", единолично правящего страной и отве­чающего за все, что в ней происходит. В то же время прези­дент воспринимается в Соединенных Штатах как глава фе­деральной исполнительной власти, который должен быть ведущим общенациональным политическим лидером, про­являть инициативность в осуществлении государственной политики и обеспечивать эффективное руководство прави­тельством.